К вопросу о персональном составе школы С.Л. Рубинштейна

Аннотация

На основе изучения первоисточников и историографии вопроса в статье уточняются данные о персональном составе школы С.Л. Рубинштейна на различных этапах ее развития – в 1930-е, 1940-е и 1950-е гг.

Общая информация

Ключевые слова: история психологии, историографический анализ, научная школа, советская психология

Рубрика издания: Школа С.Л. Рубинштейна

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Богданчиков С.А. К вопросу о персональном составе школы С.Л. Рубинштейна // Методология и история психологии. 2008. № 4. С. 159–179.

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Проблемы жизни и творчества С.Л. Рубинштейна // Психологический журнал. 1989. Т. 10, № 5. С. 25–36.
  2. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения. М., 1989.
  3. Алексеев П.В. Философы России XIX–XX столетий. Биографии, идеи, труды. М., 2002.
  4. Арсеньев А.С. От субъекта к личности (полемика о творческой судьбе С.Л. Рубинштейна). Часть I // Методология и история психологии. 2007. Вып. 4. С. 99–137.
  5. Артамонов В.И. Психология от первого лица. 14 бесед с российскими учеными. М., 2003.
  6. Барабанщиков В.А. О резервирующей функции историко-психологического познания // Современная психология: Состояние и перспективы исследований. Ч. 4. Методологические проблемы историко-психологического исследования. Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН, 28–29 января 2002 г. / отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М., 2002. С. 223–243.
  7. Богоявленская Д.Б. Уроки учителя // Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы. М., 1989. С. 318–322.
  8. Брушлинский А.В. Школа С.Л. Рубинштейна: концепция деятельности и психического как процесса // Изучение традиций и научных школ в истории советской психологии / под ред. А.Н. Ждан. М., 1988. С. 92–100.
  9. Брушлинский А.В. Субъектно-деятельностная концепция С.Л. Рубинштейна // Философия не кончается... Из истории отечественной философии. XX век: в 2-х кн. Кн. I. 20–50-е гг. / под ред. В.А. Лекторского. М., 1998. С. 612–629.
  10. Брушлинский А.В. Деятельностный подход и психологическая наука // Вопросы философии. 2001. № 2. С. 89–95.
  11. Брушлинский А.В. Самая читаемая отечественная книга по психологии: триумфы, трагедии, парадоксы // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 6. С. 5–13.
  12. Брушлинский А.В. Психология субъекта. М.; СПб., 2003.
  13. Будилова Елена Александровна [Некролог] // Психологический журнал. 1992. Т. 13, № 1. С. 166.
  14. Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе: пер. с англ. М., 1991.
  15. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней: учебник для вузов. Изд. 7-е, испр. и доп. М., 2007.
  16. Ждан А.Н. Методологические уроки С.Л. Рубинштейна // Методология и история психологии. 2007. Вып. 4. С. 69–82.
  17. Ждан А.Н. Научные школы отечественной психологии в историческом освещении // Материалы IV Всероссийского съезда РПО. 18–21 сентября 2007 г.: в 3 т. Т. 1. М.; Ростов н/Д, 2007. С. 362–363.
  18. Звоницкая А.С. Психологический анализ связности речи в ее развитии у школьника // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Т. 35. Л., 1941. С. 73–137.
  19. История психологии в лицах. Персоналии / под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: в 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. М., 2005.
  20. К 70-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна // Вопросы психологии. 1959. № 3. С. 143–146.
  21. К 75-летию со дня рождения Е.А. Будиловой // Вопросы психологии. 1984. № 2. С. 170.
  22. К 60-летию со дня рождения Е.В. Шороховой // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 163.
  23. К юбилею Л.И. Анцыферовой // Вопросы психологии. 1994. № 4. С. 153–157.
  24. Кольцова В.А. Теоретико-методологические основы истории психологии. М., 2004.
  25. Комм А.Г. Реконструкция в воспроизведении (К вопросу о соотношении мышления и памяти) // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Т. 34 / отв. ред. С.Л. Рубинштейн. Л., 1940. С. 181–269.
  26. Компанейский Б.Н. Изменение восприятия цвета на расстоянии // Труды Государственного института по изучению мозга им. В.М. Бехтерева. Т. IX. Л., 1939.
  27. Компанейский Б.Н. Автоиндукция от полного светового потока // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Т. XVIII. Л., 1939.
