Модель образовательного пространства «Детский сад — Начальная школа»

632

Аннотация

Авторы описывают образовательное пространство учебного комплекса «детский сад – начальная школа». Обучение проводится по программам системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Проводится специальная работа, обеспечивающая переход из начальной в среднюю школу. Используются специальные образовательные технологии – «Философия для детей», «Литература как предмет эстетического цикла».

Общая информация

Ключевые слова: комплекс детский сад – начальная школа, преемственность обучения, образовательные технологии, инновационные образовательные системы, Д.Б. Эльконин

Рубрика издания: Инновационные модели

Для цитаты: Модель образовательного пространства «Детский сад — Начальная школа» // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1. № 1.

Полный текст

Модель образовательного пространства «детский сад — начальная школа» подготовлена по заказу Международной академии бизнеса и банковского дела (МАББ) г. Тольятти (президент И. В. Богданов). Она является обобщением двухлетнего опыта совместной работы сотрудников Психологического института Российской академии образования (директор В.В. Рубцов), Международного психологического и образовательного колледжа при Психологическом институте (ректор А. А. Марголис), Центра «Инновационные системы и технологии» (директор С. Д. Ковалев), Детского центра им. Л. А. Венгера (руководитель центра О. М. Дьяченко) и комплекса «детский сад – начальная школа» «Росток» МАББ (директор А. П. Колупаева, зам. директора по научной работе В. Л. Городинская) по созданию образовательного пространства комплекса. Вместе с тем в данной модели отражены более широкие перспективы развития образования России и возможности реализации современных психолого-педагогических идей в практике. «Сборку» модели осуществил В. А. Гуружапов.

Предлагаемая модель является открытой в том смысле, что допускает возможность совершенствования и перестройки. Вместе с тем она достаточно жестко фиксирует траекторию развития образовательного пространства комплекса «Росток».

I. Условия построения образовательного пространства комплекса «детский сад — начальная школа»

Образовательное пространство комплекса «Росток» определяется тремя основными условиями

  1. ведущими тенденциями в современном начальном образовании России;

  2. целями и задачами системы непрерывного образования МАББ г. Тольятти;

  3. внутренними возможностями комплекса «Росток».

В начале 90-х годов в России стали появляться учебные комплексы на основе объединения детских садов, где воспитываются дети 4–6 лет, и начальных школ, где обучаются дети 7–10 лет. Такое объединение кардинально изменило ситуацию как в детском саду, так и в школе. Раньше в основе организации детского сада лежала идея сохранения здоровья детей, создания максимально возможных условий для их естественного физического и интеллектуального роста. Теперь этого стало недостаточно: учебно-воспитательный комплекс должен иметь четкие образовательные задачи, в том числе и по отношению к детям 4–6 лет Основная задача начальной школы заключалась в том, чтобы дать всем детям 7–10 лет начальные культурные навыки чтения, письма, счета. Причем содержание и методы обучения были рассчитаны на всех детей, независимо от того, в каких условиях проходило их дошкольное детство: в детском саду или дома. В комплексе «детский сад – начальная школа» ученичество начинается с 4–5 лет, и все дети могут приобрести начальные навыки чтения, письма и счета до 7 лет. Следовательно, по отношению к детям 7–10 лет нужно ставить иные образовательные задачи.

Итак, образовательное пространство комплекса «детский сад – начальная школа» не может строиться как простое сложение традиционных форм обучения и воспитания в детском саду и в школе. Нужна идея, которая делает преемственным обучение детей на всем протяжении от четырех до десяти лет и которая отвечает перспективам социально-экономического развития России.

В настоящее время общее среднее образование России переживает период обновления, связанного с изменением всей политической и социально-экономической ситуации. Теоретики и практики образования ориентируются на более широкие цели обучения и воспитания детей в школе, чем это было раньше. В частности, стали популярными идеи развития общих и специальных способностей, освоения в обучении историко-культурных традиций, учета региональных, этнических и конфессиональных факторов, международного сотрудничества как основы построения образовательного пространства современной школы.

