Реализация преемственности начального и основного звеньев школы в системе Л.В. Занкова

1215

Аннотация

Рассмотрены условия решения проблем преемственности в основном звене школы через сохранение идеи оптимального общего развития ученика, преемственности между начальной школой и основным звеном средней школы в системе Л.В. Занкова в курсе «Природоведение» для V класса.

Общая информация

Ключевые слова: преемственность, Занков Л.В., общее образование, оптимальное общее развитие ученика, природоведение

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Шилина И.Б. Реализация преемственности начального и основного звеньев школы в системе Л.В. Занкова [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n1/50776 (дата обращения: 27.04.2024)

Полный текст

 

 

XXI в. - век высоких технологий. Это ставит перед учителем, учеником, родителями задачу не просто владеть большим объемом знаний и уметь ими пользоваться, но и уметь самостоятельно искать информацию, находить разные пути решения проблем.

Учитывая необходимость развития ребенка как самостоятельной ищущей личности, современная педагогика стала опираться на психологические основы развития учащихся, на современные психолого-педагогические технологии. В связи с этим необходимо отказаться от репродуктивного способа изложения содержания и от механического воспроизведения фактологического материала. Этому способствует система Л.В.Занкова, развивающая творческие способности ребенка и превращающая учебу в увлекательное занятие. Ее цель - общее развитие каждого учащегося.

Система Л.В. Занкова, рассматривая проблему обучения и развития как соотношение обучения и общего развития психики ребенка, претендует на особую дидактическую систему обучения, которая направлена на оптимальное общее развитие школьника [2].

Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения, методики определения результативности.

Экспериментальные наблюдения показывают, что наиболее болезненно ученики занковских классов при переходе в V класс воспринимают отсутствие преемственности в характере взаимоотношений «учитель-ученик» и преемственности в условиях организации познавательной деятельности и контроля.

Важнейшим концептуальным положением современного этапа развития системы Л.В.Занкова является обеспечение целевого, содержательного и методического единства учебного процесса на ступенях дошкольного, начального школьного и основного звена школы. Преемственность между начальной и основной школой в системе Л.В. Занкова предполагает ориентированность на единые для всех ступеней психолого-педагогические основы.

С целью обеспечения преемственности начального и основного звена средней школы в системе разработан курс «Природоведение» для V классов. Этот курс, с одной стороны, - попытка положить начало построению системы естественнонаучных курсов в логике образовательной системы Л.В.Занкова, с другой стороны, он обеспечивает преемственность с курсом «Мы и окружающий мир».

Важнейшим условием является сохранение идеи оптимального общего развития ученика. Это реализуется и достигается в курсе «Природоведение» благодаря богатству содержания образования на основе интегрирования ценностей и основных положений современных естественных наук (физической географии, биологии, астрономии).

Научные программы и обучение школьников в среднем звене базируются на основополагающих дидактических принципах системы Л.В. Занкова.

Так, осознание школьниками процесса учения достигается за счет системы вопросов и заданий учебника. Содержание также должно добываться учащимися в процессе самостоятельной деятельности, при работе с материалом учебника и дополнительной литературой. Содержание курса способствует продолжению систематической работы над развитием всех учащихся, обучением на высоком уровне трудности при ведущей роли теоретических знаний.

Естественнонаучное образование в V классе строится с учетом психологических особенностей, присущих детям 11-12- летнего возраста, их склонности к целостному восприятию мира и реализуется в виде интегрированного курса. Данный курс продолжает формировать целостную картину мира, представления о единстве и многообразии свойств живой и неживой природы, готовит учащихся к освоению основ наук о природе.

Учитывая изменения, которые претерпевает учебная деятельность в подростковом возрасте, в процессе изучения курса «Природоведение» ученик решает следующие задачи:

-   создание реальных условий для поиска своего места в учебном предмете с целью личностного самоопределения и собственной самореализации;

-   освоение культурных норм через данный предмет, рассматриваемый как составная часть общечеловеческой культуры;

-    формирование и совершенствование через предмет самоконтроля и самооценки с целью дальнейшего развития способности к самообразованию                                            и самосовершенствованию;

-    создание условий для продолжения образования подростка в будущем.

Содержание образования - это не только знания, умения и навыки в каждой из образовательных областей, а их совокупность, которая определяет человеческую культуру. Культурно-исторические традиции народа, их диалектическое единство с всеобщей человеческой культурой - основной источник формирования содержания образования, всей учебно-воспитательной деятельности школы, в том числе в рамках курса «Природоведение».

Задача учителя - обеспечить качественный переход от недостаточно осознанных, эмоционально воспринимаемых форм действительности (начальная школа) к осознанным, волевым интеллектуальным действиям. Это достигается, в первую очередь, через осознание самого процесса учения, формирование научных основ естественных дисциплин. Учащиеся V класса имеют достаточную предметную подготовку по основным содержательным линиям: развитие научных знаний разного уровня обобщения (страноведческих и краеведческих); история открытия и познания природы Земли; развитие человека и человеческого общества; сведения о людях, открывших и открывающих знания о мире.

Это предусматривает не только углубление изученных и введение новых научных понятий, но и применение этих знаний в незнакомой ситуации. Ранее усвоенное понятие обогащается новым содержанием при изучении других связанных с ним и зависимых от него понятий.

Таким образом, каждый раз изученное понятие выступает в новых связях и рассматривается с разных точек зрения, школьник многократно использует его в разных учебных ситуациях (не путать с механическим многократным повторением!). Для этого преподавание курса важно строить в системе учебных задач, заданий и упражнений. К завершению изучения курса «Природоведение» у учащихся должна сложиться целостная структура восприятия живой и неживой природы, ее развития во времени и пространстве.

