Мысль, слово, образ, действие, аффект: общее начало и пути развития (от первичной интегральности к богатству душевной жизни)

Аннотация

Как бы далеко не идти в глубь истории человечества, мы нигде не найдем человека без труда, сознания и языка. Это же верно для индивидуального развития человека. Автор статьи предлагает альтернативный взгляд на роль слова в детском развитии. Слово, рассматриваемое как внешняя форма, включает в свой состав в качестве своих внутренних форм действие и образ, и наоборот. Слово сопутствует человеку с момента рождения и до того, как проявиться во всей полноте своих внешних форм, оно проникает во внутренние формы движений, действий, образов, аффектов ребенка. Принятие ребенком слова происходит на уровне чувственного проникновения, а не понимания, в начале этого лежит интеллигибельная интуиция: ребенок понимает мир в смысле умения быть в нем. Младенец ждет слова так же, как ждет и ищет телесного контакта с матерью, он впитывает человеческое слово, и оно становится «семенным логосом», который практически сразу начинает прорастать. «Семенной логос» делает свою работу, итогом которой становится язык как культурное растение, вырастающее в плодотворной почве образов и действий, щедро орошаемой эмоциями. В возрасте около двух лет ребенок преодолевает трудности воплощения души в звуке, и слово, наконец, находит свою внешнюю форму. Этот процесс качественно отличается от окультуривания «натуральных», «низших» (в терминологии Л.С. Выготского) психологических функций. Автор убежден, что сфера культуры преобладает над природой ребенка, и высказывает сомнение, что у ребенка вообще имеются натуральные, низшие или примитивные психические функции. Слово изначально становится не только важнейшим жизненным фактом, но и актом духовным и культурным. Развитие ребенка начинается с образования духовного, символического слоя сознания, с «вершинной психологии», с конгениальности младенца высшим проявлениям человеческого духа. Человек с момента рождения входит в мир человеческой культуры. И с этого момента начинается не просто приобщение к культуре, а начинается его духовное и культурное развитие.

Общая информация

Ключевые слова: сознание, деятельность , культура, развитие, мысль, слово, образ, действие, аффект, внешняя и внутренняя форма, семенной логос, доопытное начало культурного развития, интеллигибельная интуиция, первичная интегральность, дифференциация душевной жизни

Рубрика издания: Многообразие подходов к определению предмета психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Зинченко В.П. Мысль, слово, образ, действие, аффект: общее начало и пути развития (от первичной интегральности к богатству душевной жизни) // Методология и история психологии. 2009. № 1. С. 87–112.

