Методология и история психологии
2008. № 4. С. 159–179
ISSN: 1819-2653
К вопросу о персональном составе школы С.Л. Рубинштейна
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: история психологии, историографический анализ, научная школа, советская психология
Рубрика издания: Школа С.Л. Рубинштейна
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Богданчиков С.А. К вопросу о персональном составе школы С.Л. Рубинштейна // Методология и история психологии. 2008. № 4. С. 159–179.
Литература
- Абульханова-Славская К.А. Проблемы жизни и творчества С.Л. Рубинштейна // Психологический журнал. 1989. Т. 10, № 5. С. 25–36.
- Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения. М., 1989.
- Алексеев П.В. Философы России XIX–XX столетий. Биографии, идеи, труды. М., 2002.
- Арсеньев А.С. От субъекта к личности (полемика о творческой судьбе С.Л. Рубинштейна). Часть I // Методология и история психологии. 2007. Вып. 4. С. 99–137.
- Артамонов В.И. Психология от первого лица. 14 бесед с российскими учеными. М., 2003.
- Барабанщиков В.А. О резервирующей функции историко-психологического познания // Современная психология: Состояние и перспективы исследований. Ч. 4. Методологические проблемы историко-психологического исследования. Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН, 28–29 января 2002 г. / отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М., 2002. С. 223–243.
- Богоявленская Д.Б. Уроки учителя // Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы. М., 1989. С. 318–322.
- Брушлинский А.В. Школа С.Л. Рубинштейна: концепция деятельности и психического как процесса // Изучение традиций и научных школ в истории советской психологии / под ред. А.Н. Ждан. М., 1988. С. 92–100.
- Брушлинский А.В. Субъектно-деятельностная концепция С.Л. Рубинштейна // Философия не кончается... Из истории отечественной философии. XX век: в 2-х кн. Кн. I. 20–50-е гг. / под ред. В.А. Лекторского. М., 1998. С. 612–629.
- Брушлинский А.В. Деятельностный подход и психологическая наука // Вопросы философии. 2001. № 2. С. 89–95.
- Брушлинский А.В. Самая читаемая отечественная книга по психологии: триумфы, трагедии, парадоксы // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 6. С. 5–13.
- Брушлинский А.В. Психология субъекта. М.; СПб., 2003.
- Будилова Елена Александровна [Некролог] // Психологический журнал. 1992. Т. 13, № 1. С. 166.
- Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе: пер. с англ. М., 1991.
- Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней: учебник для вузов. Изд. 7-е, испр. и доп. М., 2007.
- Ждан А.Н. Методологические уроки С.Л. Рубинштейна // Методология и история психологии. 2007. Вып. 4. С. 69–82.
- Ждан А.Н. Научные школы отечественной психологии в историческом освещении // Материалы IV Всероссийского съезда РПО. 18–21 сентября 2007 г.: в 3 т. Т. 1. М.; Ростов н/Д, 2007. С. 362–363.
- Звоницкая А.С. Психологический анализ связности речи в ее развитии у школьника // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Т. 35. Л., 1941. С. 73–137.
- История психологии в лицах. Персоналии / под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: в 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. М., 2005.
- К 70-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна // Вопросы психологии. 1959. № 3. С. 143–146.
- К 75-летию со дня рождения Е.А. Будиловой // Вопросы психологии. 1984. № 2. С. 170.
- К 60-летию со дня рождения Е.В. Шороховой // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 163.
- К юбилею Л.И. Анцыферовой // Вопросы психологии. 1994. № 4. С. 153–157.
- Кольцова В.А. Теоретико-методологические основы истории психологии. М., 2004.
- Комм А.Г. Реконструкция в воспроизведении (К вопросу о соотношении мышления и памяти) // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Т. 34 / отв. ред. С.Л. Рубинштейн. Л., 1940. С. 181–269.
- Компанейский Б.Н. Изменение восприятия цвета на расстоянии // Труды Государственного института по изучению мозга им. В.М. Бехтерева. Т. IX. Л., 1939.
- Компанейский Б.Н. Автоиндукция от полного светового потока // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Т. XVIII. Л., 1939.
