Парадигмальные дебаты

Аннотация

Автор анализирует отношения между естественно-научной и гуманитарной парадигмами, противоборствующими в психологической науке с первых ее шагов. По его мнению, естественно-научная (по сути, являющаяся квазиестественно-научной) и гуманитарная парадигмы не являются антагонистичными или несоизмеримыми, и в современной психологии наблюдаются тенденции, открывающие перспективы их интеграции. В частности, «практический поворот» и «технологический сдвиг» психологии дают основания зафиксировать формирование новой – «технологической» – парадигмы, потенциально способной послужить основой парадигмального синтеза.

Общая информация

Ключевые слова: естественно-научная и гуманитарная парадигмы, когнитивные и социальные критерии демаркации, перспективы интеграции, постмодернизм, технологическая парадигма, психологическая причинность

Рубрика издания: Парадигмы в психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Юревич А.В. Парадигмальные дебаты // Методология и история психологии. 2007. № 3. С. 3–17.

Литература

  1. Александров Ю.И. О «затухающих парадигмах, телеологии, “каузализме” и особенностях отечественной науки // Вопросы психологии. 2005. № 5. С. 155–158.
  2. Аллахвердов В.М. Вечно зеленеющий предмет психологии на фоне сухой теории // Методология и история психологии. 2006. Т. 1, вып. 1. С. 100–104.
  3. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб., 2003.
  4. Арефьев П.Г. Российские интеллектуальные элиты в компьютерных сетях: проблемы интеграции в структуру глобального взаимодействия // Социальные науки в постсоветской России. М., 2005. С. 262–301.
  5. Батыгин Г.С. Невидимая граница: грантовая поддержка и реструктурирование научного сообщества в России // Социальные науки в постсоветской России. М., 2005. С. 323–340.
  6. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собрание сочинений в 6 т. Т. 1. М., 1982. С. 291–436.
  7. Гарбер И.Е. Оппозиция метода и технологии в психологии // Методология и история психологии. 2007. Т. 2, вып. 1. С. 106–117.
  8. Гусельцева М.С. Культурная психология и методология гуманитарных наук // Вопросы психологии. 2005. № 5. С. 3–18.
  9. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000.
  10. Зинченко В.П. Культурно-историческая психология и психологическая теория деятельности: живые противоречия и точки роста // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1993. № 2. С. 41–50.
  11. Климов И.А. Социальный состав и профессиональные ориентации российских обществоведов // Социальные науки в постсоветской России. М., 2005. С. 203–227.
  12. Корнилова Т.В. К проблеме полипарадигмальности психологических объяснений (или о роли редукционизма и пристрастиях в методологии психологии) // Психологический журнал. 2006. № 5. С. 92–100.
  13. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
  14. Леонтьев Д.А. Личность как преодоление индивидуальности: основы неклассической психологии личности // Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра. М., 2006. С. 134–147.
  15. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  16. Марцинковская Т.Д. Междисциплинарность как системообразующий фактор современной психологии // Методологические проблемы современной психологии. М., 2004. С. 61–81.
  17. Мироненко И.А. Континуум или разрыв? // Вопросы психологии. 2006. № 6. С. 110–116.
  18. Мироненко И.А. О концепции предмета психологической науки // Методология и история психологии. 2006. № 1. С. 160–173.
  19. Нагель Т. Мыслимость невозможного и проблема духа и тела // Вопросы философии. 2001. № 8. С. 105.
  20. Наука и общество на рубеже веков. М., 2000.
  21. Серль Дж. Открывая сознание заново. М., 2002.
  22. Смирнов С.Д. Чем грозит психологии отсутствие общепринятого определения ее предмета? // Методология и история психологии. 2006. Т. 1, вып. 1. С. 73–84.
  23. Соколова Е.Е. Апология системного монизма // Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 15–23.
