Психолого-педагогические идеи Б.Г. Ананьева и их развитие на факультете психологии СПбГУ

Аннотация

Статья посвящена анализу работ Б.Г. Ананьева по вопросам педагогики и педагогической психологии, развивающих традиции русской педагогической антропологии. Рассматривается конкретное решение Б.Г. Ананьевым проблемы соотношения развития и воспитания, анализируются идеи ученого о педагогической оценке, его понимание проблем психологии и педагогики взрослых. Завершается статья обзором трудов кафедры педагогики и педагогической психологии СПбГУ (ЛГУ), развивающих психолого-педагогические идеи Б.Г. Ананьева.

Общая информация

Ключевые слова: педагогическая антропология, педагогика, педагогическая психология, воспитание, развитие, педагогическая оценка, психология и педагогика взрослых, антропономия

Рубрика издания: Петербургская (Ленинградская) психологическая школа: единство многообразия

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Якунин В.А. Психолого-педагогические идеи Б.Г. Ананьева и их развитие на факультете психологии СПбГУ // Методология и история психологии. 2008. № 4. С. 70–84.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Л., 1935.
  2. Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьников. Л., 1940.
  3. Ананьев Б.Г. Воспитание наблюдательности школьников. Л., 1940.
  4. Ананьев Б.Г. Воспитание памяти школьников. Л., 1940.
  5. Ананьев Б.Г. Воспитание характера школьника. Л., 1941.
  6. Ананьев Б.Г. Психологические основы культуры устной и письменной речи и ее воспитание в школе // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. 1946. Т. 53.
  7. Ананьев Б.Г. Развитие воли и характера в процессе дошкольного воспитания // Исследования о новых дидактических материалах для детсадов. Тбилиси, 1946. Т. II, вып. II. С. 1–39.
  8. Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии XVIII–XIX вв. М., 1947.
  9. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Известия АПН РСФСР. М., 1948. Вып. 18.
  10. Ананьев Б.Г. Некоторые вопросы теории восприятия // Ученые записки ЛГУ. Л., 1949. Т. 119.
  11. Ананьев Б.Г. Проблемы формирования характера. Л., 1949.
  12. Ананьев Б.Г., Попова А.Н. Некоторые психологические вопросы букварного периода первоначального обучения грамоте // Вопросы психологии обучения и воспитания. Известия АПН РСФСР. 1950. Вып. 26. С. 3–24.
  13. Ананьев Б.Г. О системе учебно-воспитательной работы в первом классе школы // Начальная школа. 1952. № 12. С. 6–14.
  14. Ананьев Б.Г. О преемственности обучения // Советская педагогика. 1953. №2. С. 23–35.
  15. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в овладении детьми чтением и письмом. // Учебно-воспитательная работа в первом классе школы и развитие детей. Известия АПН РСФСР, 1955. Вып. 70. С. 104–148.
  16. Ананьев Б.Г., Сорокина А.И. Подготовительный период в первом классе и формирование готовности детей к обучению. М., 1955.
  17. Ананьев Б.Г. Проблемы и современное состояние экспериментальной педагогики // Советская педагогика. 1957. № 12. C. 23–25.
  18. Ананьев Б.Г. Задачи и особенности учебно-воспитательной работы в первом классе // Первоначальное обучение и воспитание детей. Первый класс. М., 1958. С. 7–30.
  19. Ананьев Б.Г. Учитель должен знать психологию // Народное образование. 1959. №8. С. 17.
  20. Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., 1960. С. 3–28.
  21. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
  22. Ананьев Б.Г. Педагогическая антропология К.Д. Ушинского и ее современное значение // Вопросы психологии. 1969. № 2. C. 3–14.
  23. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
  24. Виноградова Г.А., Елманова В.К., Скопылатов И.А. Психологические основы управления педагогическими коллективами. Тамбов, 2000.
  25. Гинецинский В.И. Введение в методику преподавания психологии. Л., 1982.
  26. Гинецинский В.И. Знание как категория дидактики. Л., 1989.
  27. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992.
  28. Гинецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. М., 1994.
  29. Гинецинский В.И. Методика преподавания психологии. М., 1999.
  30. Голованова Н.Ф. Воспитательное пространство продленного дня. СПб., 2002.
  31. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб., 2004.
  32. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. СПб., 2005.
  33. Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы Л., 1975.
  34. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967.
  35. Кутейников А.Н. Математические методы в психологии. СПб., 2008.
  36. Методы исследования педагогической деятельности / под. ред. Н.В. Кузьминой. Л., 1970.
  37. Методы системного педагогического исследования. Л., 1980.
  38. Михалевская Г.И., Горовая В.И. История педагогического процесса. Ставрополь, 1997.
  39. Михалевская Г.И. Основы профессиональной педагогической грамотности. СПб., 2001.
  40. Михалевская Г.И. Уроки общения: банк педагогических ситуаций. СПб., 2004.
  41. Михалевская Г.И. Уроки общения по Л. Чарской. СПб., 2006.
  42. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. СПб., 2004.
  43. Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб., 2005.
  44. Основы вузовской педагогики / под. ред. Н.В. Кузьминой. Л., 1972.
  45. Проблемы обучения и воспитания студентов в вузе. Л., 1976.
  46. Психология и педагогика – реформе школы. Л., 1986.
  47. Психология – производству и воспитанию. Л., 1977.
  48. Психолого-педагогические проблемы индивидуальности. Л.; М., 1984.
  49. Психолого-педагогические проблемы индивидуальности. Л.; М., 1985.
  50. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1973.
  51. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1974.
  52. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1976.
  53. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1978.
  54. Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе. Л.; М., 1987.
  55. Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе. Л.; М., 1988.
  56. Якунин В.А. Психология управления учебно-познавательной деятельностью. Л., 1986.
  57. Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. Л., 1988.
  58. Якунин В.А., Сочивко Д.В. Математические модели в психолого-педагогических исследованиях. Л., 1988.
  59. Якунин В.А. Педагогическая психология. Л., 1988.
  60. Якунин В.А., Наследов А.Д. Методическое сопровождение системы интенсивных технологий обучения. Л., 1990.
  61. Якунин В.А., Линов Е.Н. Психология педагогической деятельности. Л., 1990.
  62. Якунин В.А. Современные методы обучения в высшей школе. М., 1991.
  63. Якунин В.А. Педагогика. Теория обучения Н.М. Платонова. СПб., 1993.
  64. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994.
  65. Якунин В.А., Кикоть В.Я. Психология и педагогика высшей школы. СПб., 1996.

Информация об авторах

Якунин Валерий Александрович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, заслуженный деятель науки Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 5298
В прошлом месяце: 46
В текущем месяце: 11