Интерпретация психологии в социокультурных взаимосвязях

Аннотация

В статье авторы привлекают внимание к современной дискуссии о многообразии, многоголосии, незаконченности, неуловимости, открытости бытия в контексте постмодернизма и холистического мировоззрения, призывая к рефлексии о ситуации в современной психологии. Обращают внимание на то, что если психолог хорошо ориентируется в истории, то он ясно представляет проблемы и современной науки – осознание истории позволяет видеть корни этих проблем и варианты их решения. Психология включает разные этапы развития, которые глубоко можно осознать, лишь погружаясь в конкретное время и пространство, – интерпретация истории производится в социокультурном подходе. Также рассмотрены предпосылки формирования психологии как самостоятельной науки, обозначены наиболее важные (но не единственные) тенденции, повлиявшие на процесс становления психологии.

Общая информация

Ключевые слова: история психологии, социокультурный подход, интерпретация, культура, толерантность

Рубрика издания: Проблема объяснения в истории психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Мартинсоне К.Э., Карпова А.К. Интерпретация психологии в социокультурных взаимосвязях // Методология и история психологии. 2008. № 1. С. 28–40.

Литература

  1. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.
  2. Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М., 1995.
  3. Фейерабенд П. Избранные труды по философии и методологии науки. М., 1986.
  4. Barzun J. & Graff H. The modern researcher. N.Y., 1992.
  5. Brennan J.F. History and systems in psychology. Englewood Cliffs, NJ, 1991.
  6. Capra F. The Turning Point: Science, Society and The Rising Culture. London, 1983.
  7. Capra F. The Web of Life: A New Synthesis of Mind and Matter. London, 1997.
  8. Carmic P.M. et. al. (Eds.) Qualitative Research in Psychology: Expanding Perspectives in Methodology and Design. APA, 2003.
  9. Colman A.M. Dictionary of psychology. Oxford, 2001.
  10. Dilthey W. Der Aufbau der geschichtlichen Welt in den Geisteswissenschaften. Frankfurt am Main, 1970.
  11. Furumoto L. The new history of psychology // I. Cohen (Ed.). The G. Stanley Hall Lecture Series (Vol. 9). Washington, D.C., 1989.
  12. Gergen K.J. Toward a postmodern psychology // Kvale S. (Ed.) Psychology and postmodernism. London, 1997.
  13. Habermas J. Kommunikatives Handeln und detranszendalisierte Vernunft. Stuttgart, 2001.
  14. Hollway W. Subjectivity and method in social psychology: gender, meaning, and science. London, 1989.
  15. Huserls E. Fenomenoloģija. Rīga, 2001.
  16. Kasīrers E. Apcerējums par cilvēku. Rīga, 1997.
  17. Koch S. The nature and limits of psy chological knowledge // American Psychologist. 1981. N 36.
  18. Kūle M., Kūlis R. Filosofija. Rīga, 1996.
  19. Kvale S. (Ed.) Psychology and postmodernism. London, 1997.
  20. Leahey T.H. A history of modern psychology. Englewood Cliffs, 1994.
  21. Lekns H. Handlexikon zur Wissenschaftstheorie. München, 1989.
  22. Mārtinsone K., Lasmane A. Psiholoģijas vēsture. Rīga, 2006.
  23. Popers K. Nākotne ir atvērta. Rīga, 2005.
  24. Potter J., Wetherell M. Discourse analysis. // J. Smith et. al. (Eds.) Rethinking Methods in Psychology, London; Beverly Hills, CA, 1995.
  25. Romanyshyn R.D. The Attitude of Science and the Crisis of Psychology // A. Giorgi (Eds.) Duquesne Studies in Phenomenological Psychology. Vol. 2. Pittsburgh, 1975.
  26. Schultz D., Schultz S. A history of modern psychology. Fort Worth, WV, 1996.
  27. Simonton D. Scientific genius: a psychology of science. Cambridge, 1988.
  28. Simonton D. Great psychologists and their times: Scientific insights into psychology’s history. APA, 2002.
  29. Siliņš E.I. Lielo patiesību meklējumi. Rīga, 1999.
  30. Smith N.W. Current systems in psychology. History, theory, research and applications. N.Y., 2001.
  31. Stevens R. Trimodal theory as a model for interrelating perspectives in psychology // Sapsford R. (Eds.) Theory and social psychology. London, 1998.
  32. Suppe F. (Ed.) The Structure of Scientific Theories. London, 1974.
  33. Tolman C.W. The Theoretical Imperative in Psychology // W. Maiers et al. (Ed.) Challenges to Theoretical Psychology. North York, Cana da, 1999.
  34. Van Dijk T.A. (Ed.) Discourse as social interaction: Discourse studies: a multidisciplinary introduction. Vol. 2. London, 1997.
  35. Vitgenšteins L. Loģiski filosofiskais traktāts //Kentaurs XXI. N 6. 1994.
  36. Watson R., Evans R. The great psychologists: a history of psychological thought. N.Y., 1991.
  37. Walace W.A. The modeling of nature: philosophy of science and philosophy of nature in synthesis. Washington, 1996.
  38. Wilber K. Integral psychology. Consciousness, spirit, psychology, therapy. Boston, 2000.
  39. Wittgenstein L. Vermischte Bemerkungen. Frankfurt am Main, 1977.

Информация об авторах

Мартинсоне Кристина Эрнестовна, доктор психологических наук, доцент факультета педагогики и психологии, ведущий исследователь Латвийского университета, Рига, Латвия

Карпова Ария Карловна, доктор психологических наук, профессор факультета педагогики и психологии Латвийского университета, Рига, Латвия

Метрики

Просмотров

Всего: 1069
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0