  28. Компанейский Б.Н. Проблема константности восприятия цвета и формы вещей: докторская диссертация // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Т. 34. Л., 1940. С. 15–179.
  29. Красильщикова Д.И. Реминисценция в воспроизведении // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Т. 34 / отв. ред. С.Л. Рубинштейн. Л., 1940. С. 271–340.
  30. Ксения Александровна Абульханова-Славская // Психологический журнал. 2002. Т. 23, № 5. С. 113–115.
  31. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Т. 35. Л., 1941. С. 21–72.
  32. Мансуров Н.С. Порочный учебник // Литературная газета. 28 июня 1952 г., № 78. С. 2.
  33. Мансуров Н.С. Против субъективизма в психологии // Диалектический материализм и современное естествознание. М., 1957.
  34. Мансуров Н.С. Современная буржуазная психология (Критический очерк). М., 1962.
  35. Марцинковская Т.Д., Юревич А.В. История психологии: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М., 2008.
  36. Носуленко В.Н. Антология «Рубинштейн сегодня» – результат совместных исследований российских и французских ученых // Психологический журнал. 2008. Т. 29, № 2. С. 130–133.
  37. Няголова М. Принцип единства сознания и деятельности С.Л. Рубинштейна в контексте европейской гуманитаристики // Психологический журнал. 1999. Т. 20, № 5. С. 20–26.
  38. Овсепян Г.Т. Развитие наблюдения у ребенка // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Т. XVIII / отв. ред. С.Л. Рубинштейн. Л., 1939. С. 21–58.
  39. Пархоменко О.Г., Ронзин Д.В., Степанов А.А. С. Л. Рубинштейн в педагогическом институте им. А.И. Герцена // Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы. М., 1989. С. 103–113.
  40. Пархоменко О.Г., Ронзин Д.В., Степанов А.А. С. Л. Рубинштейн как педагог и организатор психологической науки в Ленинграде // Психологический журнал. 1989. Т. 10, № 3. С. 35–42.
  41. Проблема субъекта в психологической науке / отв. ред.: член-кор. РАН, профессор А.В. Брушлинский, канд. психол. наук М.И. Воловикова, проф. В.Н. Дружинин. М., 2000.
  42. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / под ред. А.В. Брушлинского. М., 1997.
  43. Рогинский Г.З. [Некролог] // Вопросы психологии. 1957. № 6. С. 185–186.
  44. Роменец В.А. Научная, педагогическая и общественная деятельность С.Л. Рубинштейна на Украине // Методология и история психологии. Экономическая пси хология и психология хозяйственного управления. Тезисы докладов к VII Съезду Общества психологов СССР. М., 1989. С. 81–82.
  45. Роменец В.А. О научной, педагогической и общественной деятельности С.Л. Рубинштейна на Украине // Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки, воспоминания, материалы. М., 1989. С. 103–113.
  46. Россия нэповская / под ред. акад. А.Н. Яковлева. М., 2002.
  47. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности (К философским основам современной педагогики) // Ученые записки высшей школы г. Одессы. Т. 2. 1922. С. 148–154.
  48. Рубинштейн С.Л. Николай Николаевич Ланге [Некролог] // Народное просвещение. Одесса, 1922. № 6–10.
  49. Рубинштейн С.Л. Предисловие редактора перевода // Бине А., Симон Т. Методы измерения умственной одаренности. Харьков, 1923.
  50. Рубинштейн С.Л. Основы психологии: пособие для высших педагогических учебных заведений. М., 1935.
  51. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940.
  52. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946.
  53. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957.
  54. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
  55. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
  56. Рубинштейн С.Л. Принцип детерминизма и психологическая теория мышления // Психологическая наука в СССР: в 2 т. Т. 1. М., 1959. С. 315–356.
  57. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. / отв. ред. Е.В. Шорохова. М., 1976.
  58. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 2. М., 1989.
  59. Светлой памяти М.Н. Шардакова // Вопросы психологии. 1961. № 2. С. 190.
  60. Селецкая Л.И. Тренировка функций цветоразличения // Вопросы организации и охраны труда. Рефераты и аннотации по работам института. Всесоюзный институт экономики, организации и оздоровления труда ВЦСПС. М., 1935.
  61. Селецкая Л.И. Изменчивость зрительных функций различного психофизиологического уровня под влиянием вегетотропных раздражителей // Исследования по психологии восприятия / отв. ред. чл.-кор. АН СССР С.Л. Рубинштейн. М., 1948. С. 385–422.
