История и векторы развития качественных исследований в психологии

Аннотация

Статья посвящена анализу истории качественных исследований в психологии. Раскрывается специфика качественных данных и особенности «качественного подхода» как оригинальной исследовательской методологии социальных наук последних десятилетий. Выделяются различные уровни качественной методологии и периоды ее становления: период ранних качественных исследований, период оформления исходных традиций, период пересмотра парадигмы исследований, период систематизации методов и стандартов. Рассматриваются два различных вектора разработки качественных исследований: линия изучения переживаний и субъективности и линия изучения языка, коммуникации и социальных практик.

Общая информация

Ключевые слова: качественные исследования, история, периоды, векторы развития

Рубрика издания: История качественных исследований

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Улановский А.М. История и векторы развития качественных исследований в психологии // Методология и история психологии. 2008. № 2. С. 129–139.

Литература

  1. Барр В. Социальный конструкционизм и психология // Постнеклассическая психология. Журнал конструкционистской психологии и нарративного подхода. 2004. № 1. С. 29–44.
  2. Барский Ф.И., Кутузова Д.А. Представление об идентичности в рамках нарративного подхода // Мир психологии. 2004. № 2 (38). С. 67–77.
  3. Бинсвангер Л. Случай Эллен Вест. Антропологически-клиническое исследование // Экзистенциальная психология. Экзистенция. / Под ред. Р. Мэя и др. М., 2001. С. 361–512.
  4. Брунер Дж. Жизнь как нарратив // Постнеклассическая психология. Социальный конструкционизм и нарративный подход. 2005. № 1(2). С. 9–30.
  5. Квале С. Исследовательское интервью. М., 2003.
  6. Леонтьев Д.А. Предисловие к русскому изданию // С. Квале. Исследовательское интервью. М., 2003. С. 6–8.
  7. Сарбин Т.Р. Нарратив как базовая метафора для психологии // Постнеклассическая психология. Журнал конструкционистской психологии и нарративного подхода. 2004. № 1.
  8. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М., 1998.
  9. Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М., 2001.
  10. Улановский А.М. Качественная методология и конструктивистская ориентация в психологии // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 27–37.
  11. Улановский А.М. Феноменологический метод в психологии, психиатрии и психотерапии // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 1. С. 130–150.
  12. Улановский А.М. Новые рубежи феноменологии: за пределами постмодернизма в эмпирических исследованиях // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 180–182.
  13. Allport G. The use of personal documents in psychological science. New York, 1942.
  14. Banister P., Burman E., Parker I., Taylor M., Tindall C. Qualitative methods in psychology: A Research guide. Buckingham, Philadelphia, 1994.
  15. Bogdan R., Taylor S. Introduction to qualitative research methods: A phenomenological approach to the social sciences. New York, 1975.
  16. Camic P., Rhodes J., Yardley L. Naming the stars: Integrating qualitative methods into psychological research // Qualitative research in psychology: Expanding perspectives in methodology and design. Ed. by Camic P.M. et al. Washington, DC, 2003. P. 3–15.
  17. Creswell J.W. Qualitative inquiry and research design: Choosing among five traditions. Thousand Oaks, CA, 1998.
  18. Denzin N.K., Lincoln Y.S. Introduction: The discipline and practice of qualitative research // The handbook of qualitative research. Second edition / Ed. by N.K. Denzin and Y.S. Lincoln. Thousand Oaks, CA, 2000. P. 1–28.
  19. Denzin N.K., Lincoln Y.S. The Future of Qualitative Research // The handbook of qualitative research. Second edition / Ed. by N.K. Denzin and Y.S. Lincoln. Thousand Oaks, CA, 2000. P. 1018–1023.
  20. Dey I. Qualitative data analysis. London, New York, 1996.
  21. Filstead W.J. Qualitative methodology: Firsthand involvement with the social world. Chicago, 1970.
  22. Gergen K.J. Realities and relationships: soundings in social construction. Cambridge, MA, 1997.
  23. Gergen M.M., Gergen K.J. Qualitative inquiry: Tensions and transformations // The handbook of qualitative research. Second edition / Ed. by N.K. Denzin and Y.S. Lincoln. Thousand Oaks, CA, 2000. P. 1025–1046.
  24. Giorgi A. Status of qualitative research in the human sciences // Methods. 1986. № 1 (1). P. 29–62.
  25. Glesne C., Peshkin A. Becoming qualitative research: An introduction. White Plains. New York, 1992.
  26. Hammersley M., Atkinson P. Ethnography: Principles in practice. New York, 1983.
  27. Lincoln Y.S. Guba E.G. Paradigmatic controversies, contradictions, and emerging confluences // The handbook of qualitative research. Second edition / Ed. by N.K. Denzin and Y.S. Lincoln. Thousand Oaks, CA, 2000. P. 163–188.
  28. Lofland J. Analyzing social settings. Belmont, CA, 1971.
  29. Maslow A. The psychology of science. New York, 1966.
  30. Moustakas C. Phenomenological research methods. Thousand Oaks, CA, 1994.
  31. Polkinghorne D. Narrative knowing and the human sciences. Albany, 1988.
  32. Schatzman L., Strauss A. Field research. Englewood Cliffs, NJ, 1973.
  33. Smith J. (Ed.) Qualitative psychology: A practical guide to research methods. Thousand Oaks, CA, 2003.
  34. Spradley J. The ethnographic interview. New York, 1979.
  35. Spradley J. Participant observation. New York, 1980.
  36. Tesch R. Qualitative research: Analysis types and Software tools. New York, 1990.
  37. van Kaam A. Existential Foundations of Psychology. Pittsburgh, 1966.
  38. Vidich A.J., Lyman S.M. Qualitative methods: Their history in sociology and anthropology // The handbook of qualitative research. Second edition / Ed. by N.K. Denzin and Y.S. Lincoln. Thousand Oaks, CA, 2000. P. 37–84.
  39. Wertz F. Humanistic psychology and the qualitative research tradition // The handbook of humanistic psychology: Leading edges in theory, research, and practice / Ed. by K. Schneider, J. Bugental, J. Pierson. Thousand Oaks, CA, 2001.

Информация об авторах

Улановский Алексей Маркович, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей и экспериментальной психологии факультета психологии ГУ-ВШЭ, старший научный сотрудник лаборатории психосемантики и психологии общения факультета психологии Московскогогосударственного университета им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1661
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 7