Понятие «социальная ситуация развития» в современной психологии

Аннотация

Настоящая статья ставит своей целью рассмотреть значение и место понятия «социальная ситуация развития», предложенного Л.С. Выготским, для определения детерминант психического развития ребенка в современной психологии. Эвристичность данного понятия раскрывается в том, что с развитием фундаментального и прикладного знания в области психологии развития оно не только не устаревает и сохраняет свою актуальность, но и обогащается новым содержанием, раскрывая перспективы дальнейших исследований.

Общая информация

Ключевые слова: социальная ситуация развития, переживание, зона ближайшего развития, внутренняя позиция, социальная среда, системно-динамический подход, контекстуализм, оптимальная среда, холистический интеракционизм, развитие

Рубрика издания: Школа Л.С. Выготского

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Карабанова О.А. Понятие «социальная ситуация развития» в современной психологии // Методология и история психологии. 2007. № 4. С. 40–56.

Литература

  1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1987.
  2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 1999.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 2. С. 47–57; 1979. № 4. С. 23–35.
  5. Божович Л.И. О культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 108–117.
  6. Божович Л.И., Неймарк М.С. «Значащие переживания» как предмет психологии // Вопросы психологии. 1972. № 1. С. 130–134.
  7. Венгер А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Б.Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б. Эльконина // Вопросы психологии. 1988. № 3. С. 20–30.
  8. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избранные психологические исследования. М., 1956.
  9. Выготский Л.С. Проблема возраста // Психология. М., 2000.
  10. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.; Воронеж, 1998.
  11. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.
  12. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.
  13. Карабанова О.А. Социальная ситуация развития: структура, динамика, принципы коррекции: дис. д-ра психол. наук. М., 2002.
  14. Коул М. Социально-психологический подход к психологии обучения. М., 1989.
  15. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М., 1997.
  16. Левин К. Теория поля в современных науках. СПб., 2000.
  17. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  18. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
  19. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
  20. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995.
  21. Перре-Клермон А.Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М., 1991.
  22. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992.
  23. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
  24. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 37–50.
  25. Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1994.
  26. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 76–82.
  27. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 5–16.
  28. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989.
  29. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1989.
  30. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. Томск, 1992.
  31. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). М., 1994.
  32. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  33. Эриксон Э. Детство и общество. М., 1995.
  34. Ainsworth M.D.S. Attachment: Retrospect and prospect. In C.M. Parkers & J. Stevenson-Hinde (eds.). The place of attachment in human behavior. N.Y., 1982.
  35. Baumrind D. Rearing competent children // Child development today and tomorrow / Ed. by W. Dammon. S-Fr., 1989.
  36. Bolles C. Reinforcement, expectancy and learning // Developmental Review. 1972. V. 79. P. 394–409.
  37. Bowlby J. A secure base: Parent-child attachment and healthy human development. N.Y., 1988.
  38. Bronfenbrenner U. The ecology of developmental processes // Handbook of Child Psychology / W. Damon & R.M. Lerner. 5-th ed. Vol. 1. Theoretical Models of Human Development. N.Y., 1998. P. 993–1028.
  39. Bruner J.S. The Culture of Education. Cambridge (Mass.), 1996.
  40. Crittenden P. Approach to Continuity and Change in Pattern of Attachment // The Organization of Attachment Relationships. Maturation, Culture and Context / Ed. by P.Crittenden and A. Claussen. N.Y., 2000.
  41. Fischer K.W. A theory of cognitive development: The control and construction of hierarchies of skills // Psychological Review. 1998. V. 87. P. 477–531.
  42. Ford D.H. & Lerner R.M. Developmental systems theories: An integrative approach. Newbury Park, 1992.
  43. Harris J.R. Where is the child environment? A group socialization theory of development // Psychological Review. 1995. Vol. 102, N 3. P. 458–489.
  44. Lerner R.M. Children and adolescents as producers of their own development // Developmental Review. 1982. V. 2, P. 342–370.
  45. Lerner R.M., Fisher C.B., Weinberg R.A. Toward a science for and of the people: promoting civil society through the application of developmental science // Child Psychology. 2000. 71, N 1. P. 11–20.
  46. Maccoby E.E. The role of parents in socialization of children: An historical overview // Developmental Psychology. 1992. V. 28. P. 1006–1017.
  47. Mahler M.S., Pine F. & Bergman A. The psychological birth of human infant. London, 1975.
  48. Magnusson D., & Stattin K. Person-context interaction theories // Handbook of child psychology: Theoretical models of human development / W. Damon & R.M. Lerner (Eds.). N.Y., 1998. Vol. 1. P. 685–759.
  49. Rogoff В. Children’s guided participation and participatory appropriation in sociocultural activity // Development in context / R.H. Wozniak & K.W. Fisher (eds.). Hillsdale, NJ., 1993. P. 121–153.
  50. Valsiner J. Culture and the Development of Children’s Action: A Cultural-Historical Theory of Developmental Psychology. N.Y., 1987.
  51. Wertch J.V. Vygotsky and the social formation of mind. Cambridge, MA., 1985.
  52. Wohlwill J.F. The study of behavioral development. London, 1973.

Информация об авторах

Карабанова Ольга Александровна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии, ФГБОУ «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2637-4353, e-mail: okarabanova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2642
В прошлом месяце: 72
В текущем месяце: 4