Психологическая наука и образование
1996. Том 1. № 2
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Психологические основы организации учебной деятельности, опосредствованной использованием компьютерных систем
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: учебная деятельность, компьютерная обучающая среда, совместная учебная деятельность, учебно-познавательное действие, педагогическая психология
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Давыдов В.В., Рубцов В.В., Крицкий А.Г. Психологические основы организации учебной деятельности, опосредствованной использованием компьютерных систем // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1. № 2.
Фрагмент статьи
В процессе широкой информатизации современного общества существенное значение приобретает использование компьютерной техники как носительницы программных и информативных систем при организации учебного процесса разного уровня. Роль этой техники (и прежде всего персональных компьютеров) сопоставима с ролью книг, бумаги, ручек в процессе обучения. Однако сущность ЭВМ по-разному характеризуется в различных теориях, сложившихся в психолого-педагогической науке. Данные материалы отражают точку зрения, согласно которой наиболее эффективное использование компьютеров предполагает такое понимание этого процесса, которое опирается на психологическую теорию учебной деятельности.
Теоретические основы учебной деятельности составляют культурно-историческая тео-рия деятельности человека (Л. С. Выготский) и деятельностный подход (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) к происхождению человеческой психологии.
Согласно Л. С. Выготскому, генез психических явлений базируется на двух
положениях: 1) специфически человеческие процессы – это процессы,
опосредствованные, использующие разнообразные, выработанные в ходе
исторического развития человеческой культуры орудия-средства (знаки, символы,
язык, меры и т. п.); 2) всякий психический процесс возникает и функционирует в
двух планах – социальном и психологическом, или сначала как категория
интерпсихическая, а затем как интрапсихическая. В рамках этих положений
достижением психологической теории учебной деятельности является то, что она
ориентируется на закономерности становления и развития реальной
содержательно-предметной и коммуникативно-направленной деятельности взрослого и
ребенка и включает ее в контекст «социальной ситуации развития».
Литература
- Выготский Л. С. Собрание сочинений. М., 1982. Т. 2.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
- Леонтьев А. Н. Развитие высших форм запоминания // Избранные психологические труды. М., 1983.
- Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий детей в процессе обучения. М., 1987.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
- Papert S. Mindstorms: Children, Computers and Powerful Ideas. N. Y., 1980.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3480
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 1849
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1