Означает ли свободная конкуренция идей отказ от критериев научности в психологии

Аннотация

В докладе, прочитанном автором на методологическом семинаре «Прогресс в психологии: признаки и критерии», который состоялся в апреле 2006 г., были рассмотрены проблемы изменения критериев научности в психологии, в частно сти в связи: а) с изменением понимания роли и сути психологической практики; б) с новым витком анализа объяснения в психологии и психологии понимания; в) с разведением понятия научного и метафизического метода, по Л.С. Выготскому. Прогресс психологии видится автором в легализации идеи полипарадигмальности психологии, в парциальных завоеваниях ее как науки на современном этапе, в переосмыслении проблемы метода в связи со спецификой теорий, в утверждении идей «нового мышления» (как мышления в условиях неопределенности) и осмыслении ценностных составляющих психологического познания.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая практика, полипарадигмальность психологии, критерии развития, идеалы рациональности, критический рационализм, постпозитивизм, психологические объяснения, научный и метафизический методы

Рубрика издания: Прогресс психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Корнилова Т.В. Означает ли свободная конкуренция идей отказ от критериев научности в психологии // Методология и история психологии. 2007. № 3. С. 120–129.

Литература

  1. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: Методологические проблемы неклассической психологии. М., 2002.
  2. Брунер Дж. Торжество разнообразия: Пиаже и Выготский // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 3–13.
  3. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М., 2003.
  4. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собрание сочинений. М., 1982. Т. 1. С. 291–436.
  5. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений. М., 1982. Т. 2–3. С. 6–362.
  6. Гусельцева М.С. Культурно-историческая психология: от неклассической к постнеклассической картине мира // Вопросы психологии. 2003. № 1. С. 99–115.
  7. Дернер Д. Логика неудач. М., 1997.
  8. Дильтей В. Описательная психология. М., 2001.
  9. Завершнева Е.Ю. Принципы неопределенности и дополнительности в квантовой механике и психологии: проблема методологических заимствований // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2001. №4. С. 67–77; 2002. № 1. С. 75–80.
  10. Зинченко В.П. Теоретический мир психологии // Вопросы психологии. 2003. № 5. С. 3–17.
  11. Знаков В.В. Психология понимания: проблемы и перспективы. М., 2005.
  12. Коллингвуд Дж.Р. Идея истории. М., 1980.
  13. Корнилова Т.В. К проблеме полипарадигмальности психологических объяснений (или о сомнительной роли редукционизма и эмоций в методологии психологии) // Психологический журнал. 2006. № 5.
  14. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. М.; СПб., 2006.
  15. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984.
  16. Мамардашвили М.К. «Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно…» // Как я понимаю философию. М., 1985. C. 126–142.
  17. Марцинковская Т.Д. Междисциплинарность как системообразующий фактор современной психологии // Методологические проблемы современной психологии / под ред. Т.Д. Марцинковской. М., 2004. С. 61–81.
  18. Мироненко И.А. Монизм, плюрализм и реальность // Вопросы психологии. 2007. № 3. С. 145–148.
  19. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
  20. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1. М., 1992.
  21. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология. М., 1986.
  22. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
  23. Смирнов С.Д. Методологический плюрализм и предмет психологии // Вопросы психологии. 2005. № 4. С. 3–8.
  24. Смирнов С.Д., Корнилова Т.В. Психология в поиске новых методов и подходов // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 3: Метод психологии. Ярославль, 2005. С. 201–222.
  25. Степин В.С. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция. М., 2000.
  26. Тихомиров О.К. Понятия и принципы общей психологии. М., 1992.
  27. Труды Ярославского методологического семинара. Т. 2: Предмет психологии / под ред. В.В. Новикова, И.Н. Карицкого и др. Ярославль, 2004; Т. 4: Объяснение в психологии / под ред. В.В. Новикова, И.Н. Карицкого и др. Ярославль, 2006.
  28. Юревич А.В. Психология и методология // Психологический журнал. 2000. № 5. С. 35–47.
  29. Юревич А.В. Структура психологических теорий // Психологический журнал. 2003. № 1. С. 5–13.

Информация об авторах

Корнилова Татьяна Васильевна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В. Ломоносова»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5065-3793, e-mail: tvkornilova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1092
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2