- Компанейский Б.Н. Проблема константности восприятия цвета и формы вещей: докторская диссертация // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Т. 34. Л., 1940. С. 15–179.
- Красильщикова Д.И. Реминисценция в воспроизведении // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Т. 34 / отв. ред. С.Л. Рубинштейн. Л., 1940. С. 271–340.
- Ксения Александровна Абульханова-Славская // Психологический журнал. 2002. Т. 23, № 5. С. 113–115.
- Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Т. 35. Л., 1941. С. 21–72.
- Мансуров Н.С. Порочный учебник // Литературная газета. 28 июня 1952 г., № 78. С. 2.
- Мансуров Н.С. Против субъективизма в психологии // Диалектический материализм и современное естествознание. М., 1957.
- Мансуров Н.С. Современная буржуазная психология (Критический очерк). М., 1962.
- Марцинковская Т.Д., Юревич А.В. История психологии: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М., 2008.
- Носуленко В.Н. Антология «Рубинштейн сегодня» – результат совместных исследований российских и французских ученых // Психологический журнал. 2008. Т. 29, № 2. С. 130–133.
- Няголова М. Принцип единства сознания и деятельности С.Л. Рубинштейна в контексте европейской гуманитаристики // Психологический журнал. 1999. Т. 20, № 5. С. 20–26.
- Овсепян Г.Т. Развитие наблюдения у ребенка // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Т. XVIII / отв. ред. С.Л. Рубинштейн. Л., 1939. С. 21–58.
- Пархоменко О.Г., Ронзин Д.В., Степанов А.А. С. Л. Рубинштейн в педагогическом институте им. А.И. Герцена // Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы. М., 1989. С. 103–113.
- Пархоменко О.Г., Ронзин Д.В., Степанов А.А. С. Л. Рубинштейн как педагог и организатор психологической науки в Ленинграде // Психологический журнал. 1989. Т. 10, № 3. С. 35–42.
- Проблема субъекта в психологической науке / отв. ред.: член-кор. РАН, профессор А.В. Брушлинский, канд. психол. наук М.И. Воловикова, проф. В.Н. Дружинин. М., 2000.
- Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / под ред. А.В. Брушлинского. М., 1997.
- Рогинский Г.З. [Некролог] // Вопросы психологии. 1957. № 6. С. 185–186.
- Роменец В.А. Научная, педагогическая и общественная деятельность С.Л. Рубинштейна на Украине // Методология и история психологии. Экономическая пси хология и психология хозяйственного управления. Тезисы докладов к VII Съезду Общества психологов СССР. М., 1989. С. 81–82.
- Роменец В.А. О научной, педагогической и общественной деятельности С.Л. Рубинштейна на Украине // Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки, воспоминания, материалы. М., 1989. С. 103–113.
- Россия нэповская / под ред. акад. А.Н. Яковлева. М., 2002.
- Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности (К философским основам современной педагогики) // Ученые записки высшей школы г. Одессы. Т. 2. 1922. С. 148–154.
- Рубинштейн С.Л. Николай Николаевич Ланге [Некролог] // Народное просвещение. Одесса, 1922. № 6–10.
- Рубинштейн С.Л. Предисловие редактора перевода // Бине А., Симон Т. Методы измерения умственной одаренности. Харьков, 1923.
- Рубинштейн С.Л. Основы психологии: пособие для высших педагогических учебных заведений. М., 1935.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
- Рубинштейн С.Л. Принцип детерминизма и психологическая теория мышления // Психологическая наука в СССР: в 2 т. Т. 1. М., 1959. С. 315–356.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. / отв. ред. Е.В. Шорохова. М., 1976.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 2. М., 1989.
- Светлой памяти М.Н. Шардакова // Вопросы психологии. 1961. № 2. С. 190.
- Селецкая Л.И. Тренировка функций цветоразличения // Вопросы организации и охраны труда. Рефераты и аннотации по работам института. Всесоюзный институт экономики, организации и оздоровления труда ВЦСПС. М., 1935.
