Современные отечественные авторы о научных школах в советской психологии 1920–1930-х гг. (опыт детального критического анализа)

Аннотация

Приводятся результаты детального историографического анализа проблемы научных школ в советской психологии 1920–1930-х гг. Изучение с этой точки зрения монографий, учебников и учебных пособий по истории психологии современных отечественных авторов – А.Н. Ждан, В.А. Кольцовой, Т.Д. Марцинковской, А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, а также психологических словарей и энциклопедий (П.С. Гуревича, М.И. Еникеева, Л.А. Карпенко и А.В. Петровского, И.М. Кондакова, Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко, Р.С. Немова, А.Л. Свенцицкого и др.) позволило прийти к выводу об отсутствии в настоящее время ясного и убедительного ответа на вопрос о научных школах в советской психологии 1920–1930-х гг., что напрямую увязывается с недостаточным вниманием исследователей, работающих в области истории психологии, к проблеме научных школ вообще и понятию «научная школа» – в частности.

Общая информация

Ключевые слова: научные школы (в психологии), история советской психологии, историография советской психологии, советская психология 1920–1930-х гг., монографии, учебники, словари по психологии, историографический анализ

Рубрика издания: История отечественной психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Богданчиков С.А. Современные отечественные авторы о научных школах в советской психологии 1920–1930-х гг. (опыт детального критического анализа) // Методология и история психологии. 2009. № 2. С. 7–31.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. О некоторых вопросах марксистско-ленинской реконструкции психологии // Психология. 1931. Т. IV. Вып. 3–4. С. 325–344.
  2. Большая психологическая энциклопедия / А.Б. Альмуханова, Е.С. Гладкова, Е.В. Есина и др. М., 2007.
  3. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. 3-е изд., доп. и перераб. СПб., 2007.
  4. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М., 2009.
  5. Ждан А.Н. Л.С. Выготский и научные школы Московского университета: единство в разнообразии // Культурно-историческая психология. 2007а. № 1.
  6. Ждан А.Н. Научные школы отечественной психологии в историческом освещении // Материалы IV Всероссийского съезда РПО. 18–2 1 сентября 2007 года: в 3-х т. Т. 1. М.; Ростов н/Д, 2007б. С. 362–363.
  7. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов. 8-е изд., испр. и доп. М., 2008.
  8. Ждан А.Н. Общий очерк истории психологии в России // Российская психология: Антология / авт.-сост. А.Н. Ждан. М., 2009. С. 3–26.
  9. Ждан А.Н., Марцинковская Т.Д. Московская психологическая школа: традиции и современность // Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 117–127.
  10. История психологии в лицах. Персоналии / ред.-сост. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: в 6 т. / под общ. ред. А.В. Петровского. М., 2005.
  11. К 100-летию со дня рождения П.И. Зинченко // Психологический журнал. 2004. Т. 25, № 2. С. 128–129.
  12. Кольцова В.А. Теоретико-методологические основы истории психологии. М., 2004.
  13. Кольцова В.А. История психологии: Проблемы методологии. М., 2008.
  14. Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. Советская психологическая наука в годы Великой Отечественной войны (1941–1945). М., 2006.
  15. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. 2-е изд., доп. и перераб. СПб., 2007.
  16. Краткий психологический словарь / сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985.
  17. Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., расш., испр. и доп. Ростов н/Д, 1998.
  18. Леонтьев А.А. Деятельный ум (Деятельность. Знак. Личность). М., 2001.
  19. Марцинковская Т.Д. Густав Густавович Шпет – жизнь как проблема творчества // Вступительная статья к кн. «Шпет Г.Г. Психология социального бытия» / под ред. Т.Д. Марцинковской. М.; Воронеж, 1996. С. 5–27.
  20. Марцинковская Т.Д. Проблема эстетических переживаний в концепции «психологии социального бытия» Г.Г. Шпета // Вопросы психологии. 1999. № 6. С. 119–127.
  21. Марцинковская Т.Д. (ред.) Густав Густавович Шпет: архивные материалы, воспоминания, статьи. М., 2000.
  22. Марцинковская Т.Д. История психологии: учебник для студентов высших учебных заведений. 8-е изд., испр. и доп. М., 2008а.
  23. Марцинковская Т.Д. Международная конференция, посвященная наследию Г.Г. Шпета // Вопросы психологии. 2008б. № 1. С. 171–174.
  24. Марцинковская Т.Д., Юревич А.В. История психологии: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М., 2008.
  25. Микулинский С.Р., Ярошевский М.Г. Сеченов – великий русский естествоиспытатель и мыслитель // Иван Михайлович Сеченов. К 150-летию со дня рождения. М., 1980. С. 5–21.