Учебные комплексы «детский сад – начальная школа», как правило, являются начальным звеном инновационных школ и в этой связи испытывают влияние самых разнообразных современных образовательных идей. Вместе с тем начальное образование предъявляет очень жесткие требования к содержанию и методам обучения, так как первые шаги ученика в освоении современных форм сознания и деятельности должны быть предельно выверены как с точки зрения возрастных возможностей детей, так и с точки зрения целей и задач следующих ступеней учения в школе. Поэтому выбор образовательных технологий в построении модели учебных комплексов «детский сад – начальная школа» ограничен: многие современные отечественные программы и курсы не удовлетворяют требованиям к образовательным технологиям, ряд зарубежных образовательных технологий не соответствует сложившимся условиям обучения в отечественных детских садах и школах, многие новейшие разработки несовместимы как с традиционными учебными курсами, так и между собой. В этой ситуации очень важен выбор перспективной концепции школы, по отношению к которой можно строить образовательное пространство ее начального звена.

В основу модели был положен проект школы культурно-исторического типа [1]. В нем учтены реалии жизни человека в современном мире, в котором необходимо быть способным к разным видам деятельности в сотрудничестве с людьми, принадлежащими к разным этническим, культурным, конфессиональным и социальным группам, и при этом сохранять неповторимость своей личности.

Начальные этапы обучения в школе культурно-исторического типа связаны с освоением общих способов деятельности с объектами окружающего мира. На этапе 4–6 лет дети учатся классифицировать объекты по их чувственно-воспринимаемым свойствам, действовать с их знаково-символическими заместителями, чертежами и схемами. На этапе 7–10 лет дети учатся выделять свойства и отношения объектов и явлений окружающего мира, которые были обнаружены людьми в процессе производственной деятельности и считаются основополагающими для понимания сути математики, языка, изобразительного искусства, художественной литературы и т. д. Ученики осваивают основополагающие способы работы с этими свойствами и отношениями, что позволяет им на следующем этапе обучения приступить к овладению основами наук и искусств. Таким образом, проблема организации учебного комплекса «детский сад – начальная школа» переносится в плоскость выбора конфигурации технологий, соответствующих названным задачам. Такие технологии в принципе есть.

Это программные системы развивающего обучения Эльконина – Давыдова для детей 7–10 лет, программы «Развитие» для детей 4–6 лет, также ряд отдельных программ и технологий.

МАББ является системой непрерывного образования, вершиной которой является университет, выпускающий специалистов в области экономики, информационных технологий и дизайна. В обозримой перспективе эти направления сохранятся и будут приоритетными. Возможны другие направления: коммуникационное (языки, филология, лингвистика, журналистика), педагогика, юриспруденция, точные и естественные науки (математика, физика, биология, экология). Такая направленность высшего звена МАББ создает определенный «образовательный заказ» к низшим звеньям, в частности к начальному звену. Уже в учебных комплексах «детский сад — начальная школа» желательно создавать условия для развития основ теоретического сознания (научного мышления, художественного восприятия), способности ориентироваться в различных ситуациях общения, элементов современного экономического мышления, навыков работы со схемами, моделями, картами, справочниками, калькуляторами, компьютерами, адекватного понимания возможностей средств массовой коммуникации, основ политического и правового устройства современного общества. Реализация этой задачи определяется возрастными возможностями детей, наличием соответствующих программ и их научно-методического обеспечения (учебников, методических пособий, квалифицированной консультационной помощи, возможностей научного руководства), материально-техническом обеспечением, кадровыми ресурсами и структурой управления. Возникает также специальная задача обеспечения преемственности обучения как от детского сада к начальной школе, так и от начальной школы к средней. Эта преемственность не может обеспечиваться только выполнением государственного стандарта для выпускников начальной школы. Необходима целая серия мероприятий по планомерной адаптации детей к новой ситуации обучения.

Как частное учебное заведение, МАББ вступает в особые отношения с государственными органами управления образованием на самых разных уровнях и с местной администрацией. Возникающие при этом коллизии в той или иной мере отражаются на всех структурах МАББ. Одним из условий взаимодействия с государственными органами является выполнение государственных стандартов образования.

