Некоторые особенности формирования действия моделирования при обучении математике детей шести лет

647

Аннотация

Исследование направлено на изучение техники введения действия моделирования с учетом возрастных особенностей шестилеток. Автор доказывает, что абстрактная символика принимается шестилетками легко и быстро и может быть введена на ранних этапах обучения. Абстрактная символика позволяет детям решить задачи, нацеленные на обобщение учебного материала в форме конкретных заданий.

Общая информация

Ключевые слова: замещение, мобилизация мышления, моделирование, обучение математике, Д.Б. Эльконин

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Микулина Г.Г. Некоторые особенности формирования действия моделирования при обучении математике детей шести лет // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1. № 1. С. 61–64.

Фрагмент статьи

В настоящее время в некоторых школах пытаются вводить развивающее обучение по системе Эльконина — Давыдова для детей шести лет. Прямой перенос программы по математике, разработанной для семилетних, может вызвать у младших детей серьезные затруднения. Поэтому для шестилеток нужна специальная программа. Цель настоящей статьи — заострить внимание педагогов на технике введения действия моделирования с учетом возрастных особенностей шестилеток, которую мы использовали в нашем курсе математики. Заметим, что в этом курсе понятие числа строится, как и в общепринятой программе, на основе действия счета, но и при смене единиц счета.

Следует подчеркнуть, что действие моделирования — это не «дополнительная тема» в обучении, а средство перевода мышления учащихся на более высокий Уровень, средство, позволяющее в значительной мере избежать формализма знаний. Обучая ребенка способу построения модели некоторого явления, а затем способу работы с моделью, учитель осуществляет процесс формирования в его сознании соответствующих абстракций, подводит его к обобщению.

Освоение действия моделирования начинается с замещения конкретных предметов условными объектами, позволяющими наглядно выделить искомое отношение. Далее, выполнение определенных действий с такого рода заместителями приводит к обнаружению свойств отношения. Наконец, результаты этих действий интерпретируются на языке конкретных вещей и явлений, что и является конечной целью всей этой работы.

Литература

  1. Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., Савельева О.В. Обучение математике. I класс. М., 1994.
  2. Микулина Г.Г. Учимся понимать математику. I класс (I—IV). М., 1995.

Информация об авторах

Микулина Генриетта Глебова, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник МИРОС, учитель школы № 26 г. Москвы, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1330
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 647
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0