  62. Селецкая Л.И. Упражняемость в различении цветов и форм боковыми частями сетчатки // Исследования по психологии восприятия / отв. ред. чл.-кор. АН СССР С.Л. Рубинштейн. М., 1948. С. 423–431.
  63. Семенова А.П. Психологический анализ понимания аллегорий, метафор и сравнений: Образ и понятие // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. Герцена. Т. XXXV. Л., 1941. С. 138–200.
  64. Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки, воспоминания, материалы. М., 1989.
  65. Славская А.Н. Методологические особенности интеграции психологической науки в творчестве С.Л. Рубинштейна // Современная психология: Состояние и перспективы исследований. Ч. 4. Методологические проблемы историко-психологического исследования: Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН, 28–29 января 2002 г. / отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М., 2002. С. 122–133.
  66. Славская А.Н. История создания научного труда «Основы общей психологии» С.Л. Рубинштейна // История отечественной и мировой психологической мысли: Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее: Материалы Международной конференции по истории психологии «IV московские встречи», 26–29 июня 2006 г. / отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. М., 2006. С. 302–307.
  67. Смирнов А.А. Развитие памяти // Психологическая наука в СССР. М., Т. I. 1959. С. 257–314.
  68. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М., 1975.
  69. Современная психология в капиталистических странах / отв. ред. Е.В. Шорохова. М., 1963.
  70. Соколов Е.Н. Вопросы психологии восприятия в свете павловского учения: дис. канд. философ. наук. М., 1950.
  71. Соколов Е.Н. В аспирантуре у С.Л. Рубинштейна // Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки, воспоминания, материалы. М., 1989. С. 307–310.
  72. Сыркина В.Е. Психологический анализ понимания школьниками эмоционально-выразительных моментов речи // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. Герцена. Т. XXXV. Л., 1941. С. 201–210.
  73. Теплов Б.М., Шварц Л.М. Рецензия на книгу: С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии // Советская педагогика. 1941. № 7–8. С. 96–107.
  74. Умрихин В.В. Ленинградский период творчества С.Л. Рубинштейна: формирование исследовательского коллектива научной школы // Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки, воспоминания, материалы. М., 1989. С. 113–128.
  75. Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии / ред. комиссия: П.Н. Федосеев (председатель), П.К. Анохин, Э.А. Асратян, Ф.В. Бассин, Л.Г. Воронин, Н.И. Гращенков, Ф.В. Константинов, П.С. Купалов, А.Н. Леонтьев, М.Б. Митин, С.А. Саркисов, Е.В. Шорохова. М., 1963.
  76. Цуканов Б.И. Одесский период жизни С.Л. Рубинштейна // Психологический журнал. 1989. Т. 10, № 3. С. 32–34.
  77. Чеснокова А.Г. Детерминизм, историзм и принцип восхождения от абстрактного к конкретному в психологической теории С.Л. Рубинштейна // Методология и история психологии. 2007. Вып. 4. С. 83–98.
  78. Шабалин С.Н. Предметно-познавательные моменты в восприятии формы дошкольником // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. Герцена. Т. 18. Л., 1939. С. 59–105.
  79. Шардаков М.Н. Повторение в обучении // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Т. XIII. Л., 1938. С. 107–232.
  80. Шардаков М.Н. Усвоение и сохранение в обучении // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Т. 36. Л., 1940.
  81. Шеварев П.А. Исследования в области восприятий // Психологическая наука в СССР: в 2 т. Т. 1. М., 1959. С. 114–139.
  82. Joravsky D. Russian psychology: a critical history. Oxford, UK; Cambridge, Mass., USA, 1989.
  83. Matthäus W. Sowjetische Denkpsychologie. Göttingen, 1988.
  84. Payne T.R.S. L. Rubinstein and Philosophical Foundations of Soviet Psychology. Dordrecht, 1968.
  85. Riegel K.F. Foundations of dialectical psychology. N. Y., 1979.
  86. http://ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/nauchnye_s.html (Сайт Института психологии РАН, раздел «О научной школе С.Л. Рубинштейна») [Электронный ресурс].

Информация об авторах

Богданчиков Сергей Александрович, кандидат психологических наук, доцент кафедры правовой социологии и психологии Саратовского юридического института МВД России, Саратов, Россия, e-mail: bogdanch4@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1515
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3