Другим условием является помощь со стороны МАББ в развитии всей структуры регионального образования. МАББ является активным участником международного сотрудничества в сфере образования. Чтобы быть уважаемым партнером, надо иметь нечто достойное внимания для зарубежной педагогической общественности. Это могут быть прежде всего образовательные технологии с высокой степенью теоретического обоснования, экспериментально проверенные и методически оснащенные (учебники, методические руководства и т.п.).

Учебный комплекс «Росток» расположен в помещении стандартного детского сада, где помещения для каждой группы или класса отделены друг от друга.

Таковы в общих чертах условия построения образовательного пространства для комплекса «Росток» МАББ.

П. Конфигурация образовательных технологий

Ядром образовательного пространства учебного комплекса в г. Тольятти являются программы системы развивающего обучения Эльконина – Давыдова [2]. По этим программам обучаются дети 7–10 лет. На уроки математики [3] и уроки русского языка [4] отводится в неделю по 5 академических часов, а на уроки изобразительного искусства [5] – по 2 часа. Занятия по этим предметам построены в единой логике учебной деятельности, развивают у детей основы теоретического мышления и творческое воображение. Предметным содержанием уроков математики является способ вывода понятия действительного числа из отношения величин объектов и мер; уроков русского языка – способы правописания на основе морфемного принципа; уроков изобразительного искусства – способы построения образов на основе композиции цвета, формы, линий. Учебный материал дети осваивают в процессе решения разнообразных математических, лингвистических и художественных изобразительных задач, причем особое внимание уделяется дискуссиям и коллективным видам работ (на уроках изобразительного искусства они связаны, в первую очередь, с самодеятельностью детей).

Эти занятия поддерживаются уроками «Литература как предмет эстетического цикла» [6] по 3–4 часа в неделю и уроками «Философия для детей» [7] по 2 часа в неделю. Обучение литературе построено по другой логике, нежели обучение математике и русскому языку, но по своим целям оно близко к системе развивающего обучения Эльконина – Давыдова: формирует у детей способности понимать содержание отношений различных точек зрения автора, героев и через это понимать текст в соответствии с культурными нормами отношения к художественному произведению.

Уроки «Философии для детей» нацелены на развитие у школьников умения рассуждать, делать корректные умозаключения, учитывать точку зрения другого человека в дискуссии. Программа занятий представляет собой адаптированный вариант курса профессора М. Липмана (адаптация и опытная проверка произведены Российским центром «Философия для детей»).

Кроме того, дети 2 часа в неделю занимаются на уроках «Естествознания», на которых получают общие представления об окружающем мире, 1 час изучают игру в шахматы, 2 часа занимаются иностранным языком (английским) и 2 часа физкультурой.

Таким образом, в школе у детей 7–10 лет создается особая жизнь – своего рода погружение в мир культурно выработанных способов действия с математическими, лингвистическими, художественными образами, явлениями окружающего мира. Эта жизнь определяется прежде всего содержанием обучения, принципиально отличающимся от содержания учебных предметов традиционных программ начальной школы.

Исходные основания современной культуры, выделенные в математике, лингвистике, изобразительном искусстве, художественной литературе, определяют Учебный материал и формы его изучения Учениками. Дети также осваивают навыки чтения, письма и счета, но это уже не является их главной задачей. Тем не менее Госстандарт полностью выполняется к 3-му классу. В соответствии с этим меняется ситуация в обучении и воспитании детей 4–6 лет. Задача сохранения и укрепления здоровья остается. В учебном комплексе г. Тольятти дети занимаются в неделю 2 часа физкультурой и 2 часа плаваньем, 1 час хореографией, кроме того, во время прогулок занимаются закаливанием.

