Мысль, слово, образ, действие, аффект: общее начало и пути развития (от первичной интегральности к богатству душевной жизни)

Аннотация

Как бы далеко не идти в глубь истории человечества, мы нигде не найдем человека без труда, сознания и языка. Это же верно для индивидуального развития человека. Автор статьи предлагает альтернативный взгляд на роль слова в детском развитии. Слово, рассматриваемое как внешняя форма, включает в свой состав в качестве своих внутренних форм действие и образ, и наоборот. Слово сопутствует человеку с момента рождения и до того, как проявиться во всей полноте своих внешних форм, оно проникает во внутренние формы движений, действий, образов, аффектов ребенка. Принятие ребенком слова происходит на уровне чувственного проникновения, а не понимания, в начале этого лежит интеллигибельная интуиция: ребенок понимает мир в смысле умения быть в нем. Младенец ждет слова так же, как ждет и ищет телесного контакта с матерью, он впитывает человеческое слово, и оно становится «семенным логосом», который практически сразу начинает прорастать. «Семенной логос» делает свою работу, итогом которой становится язык как культурное растение, вырастающее в плодотворной почве образов и действий, щедро орошаемой эмоциями. В возрасте около двух лет ребенок преодолевает трудности воплощения души в звуке, и слово, наконец, находит свою внешнюю форму. Этот процесс качественно отличается от окультуривания «натуральных», «низших» (в терминологии Л.С. Выготского) психологических функций. Автор убежден, что сфера культуры преобладает над природой ребенка, и высказывает сомнение, что у ребенка вообще имеются натуральные, низшие или примитивные психические функции. Слово изначально становится не только важнейшим жизненным фактом, но и актом духовным и культурным. Развитие ребенка начинается с образования духовного, символического слоя сознания, с «вершинной психологии», с конгениальности младенца высшим проявлениям человеческого духа. Человек с момента рождения входит в мир человеческой культуры. И с этого момента начинается не просто приобщение к культуре, а начинается его духовное и культурное развитие.

Общая информация

Ключевые слова: сознание, деятельность , культура, развитие, мысль, слово, образ, действие, аффект, внешняя и внутренняя форма, семенной логос, доопытное начало культурного развития, интеллигибельная интуиция, первичная интегральность, дифференциация душевной жизни

Рубрика издания: Многообразие подходов к определению предмета психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Зинченко В.П. Мысль, слово, образ, действие, аффект: общее начало и пути развития (от первичной интегральности к богатству душевной жизни) // Методология и история психологии. 2009. № 1. С. 87–112.