- Селецкая Л.И. Изменчивость зрительных функций различного психофизиологического уровня под влиянием вегетотропных раздражителей // Исследования по психологии восприятия / отв. ред. чл.-кор. АН СССР С.Л. Рубинштейн. М., 1948. С. 385–422.
- Селецкая Л.И. Упражняемость в различении цветов и форм боковыми частями сетчатки // Исследования по психологии восприятия / отв. ред. чл.-кор. АН СССР С.Л. Рубинштейн. М., 1948. С. 423–431.
- Семенова А.П. Психологический анализ понимания аллегорий, метафор и сравнений: Образ и понятие // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. Герцена. Т. XXXV. Л., 1941. С. 138–200.
- Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки, воспоминания, материалы. М., 1989.
- Славская А.Н. Методологические особенности интеграции психологической науки в творчестве С.Л. Рубинштейна // Современная психология: Состояние и перспективы исследований. Ч. 4. Методологические проблемы историко-психологического исследования: Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН, 28–29 января 2002 г. / отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М., 2002. С. 122–133.
- Славская А.Н. История создания научного труда «Основы общей психологии» С.Л. Рубинштейна // История отечественной и мировой психологической мысли: Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее: Материалы Международной конференции по истории психологии «IV московские встречи», 26–29 июня 2006 г. / отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. М., 2006. С. 302–307.
- Смирнов А.А. Развитие памяти // Психологическая наука в СССР. М., Т. I. 1959. С. 257–314.
- Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М., 1975.
- Современная психология в капиталистических странах / отв. ред. Е.В. Шорохова. М., 1963.
- Соколов Е.Н. Вопросы психологии восприятия в свете павловского учения: дис. канд. философ. наук. М., 1950.
- Соколов Е.Н. В аспирантуре у С.Л. Рубинштейна // Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки, воспоминания, материалы. М., 1989. С. 307–310.
- Сыркина В.Е. Психологический анализ понимания школьниками эмоционально-выразительных моментов речи // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. Герцена. Т. XXXV. Л., 1941. С. 201–210.
- Теплов Б.М., Шварц Л.М. Рецензия на книгу: С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии // Советская педагогика. 1941. № 7–8. С. 96–107.
- Умрихин В.В. Ленинградский период творчества С.Л. Рубинштейна: формирование исследовательского коллектива научной школы // Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки, воспоминания, материалы. М., 1989. С. 113–128.
- Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии / ред. комиссия: П.Н. Федосеев (председатель), П.К. Анохин, Э.А. Асратян, Ф.В. Бассин, Л.Г. Воронин, Н.И. Гращенков, Ф.В. Константинов, П.С. Купалов, А.Н. Леонтьев, М.Б. Митин, С.А. Саркисов, Е.В. Шорохова. М., 1963.
- Цуканов Б.И. Одесский период жизни С.Л. Рубинштейна // Психологический журнал. 1989. Т. 10, № 3. С. 32–34.
- Чеснокова А.Г. Детерминизм, историзм и принцип восхождения от абстрактного к конкретному в психологической теории С.Л. Рубинштейна // Методология и история психологии. 2007. Вып. 4. С. 83–98.
- Шабалин С.Н. Предметно-познавательные моменты в восприятии формы дошкольником // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. Герцена. Т. 18. Л., 1939. С. 59–105.
- Шардаков М.Н. Повторение в обучении // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Т. XIII. Л., 1938. С. 107–232.
- Шардаков М.Н. Усвоение и сохранение в обучении // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Т. 36. Л., 1940.
- Шеварев П.А. Исследования в области восприятий // Психологическая наука в СССР: в 2 т. Т. 1. М., 1959. С. 114–139.
- Joravsky D. Russian psychology: a critical history. Oxford, UK; Cambridge, Mass., USA, 1989.
- Matthäus W. Sowjetische Denkpsychologie. Göttingen, 1988.
- Payne T.R.S. L. Rubinstein and Philosophical Foundations of Soviet Psychology. Dordrecht, 1968.
- Riegel K.F. Foundations of dialectical psychology. N. Y., 1979.
- http://ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/nauchnye_s.html (Сайт Института психологии РАН, раздел «О научной школе С.Л. Рубинштейна») [Электронный ресурс].
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1535
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2