Функциональный подход как неявное основание становления психологии XX века

Аннотация

На материале истории мировой психологии выявляется важное имплицитное методологическое основание коренных преобразований ее предмета в ХХ веке – постепенный переход от субстанциального (структурного) к функциональному способу определения предмета психологии. Показаны конкретные пути воплощения функционального подхода в различных психологических школах и направлениях. Проанализированы значения понятия «функция», используемые в европейском и американском функционализме. На материале исследования эгоцентрической речи подробно раскрыто значение функционального подхода как средства раскрытия закономерностей структуры и генеза человеческой психики в концепции Л.С. Выготского. Из разных областей современной психологии приведен широкий ряд примеров исследований, воплощающих функциональный подход через нахождение позитивных функций: «магического мышления» в психологии мышления, когнитивных стилей в дифференциальной психологии, межличностного конфликта в социальной психологии, «восточного диалектического мышления» в кросскультурной психологии, нелинейных систем перспектив изображения в психологии искусства.

Общая информация

Ключевые слова: предмет психологии, субстанциональное определение, функциональное определение, неявное знание, функциональный подход, методологические основания психологии, эгоцентрическая речь, анализ по функции, позитивный подход, магическое мышление, диалектическое мышление, нелинейные системы перспективы изображения

Рубрика издания: философия психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Умрихин В.В., Ромащук А.Н. Функциональный подход как неявное основание становления психологии XX века // Методология и история психологии. 2010. № 3. С. 26–37.

Литература

  1. Брентано Ф. Избранные работы. М., 1996.
  2. Вартофский М. Модели: репрезентация и научное понимание. М., 1988.
  3. Вундт В. Введение в психологию. М., 1912а.
  4. Вундт В. Очерки психологии. М., 19126.
  5. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1999.
  6. Выготский Л.C. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти тт. Т. 1. М., 1982. С. 191-435.
  7. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2008.
  8. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
  9. Джеймс У. Научные основы психологии. Мн., 2003.
  10. Джемс В. Психология. СПб., 1896.
  11. Дойч М. Разрешение конфликта (конструктивные и деструктивные процессы) // Конфликтология / Сост. Н.И. Леонов. М.; Воронеж, 2002.
  12. Ждан А.Н. История психологии. М., 1999.
  13. Запорожец А.В. Развитие мышления // Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2-х тт. Т. 2. М., 1986.
  14. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. К психологическим основам научной организации труда, учения, спорта. Казань, 1969.
  15. Котова М.В., Ромащук А.Н., Сенющенков С.П., Скворцов А.А. Понятие «функция» в функциональной психологии конца XIX – начала XX веков // Материалы международной конференции по истории психологии «IV Московские встречи», 26-29 июня 2006 г. М., 2006. С. 89-95.
  16. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М., 1997.
  17. Кун Т. Структура научных революций. М., 2009.
  18. Кюльпе О. Современная психология мышления // Новые идеи в философии. Сб. 16. Психология мышления. СПб., 1914. С. 43-83.
  19. Мещеряков Б.Г. Логико-семантический анализ концепции Л.С. Выготского. Самара, 1998.
  20. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981.
  21. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1999.
  22. Полани М. Личностное знание. М., 1985.
  23. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб., 2001.
  24. Ромащук А.Н. Функциональный анализ эгоцентрического мышления: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2009.
  25. Ромащук А.Н. Функциональный подход в современной психологии: единство функции и развития // 125 лет Московскому психологическому обществу: Юбилейный сборник РПО: в 4-х тт. Т. 1. М., 2010 (в печати).
  26. Сеченов И.М. Психология поведения. М., 1995.
  27. Умрихин В.В. Путь к функциональному пониманию психики как предпосылка психологии XX века // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Вып. 1 / Под общ. ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. М., 2002. С. 166-174.
  28. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. М., 2004.
  29. Штумпф К. Явления и психические функции // Новые идеи в философии. Сб. 4. Что такое психология? СПб., 1913. С. 50-101.
  30. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.
  31. Ярошевский М.Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. М., 1981.
  32. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.
  33. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1996.
  34. Angell J.R. The Province of Functional Psychology // Psychological Review. 1907. 14. P. 61-91.
  35. Boring E.G. A History of Experimental Psychology. N.Y., 1957.
  36. Cole M., Cole S.R., Lightfoot C. The Development of Children. 5th ed. N.Y., 2005.
  37. Dewey J. The Reflex Arc Concept in Psychology // Psychological Review. 1896. 3. P. 357-370. [http://psychclassics.yorku.ca/Dewey/reflex.htm]
  38. Nisbett R.E. Geography of Thought: How Asians and Westerners Think Differently... And Why. N.Y., 2003.
  39. Peng K., Nisbett R.E. Culture, dialectics, and reasoning about contradiction // American Psychologist. 1999. 54. P. 741-754.
  40. Pronin E., Wegner D.M., McCarthy K., Rodriguez S. Everyday Magical Powers: The Role of Apparent Mental Causation in the Overestimation of Personal Influence // Journal of Personality and Social Psychology. 2006. V. 91. I. 2. P. 218-231.
  41. Subbotsky E. Children’s and adults’ reactions to magical and ordinary suggestion: Are suggestibility and magical thinking psychologically close relatives? // The British Journal of Psychology. 2007. 98. P. 547-574.

Информация об авторах

Умрихин Владимир Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: vvu@mail.ru

Ромащук Александр Николаевич, младший научный сотрудник лаборатории педагогической психологии факультета психологии, МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: a.romaschuk@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 3750
В прошлом месяце: 103
В текущем месяце: 37