Литература

  1. Августин А. Исповедь. М., 1991.
  2. Бахтин М.М. Собрание сочинений. М., 1996–2003.
  3. Бенвенуто С. Мечта Лакана. СПб., 2006.
  4. Бернштейн Н.А. Современные искания в физиологии нервного процесса. М., 2003.
  5. Бибихин В.В. Язык философии. М., 1993.
  6. Бибихин В.В. Мир. СПб., 2007.
  7. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. М., 1982–1984.
  8. Гордеева Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. М., 1995.
  9. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М., 1982.
  10. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Роль рефлексии в построении предметного действия // Человек. 2001. № 6.
  11. Гордон В.М., Зинченко В.П. Структурно-функциональный анализ психической деятельности // Системные исследования. Ежегодник. М., 1978.
  12. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.
  13. Завершнева Е.Ю. Путь к свободе (к публикации материалов из семейного архива Л.С. Выготского) // НЛО. 2007. № 85.
  14. Завершнева Е.Ю. Записные книжки, заметки, научные дневники Л.С. Выготского (1912–1934): результаты исследования семейного архива // Вопросы психологии. 2008. № 1–2.
  15. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М., 1960.
  16. Запорожец А.В. и др. Восприятие и действие. М., 1967.
  17. Зинченко А.В. Ностальгия: диалог знания и памяти // Культурно-историческая психология. 2009 (в печати).
  18. Зинченко В.П. Формирование ориентирующего образа в процессе выработки двигательного навыка // Ориентировочный рефлекс и ориентировочно-исследовательская деятельность. М., 1958.
  19. Зинченко В.П. Восприятие и действие. Сообщения I и II // Доклады АПН РСФСР. 1961. № 2, № 5.
  20. Зинченко В.П. Продуктивное восприятие // Вопросы психологии. 1971. № 6.
  21. Зинченко В.П. Установка и деятельность: нужна ли парадигма? // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1978. С. 133–146.
  22. Зинченко В.П. От генезиса ощущений к образу мира // А.Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983. С. 140–149.
  23. Зинченко В.П. Возможна ли поэтическая антропология? М., 1994.
  24. Зинченко В.П. Мысль и слово Густава Шпета. М., 2000.
  25. Зинченко В.П. Мысль и слово: подходы Л.С. Выготского и Г.Г. Шпета // Точки. 2003. № 3–4. С. 127–169.
  26. Зинченко В.П. Живое время и пространство в течении философско-поэтической мысли // Вопросы философии. 2005. № 5. С. 20–46.
  27. Зинченко В.П. Сознание как предмет и дело психологии // Методология и история психологии. 2006. № 1. С. 207–231.
  28. Зинченко В.П. Гетерогенез творческого акта: слово, образ и действие в «котле cogito» // Когнитивный подход. М., 2008а.
  29. Зинченко В.П. Ранние стадии культурного развития ребенка // Психологический журнал университета «Дубна». 2008б. № 1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.psyanima.ru.
  30. Зинченко В.П. Шепот прежде губ, или Что предшествует эксплозии детского языка // Культурно-историческая психология. 2008в. № 2. С. 2–18.
  31. Зинченко В.П. Надо ли преодолевать постулат непосредственности? // Вопросы психологии. 2009 (в печати).
  32. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. М., 1969.
  33. Козинцев А.Г. Человек и смех. СПб., 2007.
  34. Леонтьев А.Н. О механизме чувственного отражения // Вопросы психологии. 1959. № 1.
  35. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
  36. Лосев А.Ф. Философия имени. М., 1927.
  37. Мандельштам О. Слово и культура. М., 1987.
  38. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. СПб., 2005.
  39. Поливанова К.Н. Периодизация детского развития: опыт понимания // Вопросы психологии. 2004. № 1. С. 110–119.
  40. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие. Новый взгляд. М., 2006.
  41. Тресмонтан К. Разум // Страницы. Журнал Библейско-богословского института св. апостола Андрея. 1996. № 4. С. 49–67.
  42. Ухтомский А.А. Интуиция совести. СПб., 1996.
  43. Ухтомский А.А. Лицо другого человека. СПб., 2008.
  44. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Т. 2. М., 1990.
  45. Хайдеггер М. Исток художественного творчества. М., 2008.
  46. Хольт Р. Образы: возвращение из изгнания // Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Душанбе, 1971.
  47. Чудинова Е.В. Развитие крика младенца // Журнал высшей нервной деятельности. 1986. Т. XXXVI. № 3. С. 441–449.
  48. Шпет Г.Г. Сочинения. М., 1989.
  49. Шпет Г.Г. Философско-психологические труды. М., 2005.
  50. Шпет Г.Г. Философия и психология культуры М., 2007.
  51. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.
  52. Bion W.R. Learning from experience. London, 1962.
  53. Messinger D.S., Fogel A., Dickson K.L. A dynamic system approach to infant facial action // The Psychology of Facial Expression / Eds. J.A. Russell, J.M. Fernandes-Dols. Cambridge, 1997. Р. 205–226.
  54. Trevarthen C. Early Attempts at Speech // R. Lewis (ed.) Child, Alive. London, 1975.

Информация об авторах

Зинченко Владимир Петрович, доктор психологических наук, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ ПИ РАО), Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1721
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 2