О системе начального обучения, направленной на общее развитие учащихся (система Л.В. Занкова)

779

Общая информация

Ключевые слова: Занков Л.В.

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Зверева М.В. О системе начального обучения, направленной на общее развитие учащихся (система Л.В. Занкова) // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1. № 4.

Полный текст

 

Сначала несколько слов о понятии «развивающее обучение» и правомерности или неправомерности его использования при обсуждении явлений школьной действительности.

Существует противоречивое отношение к возможности употреблять этот педагогический термин. С одной стороны, он считается бессмысленным, потому что неразвивающего обучения нет, всякое обучение развивает учащихся. С другой стороны, всем известно, что в 50-60-х гг. в научных лабораториях, и, прежде всего, в лабораториях Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова, были разработаны новые подходы к построению начального обучения, которые оказались настолько иными по своей педагогической сути и по достигаемым результатам (именно в развитии учащихся), что их нельзя было назвать иначе, как развивающими. Они и стали так называться в противовес традиционному обучению, которое, будучи ориентированным на формирование навыков, слабо решало задачу развития детей. В этот же период возникли также термины «развивающий урок», «развивающие методы», «принцип развития», в педагогической литературе 40-60-х гг. эти термины, как и слово «развитие», при научной характеристике процесса обучения, при описании опыта учителей почти не встречались, разве что в сочетании «развитие речи». Характеристики работы учителя шли в терминах усвоения: работает без второгодников, достигает высокой успеваемости, высокого качества знаний и навыков. В связи с этим можно сказать, что использование термина «развивающее обучение», спровоцированное, так сказать, научными исследованиями и подхваченное жизнью, как термина, обозначающего новые подходы к построению обучения, является вполне закономерным.

По-видимому, нужно исходить из жизненных потребностей: так сложилось в жизни, что новые нетрадиционные системы, как более эффективные для развития детей, называются, а, следовательно, и могут называться (пусть с некоторой долей условности) развивающими системами или развивающим обучением. При этом, полагаем, необходимо уточнять название конкретной системы развивающего обучения, раскрывая специфику направленности работы над развитием детей подобно тому, как это делается в системе Занкова.

Интересно сформулировала отличие традиционного и развивающего обучения Л. А. Вахмянина (главный специалист отдела начального образования Министерства общего и профессионального образования РФ). «Традиционная система, — говорит она, — дает знания, развивающие системы ведут к знаниям». Очень простая, ясная, отражающая реальность и, главное, понимаемая и принимаемая учителями характеристика различий. Конечно, подчеркивается при этом, что «ведут» по-разному, т. е. что существуют различия и между самими системами развивающего обучения.

Теперь о системе обучения, направленной на общее развитие школьников.

Когда в Федеральном научно-методическом центре им. Л. В. Занкова учителя впервые знакомятся с системой, то им преподносятся следующие три блока сведений о ней:

1. Методологические и теоретические основы системы. Сюда входит: а) раскрытие истории возникновения системы, ее связи с научным экспериментально-педагогическим исследованием проблемы соотношения обучения и развития под руководством Л. В. Занкова, теоретических и практических предпосылок этого исследования, методики его проведения, фундаментальности этой методики и ее роли в научном обосновании системы; б) раскрытие понятия «развитие» в его соотношении с обучением — разные точки зрения на проблему, позиция Л. В. Занкова в этом вопросе, отражение этой позиции в психологопедагогической сути разработанной под его руководством системы; в) характеристика результатов, достигаемых при реализации системы, их значимость с точки зрения решения задачи научного исследования (раскрыть характер объективной связи между построением обучения и развитием) и с точки зрения их практической ценности; г) общедидактическая характеристика системы.

2. Особенности преподавания учебных предметов, входящих в программу обучения по системе Л. В. Занкова (математика, русский язык со всеми его разделами, естествознание, география, история, музыка, трудовое обучение); характеристика соответствующих учебников (разработанных по всем учебным предметам).

3. Реализация системы в практике учителей, т. е. посещение и анализ уроков в занковских классах, сообщения учителей об опыте работы, просмотр видеозаписей уроков.

Каждый из этих пунктов и подпунктов программы играет свою важную роль в раскрытии сути системы, ее особенностей, в формировании отношения к ней учителей.

Чтобы дать краткое представление о системе, коснемся, естественно, лишь части этой программы, а именно: отдельных моментов, раскрывающих характерные черты созданной в лаборатории системы обучения и ее результатов.

