Модели как средство организации исследовательской деятельности учащихся

711

Аннотация

Авторы рассматривают моделирование в контексте инновационных образовательных систем начального обучения. Модели выступают в роли образов, которые не только ориентируют, но и строят конкретные действия и определенную деятельность ребенка: исследовательскую, речевую, художественную и др., способствуя их развитию. Модель становится для учеников особым инструментом, позволяющим продвигаться в познании окружающего. Также модели способствуют формированию рефлексии как способности выделять предмет и проблемы внутри него, искать возможные способы их решения.

Общая информация

Ключевые слова: инновационные образовательные системы, моделирование, интериоризация, ориентировочная основа деятельности

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Айдарова Л.И., Соколова Т.Ю. Модели как средство организации исследовательской деятельности учащихся // Психологическая наука и образование. 1997. Том 2. № 3.

Фрагмент статьи

Нам близка мысль Дж. Брунера [1] о том, что сердцевиной, в каком-то смысле сутью процесса обучения должно стать предоставление ребенку разного рода инструментария, особых знаков, в которых ребенок мог бы «отображать» то, что у него уже есть в опыте, кодировать и перекодировать тот новый опыт, который он обретает. Процесс создания подобного инструментария для обучения не простая проблема. В данной статье делается попытка описать одно из возможных конкретных решений этой проблемы.

Хорошо известны идеи Л. С. Выготского о знаковой природе психического, которые затем развивались и развиваются его единомышленниками и учениками [2]. Если речь идет об обучении, то возникает вопрос, какие средства нужно вводить, чтобы обеспечить развитие этой знаково-инструментальной природы психики.

В. В. Давыдов, разрабатывая теорию учебной деятельности, выделяет как особое учебное действие действие моделирования. Модель для него — это и результат мыслительного анализа, и средство самой мыслительной деятельности, которое способствует усвоению теоретических знаний и тем самым развитию мышления ребенка. Поэтому «учебные модели составляют внутренне необходимое звено процесса усвоения теоретических знаний и обобщенных способов действия»[3].

Присутствует ли в традиционном обучении нечто, похожее на моделирование? Дидактика сегодня, как и раньше, признает наглядность одним из важнейших принципов обучения, особенно в начальной школе. Однако наглядность чаще всего понимается как иллюстрация к слову учителя. Иногда используются таблицы, в которых сводится воедино какой-либо материал или правила работы с ним. Правда, в последние годы, с проникновением в массовую школу инновационных систем, появились и модели, например, схожие с звуко-буквенными моделями, введенными Д. Б. Элькониным в его букваре. Но еще преждевременно говорить о том, что моделирование как особо значимый способ усвоения теоретических знаний стало частью школьного обучения.

Литература

  1. Брунер Дж. На пути к теории обучения. М., 1981.
  2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М.,1960. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
  3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  4. Гальперин П. Я. Основные результаты исследования по проблеме формирования
    умственных действий и понятий. М.,1965.
  5. Гальперин П. Я. Управление процессом учения // Новые исследования в педагогических науках. 1965. Вып. IV.
  6. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972; Деятельность, сознание,
    личность. М., 1975.
  7. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М.,1978.
  8. Айдарова Л. И. Маленькие школьники: и родной язык // Педагогика и психология. 1983. № 1.
  9. Соколова Т. Ю. Дети диктуют детям: Сборник диктантов. Новосибирск, 1994.

Информация об авторах

Айдарова Л.И., доктор психологических наук, профессор

Соколова Т.Ю., педагог-экспериментатор

Метрики

Просмотров

Всего: 1815
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 711
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0