  24. Соколова Е.Е. К проблеме соотношения значений и смыслов в научной деятельности (опыт неравнодушного прочтения книги А.А. Леонтьева «Деятельный ум» // Психологический журнал. 2006. № 1. С. 107–113.
  25. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.
  26. Хозиев В.Б. К вопросу о месте консультативного метода исследования // Методология и история психологии. 2007. Т. 2, вып. 1. С. 190–206.
  27. Чуприкова Н.И. Теория отражения, психическая реальность и психологическая наука // Методология и история психологии. 2006. Т. 1, вып. 1. С. 174–192.
  28. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М., 2006.
  29. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
  30. Юлина Н.С. Головоломки проблемы сознания. М., 2004.
  31. Юревич А.В. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии, или Раскачанный маятник // Вопросы психологии. 2005. № 2. С. 147–151.
  32. Юревич А.В. Объяснение в психологии // Психологический журнал. 2006. № 1. С. 97–106.
  33. Юревич А.В. Психология и методология. М., 2005.
  34. Юревич А.В. Социогуманитарная наука в современной России: адаптация к социальному контексту. М., 2004.
  35. Юревич А.В. Типология психологических фактов // Вопросы психологии. 2006. № 5. С. 3–13.
  36. Ядов В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций. СПб., 2006.
  37. Block N. Review on Daniel Dennets «Consciousness explained» // J. of Philosophy. 1993. N 4.
  38. Carnap R. Psychology in physical language // Logical positivism. N.Y., 1959.
  39. Dennet D. How to study human consciousness empirically or nothing comes to mind // Synthese. 1982. V. 2. (November).
  40. Dennet D. Brainstorms. Philosophical essays on mind and psychology. Cambridge, 1986. P. XVI.
  41. Feigl H. The «mental» and the «physical» // Minnesota studies in philosophy of science. Minneapolis, 1958. V. 3. P. 370–457.
  42. Gottlieb G. Synthesizing Nature-Nurture: Rrenatal roots instinctive behavior. Manhwah, NJ, 1997.
  43. Hargens L. Using the literature: Reference networks, reference contexts, and the social structure of scholarship // American Sociological Review. 2000. V. 65. P. 148–163.
  44. Gergen K.J. Toward a Postmodern Psychology // Psychology and Postmodernism / Ed. by S. Kvales. L., 1994. P. 17–30.
  45. Granet M. The Tao // Theories of Society. N.Y., 1961. V. II. P. 1098–1101.
  46. Masterman M. The nature of a paradigm // Criticism and the growth of knowldge. Cambridge, 1970. P. 33–61.
  47. Pinel J.P.J. Biopsychology. Boston, 1993.
  48. Polkinhorne D.E. Postmodern Epistemology of Practice // Psychology and Postmodernism / Ed. by S. Kvales. L.: Sage Publications, 1994. P. 146–165.
  49. Preparing for 21-st century: science and technology policy in new era. Statement from the presidents of the National Academy of Science, National academy of Engineering and the Institute of Medicine. October 1997: [Electronic resource]. http: // www2.nas.edu/new/2176.html. 7 p.
  50. Price D. de S. Little science, big science. N.Y., 1963.
  51. Quine W.O. Facts of the matter // Essays on the philosophy of W.O. Quine. Norman, 1979.
  52. Ritchie-Calder L. The next billion years start now // The Future. N.Y., 1976. P. 206–214.
  53. Rorty R. Functionalism, machines and incorrigibility // J. of Philosophy, 1972. V. 69. P. 203–220.
  54. Rosenzweig M.R. What is psychological science // International psychological science: Progress, problems, and prospects. Washington, 1992.
  55. Smart J.J.C. Sensations and brain processes // Philosophical Review. 1959, V. LXVII. P. 141–156.
  56. Tele-interviews // European Psychologist. 2000. N 2.
  57. The next twenty-five years of techno logy: opportunities and risks // 21-st century technologies: promises and perits of dynamic future. OECD, 1998. P. 33–46.

Информация об авторах

Юревич Андрей Владиславович, доктор психологических наук, профессор, заместитель директора, член-корреспондент , Института психологии РАН, Москва, Россия, e-mail: yurevich@psychol.ras.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1732
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 4