  26. Немов Р.С. Психологический словарь. М., 2007.
  27. Общая психология. Словарь / ред.-сост. Л.А. Карпенко. // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: в 6 т. / под общ. ред. А.В. Петровского. М., 2005.
  28. Петровский А.В. Психология в России: XX век. М., 2000.
  29. Петровский А.В. Записки психолога. М., 2001.
  30. Петровский А.В. Психология и время. СПб., 2007.
  31. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии: Учебное пособие для высшей школы. М., 1994.
  32. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии: в 2 т. Ростов н/Д, 1996.
  33. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1999.
  34. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология: Учебное пособие. М., 2001.
  35. Полева Н.С. Сравнительно-исторический анализ психологических концепций научной школы Государственной академии художественных наук: дис. канд. психол. наук. М., 1999.
  36. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / под ред. А.В. Брушлинского. М., 1997.
  37. Психологическая наука в СССР: в 2 т. / ред. колл.: Б.Г. Ананьев, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов, Ф.Н. Шемякин. М., 1959–1960.
  38. Психологический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева. Ростов н/Д, 2004.
  39. Психологический словарь / под общ. науч. ред. П.С. Гуревича. М., 2007.
  40. Психология в Московском университете: 1755–2005 / научн. ред. А.Н. Ждан. М., 2007.
  41. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, сост. Л.А. Карпенко. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990.
  42. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. М., 1993–1999. Т. 1. А–М. 1993., Т. 2. М–Я. 1999.
  43. Российская психология: Антология / авт.-сост. А.Н. Ждан. М., 2009.
  44. Рыжов Б.Н. История психологической мысли. Пути и закономерности: Учебное пособие для высших учебных заведений. М., 2004.
  45. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. М., 2009.
  46. Умрихин В.В. Развитие советской школы дифференциальной психофизиологии / отв. ред. М.Г. Ярошевский. М., 1987.
  47. Шикун А.А. Феномен научных психологических школ // Сибирский психологический журнал. 2008. № 29. С. 8-12.
  48. Школы в науке / под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, Г. Кребера, Г. Штейнера. М., 1977.
  49. Ярошевский М.Г. Проблема детерминизма в психофизиологии XIX века. Душанбе, 1961.
  50. Ярошевский М. Г. Сеченов и мировая психологическая мысль (К столетию «Рефлексов головного мозга») // Вопросы психологии. 1963. № 5. С. 3–21.
  51. Ярошевский М.Г. Иван Михайлович Сеченов. 1829–1905. Л., 1968.
  52. Ярошевский М.Г. Структура научной деятельности // Вопросы философии. 1974. № 11. С. 97–109.
  53. Ярошевский М.Г. Принцип детерминизма и логика развития научного познания // Вопросы философии. 1976. № 10. С. 43–54.
  54. Ярошевский М.Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке / под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, Г. Кребера, Г. Штейнера. М., 1977. С. 7–97.
  55. Ярошевский М.Г. И.М. Сеченов и психология активности // Вопросы психологии. 1979a. № 4. С. 91–107.
  56. Ярошевский М.Г. О генезисе субъекта научного познания // Вопросы философии. 1979б. № 6. С. 68–80.
  57. Ярошевский М.Г. Сеченов и развитие научных знаний о поведении // Иван Михайлович Сеченов. К 150-летию со дня рождения. М., 1980. С. 336–413.
  58. Ярошевский М.Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. М., 1981.
  59. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь // Вопросы психологии. 1995. № 4. С. 5–18.
  60. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины XX века. Учебное пособие. М., 1996а.
  61. Ярошевский М.Г. Когда Л.С. Выготский и его школа появились в психологии? // Вопросы психологии. 1996б. № 5. С. 110–121.
  62. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. М., Воронеж, 1996в.
  63. Ярошевский М.Г. Трактовка истории поведения в научной школе Выготского–Лурия // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 118–125.
  64. Ярошевский М.Г. Две научные школы в отчем доме психологов России // Вопросы психологии. 1999. № 3. С. 8–12.
  65. Ярошевский М.Г., Гургенидзе Г.С. Л.С. Выготский – исследователь проблем методологии науки // Вопросы философии. 1977. № 8. С. 91–105.
  66. Ярошевский М.Г., Умрихин В.В. Формирование школы Б.М. Теплова как исследовательского коллектива // Вопросы психологии. 1983. № 1. С. 87–101.
  67. Murchison C. (ed.) Psychologies of 1930. London, Oxford, 1930.

Информация об авторах

Богданчиков Сергей Александрович, кандидат психологических наук, доцент кафедры правовой социологии и психологии Саратовского юридического института МВД России, Саратов, Россия, e-mail: bogdanch4@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2102
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2