Любая система обучения базируется на том или ином понимании вопроса о соотношении обучения и развития. При построении данной системы ее разработчики исходили из понимания развития как сложного процесса возникновения новообразований в психике ребенка, определяемого и внешними, и внутренними факторами. Общее развитие понимается как появление новообразований такого рода во всех сферах психики. Обучение, направленное на общее развитие, строится так, что каждое новообразование в психике ребенка оказывается плодом не прямого научения, а взаимодействия его ума, воли, чувств, наличного жизненного опыта. Влияние обучения на развитие опосредуется не некой строгой, единой для всех деятельностью, задаваемой извне, а внутренним миром ребенка, который выступает как наличное, существующее в каждый момент обучения состояние его потребностей, желаний, стремлений, личных познаний, отношений. Ребенок выступает не только как учащийся (выражение Д. Б. Эльконина), но и как любящийся, осуждающийся, гордящийся собой, жаждущий быть представленным в сознании другого, сочувствующий другому. Вся гамма чувств должна быть пробуждена и уважена обучением. Богатая духовная жизнь ребенка питает познавательную деятельность по усвоению школьной программы и в то же время способствует возникновению — пусть в виде едва видимых ростков — важных личностных качеств детей.

Психолого-педагогическая суть системы, ее глубинный нерв при таком понимании соотношения обучения и развития заключается в сочетании, согласовании ведущей роли обучения, а, следовательно, и руководящей роли учителя, с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребенка.

Иногда можно столкнуться с критикой системы Занкова в том смысле, что по сути — это та же традиционная система, но несколько усовершенствованная. Неверно! Она принципиально отличается своим взглядом на ребенка, признанием в нем глубинных духовных сил, с которыми он приходит в школу, утверждением совершенно иной позиции ученика в процессе обучения и, следовательно, другой позиции учителя.

Понятие «жизнь детей на уроке», требование обеспечить богатую духовную жизнь детей на уроке характерны для дидактической системы Занкова.

На одном из занятий на курсах учителя слушали лекцию психолога о теориях личности. Когда лектор излагал теорию К. Роджерса, его взгляды на то, каким должен быть учитель, наши слушатели воскликнули: «Так это мы, мы фасилитаторы! Обучая, мы не понуждаем, не подчиняем, а создаем условия для раскрытия возможностей каждого ребенка, для раскрытия всех способностей (а не только интеллектуальных) каждого (а не только избранного) ребенка».

Кратко выраженная суть системы находит свою конкретизацию в ее общедидактической характеристике. Такая характеристика требует как можно более полного выделения дидактических основ, в отношении которых осуществлялись изменения при построении новой системы обучения. Изменения в системе Занкова касаются задач обучения, дидактических принципов, содержания образования, методической системы (как подсистемы целостной дидактической системы), организационных форм, подхода к выявлению результативности обучения, характера взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса. Как видно, здесь названы дидактические основания, определяющие построение любой системы обучения, этом связь Занкова с традицией характеристика построения обучения осуществляется с использование общепринятых в педагогике категорий. Однако названные дидактические основания имеют в системе Занкова существенно иное содержательное наполнение.

Например, система базируется на следующих новых дидактически принципах: обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний, изучение программного материала в быстром темпе, осознание школьниками процесса учения, общее развитие всех учащихся, в том числе и наиболее слабых, и наиболее сильных (см. раскрытие принципов в трудах Л. В. Занкова и его сотрудников). Они определяют собой иной подход к отбор содержания образования, иную методику обучения.

Общая характеристика содержания образования выражается словами начальное обучение должно дать детям широкую, целостную картину мира на основании ценностей науки, литературы, искусства и непосредственного познания детьми окружаю щей действительности. В содержании образования включаются как теоретические знания (обобщенные знания понятия, раскрывающие как можно более широкие связи между явления ми и объектами действительности различного рода познавательные сведения), так и эмпирические (мир в красках, звуках, формах и т. п., входящий в сознание ребенка). Образование обеспечивает многообразие видов деятельности, большое значение придается предметам художественного цикла, рукотворчеству.

Методика обучения, или методическая система, как часть, подсистема целостной дидактической системы, характеризуется рядом типических черт, которые проявляются в преподавании всех учебных предметов. Такими свойствами являются: многогранность — свойство, которое определяет то, что методическим приемам должны быть присущи разнородные функции, вызывающие к жизни в процессе обучения разные стороны психики; процессуальный характер методики — выражается в том, что учебный материал дается не в виде дискретных, замкнутых в себе частей, прочное усвоение которых происходит изолированно друг от друга, а в виде постоянного его развертывания, обогащения, когда каждый отдельный элемент курса входит в качестве зависимого элемента в органическую связь с другими элементами; разрешение коллизий — учащиеся наталкиваются на ситуации, когда вновь приобретаемые знания вступают в противоречие с ранее усвоенными, и происходит самостоятельное разрешение, осознание этих противоречий, при этом пробуждается интерес, интенсифицируется мысль школьников; вариантность - свойство, касающееся деятельности как учителя (предполагается возможность и необходимость разных подходов к преподнесению одного и того же материала), так и учащихся (перед учащимися раскрывается возможность обнаружения разных точек зрения на изучаемый материал, разных отношений, оценок).

