Психологические основы организации учебной деятельности, опосредствованной использованием компьютерных систем

1849

Аннотация

Ставится проблема разработки новых технологий обучения, основанных на применении компьютера как средства формирования учебной деятельности. Цель такой учебной деятельности заключается в раскрытии смысла процесса учения - научить детей «умению учиться», умению мыслить самостоятельно. В приведенном исследовании, направленном на изучение преобразования игрового действия в учебно-познавательное, получены данные о влиянии обмена индивидуальными действиями и характера общения на становление совместного учебно-познавательного действия школьников, а также особенностях его организации в условиях компьютерного моделирования.

Общая информация

Ключевые слова: учебная деятельность, компьютерная обучающая среда, совместная учебная деятельность, учебно-познавательное действие, педагогическая психология

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Давыдов В.В., Рубцов В.В., Крицкий А.Г. Психологические основы организации учебной деятельности, опосредствованной использованием компьютерных систем // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1. № 2.

Фрагмент статьи

В процессе широкой информатизации современного общества существенное значение приобретает использование компьютерной техники как носительницы программных и информативных систем при организации учебного процесса разного уровня. Роль этой техники (и прежде всего персональных компьютеров) сопоставима с ролью книг, бумаги, ручек в процессе обучения. Однако сущность ЭВМ по-разному характеризуется в различных теориях, сложившихся в психолого-педагогической науке. Данные материалы отражают точку зрения, согласно которой наиболее эффективное использование компьютеров предполагает такое понимание этого процесса, которое опирается на психологическую теорию учебной деятельности.

Теоретические основы учебной деятельности составляют культурно-историческая тео-рия деятельности человека (Л. С. Выготский) и деятельностный подход (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) к происхождению человеческой психологии.

Согласно Л. С. Выготскому, генез психических явлений базируется на двух положениях: 1) специфически человеческие процессы – это процессы, опосредствованные, использующие разнообразные, выработанные в ходе исторического развития человеческой культуры орудия-средства (знаки, символы, язык, меры и т. п.); 2) всякий психический процесс возникает и функционирует в двух планах – социальном и психологическом, или сначала как категория интерпсихическая, а затем как интрапсихическая. В рамках этих положений достижением психологической теории учебной деятельности является то, что она ориентируется на закономерности становления и развития реальной содержательно-предметной и коммуникативно-направленной деятельности взрослого и ребенка и включает ее в контекст «социальной ситуации развития».

Литература

  1. Выготский Л. С. Собрание сочинений. М., 1982. Т. 2.
  2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  3. Леонтьев А. Н. Развитие высших форм запоминания // Избранные психологические труды. М., 1983.
  4. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий детей в процессе обучения. М., 1987.
  5. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
  6. Papert S. Mindstorms: Children, Computers and Powerful Ideas. N. Y., 1980.

Информация об авторах

Давыдов Василий Васильевич, доктор психологических наук, Москва, Россия

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Крицкий Александр Георгиевич, кандидат психологических наук, был заведующим кафедрой психологии образования и развития, Волгоградский государственный социально-педагогический университет (ФГБОУ ВПО ВГСПУ), Волгоград, Россия, e-mail: Kritsky.Alexander@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 3480
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 1849
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1