Учебный материал курса продолжает формирование общих умственных действий, прежде всего действия классификации (группировки): основные виды полезных ископаемых, царства живой природы, виды условных знаков картографических источников и т.п. При этом используется формирование соответствующих операций классификации: рассмотрение ряда объектов по одному признаку (например, формы рельефа по высоте); рассмотрение ряда объектов с разных точек зрения; осуществление вывода и обобщения (внутренние и внешние процессы, оказывающие влияние на формирование рельефа, и т.п.).

Построение курса на основе учета данных принципов позволяет:

>    показать отличительные особенности живой и  неживой природы планеты Земля;

>    формировать понимание      протекания     процессов и возникновения

явлений на планете на планетарном, региональном, локальном уровнях;

>    выработать представление о целостности, единстве явлений и процессов, происходящих в пределах географической оболочки, в том числе об их региональных особенностях;

>    развить чувство уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы, истории, культуры;

>    объяснить различные связи и отношения между объектами и явлениями;

^ воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности.

При отборе содержания материала курса «Природоведение», исходя из вышеназванных принципов, мы использовали линейную систему построения программы.

Содержание программы курса выстраивалось на основе синтеза учебного материала, практических, самостоятельных работ и творческих заданий. Связующим звеном выступала краеведческая составляющая. Научное содержание, приемы учебной деятельности, постоянно накапливаясь, усложняясь, постепенно осмысливаются учащимися.

Курс «Природоведение» представляет собой интегрированную учебную дисциплину, включающую знания и начальные сведения по биологии, географии, геологии, экологии, астрономии, физике и химии. В курсе учащиеся получают знания о живой и неживой природе и взаимосвязях между ними, о природе родного края, страны и мира, о взаимоотношениях человека и окружающей среды, а также о строении и функциях живых организмов и об основах рационального природопользования. Названный курс в V классе выполняет пропедевтическую функцию по отношению к другим предметам естественнонаучного цикла, что определяет его ведущее значение на данной ступени обучения.

В V классе ученики продолжают знакомиться с природой планеты Земля. Учитывая психолого-педагогические основы учебной деятельности школьников данного возраста, необходимо усиливать научное содержание дисциплины. Это позволяет поддерживать на соответствующем уровне познавательный интерес школьников, развивать творческую активность и эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Ключевой идеей содержания курса является изучение взаимодействия живой и неживой природы. На планете Земля (как единице Солнечной системы) существует уникальное образование - географическая оболочка. В V классе рассматриваются ее состав и строение, закономерности и особенности, а также проблемы сохранения жизни. Большое внимание уделяется средам обитания живых организмов.

При изучении особенностей природы ведущая содержательная линия - способы и методы изучения природы.

В курсе «Природоведение», V класс, знания и умения, полученные учащимися в рамках данной образовательной области, формируют широкий взгляд на мир, человечество, природу, ответственное отношение к окружающему миру.

Логика развертывания основных идей курса, необходимость решения задач развития, воспитания учащихся потребовали не просто включения в курс суммы знаний об особенностях живой и неживой природы, а объяснения процессов и связей между ними.

«Природоведение» как учебный предмет располагает широкими возможностями для решения задач воспитания и развития учащихся. Гуманизация и гуманитаризация курса являются его особенностями.

Рассмотрение природы в целом, привлечение географических, биологических, физических и химических знаний в изложение материала об окружающем нас мире позволяют формировать у школьников научное мировоззрение, целостное восприятие окружающего мира, чему способствует интегрированное изучение сфер Земли.

В содержании курса важным аспектом являются вопросы рационального природопользования и сохранения живой природы, что способствует воспитанию учащихся.

Курс содержит информацию о методах научного познания живой и неживой природы - о наблюдении, эксперименте, измерениях, а также о приборах и инструментах. В ходе изучения отдельных тем знания о методах изучения природы развиваются. Учащиеся знакомятся с новыми методами, науками и их практическим применением.

С целью формирования познавательного интереса и активизации деятельности учащихся в текст включен дополнительный материал по теме - об ученых- исследователях, о науках, охраняемых растениях и животных, интересные факты и энциклопедические сведения. Формирование интереса осуществляется путем постановки проблемных вопросов, создания мотивационной базы к каждому параграфу и разделу. В текст учебника включены задания для самостоятельной работы учащихся.

Как уже отмечалось, большое значение придается работе на местности и использованию местного материала. Школьники учатся познавать «большую природу» через «малые примеры».

В период перехода к новой информационной культуре, отличающейся такими чертами, как глобализация, поликультурность, динамичность и изменчивость условий, перед образованием стоит задача подготовить человека, соответствующего этой культуре.

Необходимые для формирования нового человека изменения в образовании четко определены в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (2009 г.), в котором подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования» [3, с. 3].

Таким образом, общая целевая установка Стандарта совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В. Занкова, сформулированной более полувека назад как «достижение оптимального общего развития каждого ребенка». Такое совпадение целей объясняется тем, что и новый стандарт, и система развивающего обучения Л.В. Занкова имеют общее психолого-педагогическое основание, каким является, прежде всего, теория Л.С. Выготского, включающая в себя идею о том, что обучение ведет за собой развитие и должно осуществляться не на уровне актуального развития, а в зоне ближайшего развития учащегося.

Литература

  1. Бахчиева О.А., Пятунина С.К., Ключникова Н.М., Шилина И.Б. Природоведение, 5 класс. Самара, 2008.
  2. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1999.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2010.

Информация об авторах

Шилина Ирина Борисовна, доктор исторических наук, декан факультета социальной коммуникации, заведующая кафедрой социальной коммуникации и организации работы с молодежью, профессор кафедры, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6226-0436, e-mail: ShilinaIB@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1529
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 1215
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1