О курсе «Естествознание» в начальной школе

654

Общая информация

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Чудинова Е.В. О курсе «Естествознание» в начальной школе // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1. № 4.

Фрагмент статьи

Естественнонаучное знание представляет собой совокупность фактов, теорий, объясняющих факты, и научного метода, позволяющего получать факты и строить объяснительные модели. Можно учить детей представлениям или даже понятиям, входящим в современную научную картину мира, убирая все строительные леса», с помощью которых она строилась. Так делается практически во всех существующих сегодня курсах природоведения для начальной школы, а часто и в курсах естественнонаучного цикла средней школы. Но картина мира все время меняется, причем особенно быстро в последние десятилетия и годы. Что именно выбрать? Какое знание будет важно детям через 10–15 лет, когда они вырастут? Предсказать трудно.

К тому же знакомство с некоторой картиной мира вовсе не дает ребенку возможности самому поставить и решить проблему при столкновении с тем, что в нее не укладывается.

В отличие от традиционных курсов природоведения предметом предлагаемого курса выбран сам экспериментальный метод естественных наук (в широком смысле этого слова).

Обучение детей экспериментированию не может происходить в рамках традиционных методов обучения. Рассказать об экспериментах и показать: делай так, делай так – явно недостаточно для того, чтобы дети начали осознанно планировать и проводить опыты, пытаясь найти правильные ответы на интересующие их вопросы.

Нужно построить обучение таким образом, чтобы экспериментирование стало необходимым способом действий ребенка, столкнувшегося с задачей, требующей такого подхода. Это не означает, что ребенок все задачи должен решать только так. Важно, чтобы он сумел выбрать тот способ получения ответа, который подходит именно для данного вопроса (прочитать, понаблюдать, провести эксперимент, спросить у взрослых).

Информация об авторах

Чудинова Елена Васильевна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3923-781X, e-mail: chudinova_e@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1330
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 654
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0