Вместе с тем возникает задача подготовки к обучению на следующей ступени (7–10 лет). Она решается двумя способами. Во-первых, существуют учебные предметы, которые непосредственно готовят детей к обучению, по программам развивающего обучения: уроки грамоты, математики и изобразительного искусства по одному часу в неделю. На этих уроках дети получают начальные навыки чтения, письма, счета, осваивают действия с художественными инструментами и материалами. Кроме того, на них решается задача развития психических функций всех детей до уровня, необходимого для успешного обучения на этапе 7–10 лет. Во-вторых, проводятся специальные занятия по 2–3 в неделю по протрамме «Развитие», разработанной под руководством Л. А. Венгера [8]. Это уроки конструирования, ориентации в пространстве, логики, на которых дети осваивают в игровой форме способы работы с моделями, схемами, символами. В результате у детей закладываются предпосылки к теоретическому мышлению, которое будет целенаправленно развиваться в более старшем возрасте. Кроме того, проводятся также уроки иностранного языка (английского) и занятия театром.

Ш. Преемственность с последующими ступенями обучения

Преемственность с последующими ступенями обучения обеспечивается прежде всего тем, что к 3-му классу ученики полностью осваивают госстандарт по основным учебным дисциплинам.

Кроме того, проводится специальная работа, обеспечивающая безболезненный переход детей из «Ростка» в 5-й класс средней школы МАББ, а именно:

– комплектование новых 5-х классов с учетом всех данных психологических наблюдений и обследования детей в процессе их пятилетнего обучения в «Ростке»;

– информационно-консультационная работа с педагогами средней школы о возможностях и особенностях развития детей, прошедших обучение 5 «Ростке»;

– перенос в образовательную среду средней школы некоторых программ и образовательных технологий, обеспечивающих сохранение специальных видов деятельности детей (по согласованию с администрацией и пед. коллективом средней школы). К числу таких технологий можно отнести курс «Философия для детей», программу по математике, продолжающую линию математики развивающего обучения, курс «Литература как предмет эстетического цикла» Г. Н. Кудиной и 3. К. Ковлянской, работе детей с компьютером как средством поддержки обучения по основным предметам.

IV. Организация единой учебно-воспитательной среды и общения детей

Архитектурная организация комплекса «РОСТОК» такова, что каждая группа или класс фактически могут жить и учиться изолированно друг от друга. Поэтому необходимы специальные мероприятия по организации общения детей и созданию единой учебно-воспитательной среды. Для этого во вторую половину дня организуются специальные мероприятия. Требования к этим мероприятиям следующие. Они должны:

– иметь общую для всех детей цель;

охватывать достаточно длительный промежуток времени;

– стимулировать самостоятельные действия детей;

– иметь выразительную и доступную пониманию всех детей форму и организацию;

– иметь несколько этапов с ясными для детей итогами по каждому этапу;

активно использовать занятия по изобразительному искусству, театру, хореографии, музыке, физкультуре;

– соприкасаться в определенной мере с содержанием других учебных дисциплин;

– создавать возможности для непосредственного общения детей из разных групп и классов;

– быть контролируемыми со стороны администрации и педагогического коллектива;

– вовлекать всех взрослых, обеспечивающих жизнь детей в комплексе. По содержанию эти мероприятия могут быть праздниками (включая самостоятельную подготовку детей к ним), массовыми соревнованиями, играми, конкурсами. Учитывая специфику МАББ, желательно организовать игру с элементами финансово-кредитных отношений для развития у детей основ экономического образа мышления.

Литература

  1. Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. Культурно-исторический тип школы // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 100—110.
  2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.
  3. Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., Савельева О.В. Обучение математике. Методическое пособие. 1 кл. трехлетней начальной школы. М.: МИРОС, 1994.
  4. Репкин В.В. Русский язык: 1 кл. Томск: Пеленг, 1992.
  5. Полуянов Ю.А. Психолого-педагогические основы построения нового учебного предмета «Изобразительное, искусство» для начальных классов. В 3 частях. М., 1988. Архив Психологического института, РАО.
  6. Кудина Г.У., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. Методическое пособие. М.: ИЦ ГАРАНТ, 1992.
  7. Липман М. Курс «Философия для детей» (часть I, адаптированный перевод на русский). М., 1994.
  8. Венгер Л.А. и другие. Программа «Развитие». Основные положения. М.: Новая школа, 1994.

Метрики

Просмотров

Всего: 1375
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 632
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3