Литература

  1. Августин А. Исповедь. М., 1991.
  2. Бахтин М.М. Собрание сочинений. М., 1996–2003.
  3. Бенвенуто С. Мечта Лакана. СПб., 2006.
  4. Бернштейн Н.А. Современные искания в физиологии нервного процесса. М., 2003.
  5. Бибихин В.В. Язык философии. М., 1993.
  6. Бибихин В.В. Мир. СПб., 2007.
  7. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. М., 1982–1984.
  8. Гордеева Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. М., 1995.
  9. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М., 1982.
  10. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Роль рефлексии в построении предметного действия // Человек. 2001. № 6.
  11. Гордон В.М., Зинченко В.П. Структурно-функциональный анализ психической деятельности // Системные исследования. Ежегодник. М., 1978.
  12. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.
  13. Завершнева Е.Ю. Путь к свободе (к публикации материалов из семейного архива Л.С. Выготского) // НЛО. 2007. № 85.
  14. Завершнева Е.Ю. Записные книжки, заметки, научные дневники Л.С. Выготского (1912–1934): результаты исследования семейного архива // Вопросы психологии. 2008. № 1–2.
  15. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М., 1960.
  16. Запорожец А.В. и др. Восприятие и действие. М., 1967.
  17. Зинченко А.В. Ностальгия: диалог знания и памяти // Культурно-историческая психология. 2009 (в печати).
  18. Зинченко В.П. Формирование ориентирующего образа в процессе выработки двигательного навыка // Ориентировочный рефлекс и ориентировочно-исследовательская деятельность. М., 1958.
  19. Зинченко В.П. Восприятие и действие. Сообщения I и II // Доклады АПН РСФСР. 1961. № 2, № 5.
  20. Зинченко В.П. Продуктивное восприятие // Вопросы психологии. 1971. № 6.
  21. Зинченко В.П. Установка и деятельность: нужна ли парадигма? // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1978. С. 133–146.
  22. Зинченко В.П. От генезиса ощущений к образу мира // А.Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983. С. 140–149.
  23. Зинченко В.П. Возможна ли поэтическая антропология? М., 1994.
  24. Зинченко В.П. Мысль и слово Густава Шпета. М., 2000.
  25. Зинченко В.П. Мысль и слово: подходы Л.С. Выготского и Г.Г. Шпета // Точки. 2003. № 3–4. С. 127–169.
  26. Зинченко В.П. Живое время и пространство в течении философско-поэтической мысли // Вопросы философии. 2005. № 5. С. 20–46.
  27. Зинченко В.П. Сознание как предмет и дело психологии // Методология и история психологии. 2006. № 1. С. 207–231.
  28. Зинченко В.П. Гетерогенез творческого акта: слово, образ и действие в «котле cogito» // Когнитивный подход. М., 2008а.
  29. Зинченко В.П. Ранние стадии культурного развития ребенка // Психологический журнал университета «Дубна». 2008б. № 1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.psyanima.ru.
  30. Зинченко В.П. Шепот прежде губ, или Что предшествует эксплозии детского языка // Культурно-историческая психология. 2008в. № 2. С. 2–18.
  31. Зинченко В.П. Надо ли преодолевать постулат непосредственности? // Вопросы психологии. 2009 (в печати).
  32. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. М., 1969.
  33. Козинцев А.Г. Человек и смех. СПб., 2007.
  34. Леонтьев А.Н. О механизме чувственного отражения // Вопросы психологии. 1959. № 1.
  35. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
  36. Лосев А.Ф. Философия имени. М., 1927.
  37. Мандельштам О. Слово и культура. М., 1987.
  38. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. СПб., 2005.
  39. Поливанова К.Н. Периодизация детского развития: опыт понимания // Вопросы психологии. 2004. № 1. С. 110–119.
  40. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие. Новый взгляд. М., 2006.
  41. Тресмонтан К. Разум // Страницы. Журнал Библейско-богословского института св. апостола Андрея. 1996. № 4. С. 49–67.
  42. Ухтомский А.А. Интуиция совести. СПб., 1996.
  43. Ухтомский А.А. Лицо другого человека. СПб., 2008.
  44. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Т. 2. М., 1990.
  45. Хайдеггер М. Исток художественного творчества. М., 2008.
  46. Хольт Р. Образы: возвращение из изгнания // Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Душанбе, 1971.
  47. Чудинова Е.В. Развитие крика младенца // Журнал высшей нервной деятельности. 1986. Т. XXXVI. № 3. С. 441–449.
  48. Шпет Г.Г. Сочинения. М., 1989.
  49. Шпет Г.Г. Философско-психологические труды. М., 2005.
  50. Шпет Г.Г. Философия и психология культуры М., 2007.
  51. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.
  52. Bion W.R. Learning from experience. London, 1962.
  53. Messinger D.S., Fogel A., Dickson K.L. A dynamic system approach to infant facial action // The Psychology of Facial Expression / Eds. J.A. Russell, J.M. Fernandes-Dols. Cambridge, 1997. Р. 205–226.
  54. Trevarthen C. Early Attempts at Speech // R. Lewis (ed.) Child, Alive. London, 1975.

Информация об авторах

Зинченко Владимир Петрович, доктор психологических наук, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ ПИ РАО), Москва, Российская Федерация

Метрики

 Просмотров web

За все время: 1876
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 13

 Всего

За все время: 1876
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 13

!
Портрет читателя
Пройти опрос