Ограничимся здесь этой краткой характеристикой системы.

В нижеследующих сообщениях о работе по отдельным учебным предметам она будет дополнена. Подчеркнем лишь еще мысль о взаимосвязи всех компонентов системы, об их подчиненности идее общего развития учащихся, что определяет целостность их воздействия на школьников.

О результатах обучения. Результативность системы изучалась прежде всего с научной целью — выявления зависимости развития от построения обучения (при условии сравнения результатов традиционной и занковской систем).

В связи с освещением подхода к изучению результативности важно привести следующие слова Л. В. Занкова. «Экспериментальное обучение, — пишет он, — строится в логике педагогических категорий и понятий... Построение обучения не психологизируется, не исходит из психологического анализа общего развития. Ход развития изучается в логике психологической науки — по линиям развития психической деятельности (для сравнительного изучения учащихся в разных условиях обучения взяты деятельность наблюдения, мышление, практические действия, эмоционально-волевые особенности — М.З.) и в аспекте индивидуально-психологических особенностей детей (анализировавшихся в одних и тех же условиях обучения. — М.З.). Если бы исследование развития велось по тем же линиям, по которым строится обучение, познание внутренних процессов развития стало бы невозможным: результаты изучения показали бы лишь то, что заранее задано обучением» (Обучение и развитие / Под ред. Л. В. Занкова. М.,1975. С. 35).

Подробное освещение результатов исследования проблемы соотношения обучения и развития, характеристику особенностей созданной в ходе этого исследования дидактической системы читатель найдет в трудах Л. В. Занкова и сотрудников лаборатории. Основные из них: Занков Л. 6. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968; Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред. Л. В. Занкова, М. В. Зверевой. М.: Педагогика, 1973; Обучение и развитие / Под ред. Л. В. Занкова. М.: Педагогика, 1975; Романовская З. И. Чтение и развитие младших школьников. М.: Педагогика, 1982; Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний / Под ред. М. В. Зверевой. М.: Педагогика, 1983; Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990, Новая школа, 1995.

Анализируя результаты той или иной новой системы, важно показать и их практическую ценность, т. е. насколько эта система обеспечивает психическое благополучие детей, счастливое проживание ими своего детства, в какой мере складывающийся в условиях данной системы психический облик учащихся соответствует требованиям, предъявляемым к школе жизнью, обществом. Результаты системы Занкова, с этой точки зрения, освещены в ряде книг и статей сотрудников его лаборатории, а также в публикациях, отражающих опыт работы учителей: Содружество ученого и учителя / Сост. М. В. Зверева, Н. К. Индик. М., 1991; Изучение развития учащихся учителем / Под ред. М. В. Зверевой. Самара, 1992; Дидактическая система академика Л. В. Занкова и проблемы современной школы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тула, 1993; Нечаева Н. В. Как учить грамоте читающих и нечитающих детей. Самара, 1995; Система развивающего обучения Л. В. Занкова в тульских школах (из опыта работы). Тула, 1995; О преемственности между начальным общим и основным общим образованием (дидактическая система развивающего обучения Л. В. Занкова): Методическое письмо. Министерство образования РФ. М., 1994.

Коротко о результатах можно сказать следующее: фактические данные свидетельствуют о психическом благополучии, комфортности детей в условиях обучения по системе Занкова. Школа становится для них подлинным домом радости. При этом происходит полноценное овладение детьми школьной программой, эффективное продвижение их в общем развитии. Важно также подчеркнуть в высшей степени положительное отношение к системе со стороны учителей и родителей.

Далее в описаниях работы по отдельным учебным предметам авторы в рамках отведенного объема показывают, как реализуются дидактические особенности рассматриваемой системы в живой ткани урока, в конкретном опыте учителей, т. е. как учителя овладевают новыми для них способами работы.

 

 

Информация об авторах

Зверева Мария Вячеславовна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, отдел медицинской психологии, Научный центр психического здоровья (ФГБНУ НЦПЗ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9036-9503, e-mail: art@mzvereva.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1415
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 779
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4