Психолого-педагогические исследования
2024. Том 16. № 3. С. 174–196
doi:10.17759/psyedu.2024160311
ISSN: 2587-6139 (online)
Функциональная модель психологической службы в системе образования: направления деятельности и ее организационно-правовое регулирование
Аннотация
В статье представлены результаты мониторингового исследования функций психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации, цель которого – оценить актуальное состояние деятельности по обеспечению обучающихся психолого-педагогической помощью. Исследование проведено с марта по апрель 2024 г. в 8 субъектах Российской Федерации, в нем участвовали педагоги-психологи дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (численность выборки – 2288 человек). В статье обобщаются результаты в части организационно-правового регулирования деятельности по психолого-педагогическому сопровождению и направлений деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования. Исследование позволило комплексно представить актуальное состояние психологической службы, ресурсы ее развития и направления совершенствования. Данное исследование станет основой для дальнейшей разработки проекта функциональной модели психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования, а также вариативных моделей ее организации.
Общая информация
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, психологическая служба в образовании, структурно-функциональная модель образовательной среды, правовое регулирование, направления деятельности и виды работ педагога-психолога
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2024160311
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, государственное задание № 073-00037-24-01 от 9 февраля 2024 г. на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет»: «Разработка примерного проекта функциональной модели психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования, предусматривающего ее реализацию на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях (в разрезе типов образовательных организаций), а также вариативные модели организации психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования»
Получена: 01.08.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Ульянина О.А., Юрчук О.Л., Тукфеева Ю.В., Филатова Н.Н., Рыжова И.Д. Функциональная модель психологической службы в системе образования: направления деятельности и ее организационно-правовое регулирование [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2024. Том 16. № 3. С. 174–196. DOI: 10.17759/psyedu.2024160311
Полный текст
Введение
Понятие «психологическая служба», широко используемое профессиональным сообществом психологов в сфере образования, до настоящего момента не имеет единого определения. В многочисленных исследованиях, посвященных деятельности психологической службы, выделяются три ключевых подхода, условно определяемые как содержательный, организационный и комплексный. С позиции содержательного аспекта М.Р. Битянова, Д.В. Лубовский, Е.И. Метелькова, В.Э. Пахальян, П.В. Путивцев осмысляют психологическую службу как непосредственно оказание психологической помощи участникам образовательных отношений, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, деятельность педагогов-психологов в соответствии с уровнем их подготовки и квалификации [2; 11; 13; 14; 19]. Рассматривая психологическую службу через призму организационного аспекта, Ю.М. Забродин, В.В. Рубцов, Л.П. Фальковская обращают внимание на ее организационно-управленческую структуру с четким выделением элементов, их функционалом и характером взаимодействия [1; 5]. Одновременно упомянутые и иные исследователи отмечают комплексный характер психологической службы, что наиболее полно выразила в своих работах И.В. Дубровина, описав психологическую службу как единство научного, прикладного, практического и организационного аспектов, компонент целостной системы образования, деятельность которого направлена на обеспечение психического и психологического здоровья детей [4].
Несогласованность подходов к определению рассматриваемого понятия проецируется на сферу нормативного регулирования. Так, План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года предусматривает развитие психологической службы в системе образования. Вместе с тем в Федеральном законе об образовании в Российской Федерации дефиниция «психологическая служба» не представлена, но одновременно закреплено академическое право обучающихся на получение социально-педагогической и психологической помощи и определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации предоставления обучающимся указанной помощи.
Принимаемые на федеральном и региональном уровнях меры в сфере управления образованием позволяют формировать единое пространство психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, отвечать на современные социальные вызовы [3; 7; 12; 15; 16; 20]. Выявленная на основе анализа упомянутых исследований проблематика отсутствия единого определения психологической службы и потребность в создании условий для всестороннего развития обучающихся предполагают также необходимость предвидеть и своевременно предотвращать риски, угрожающие психологическому здоровью детей, что достигается применением эффективных управленческих инструментов [6]. Таким инструментом может стать использование функционального подхода к развитию системы оказания психолого-педагогической помощи в сфере образования.
Функциональная модель психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования
Система образования в ракурсе функционального подхода может быть описана как освоение человеком, выступающим в роли саморазвивающейся системы, общественной культуры под влиянием внешних детерминант – основополагающих законов педагогики. В этом контексте основу функциональной модели составляют входящие в него функции (воспитание, обучение, развитие), которые, будучи отдельными, тесно взаимодействуют, определяя своим соотношением конечный результат [8; 24; 25].
С опорой на такое понимание функциональной модели и накопленный психологической наукой опыт специалисты Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (далее соответственно – ФКЦ, МГППУ) предлагают рассматривать психологическую службу как функциональную модель – управленческий инструмент регулирования деятельности по обеспечению доступности и качества психологической помощи в системе образования.
Деятельность психологической службы с позиции функциональной модели предполагает реализацию комплекса работ по различным направлениям психолого-педагогического сопровождения обучающихся, учитывает согласованность усилий специалистов различных органов и организаций на внутриведомственном и межведомственном уровнях, включая специалистов центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее – ППМС-центр) [9; 17].
Описывая деятельность психологической службы как функциональной модели, специалисты ФКЦ выделяют три функциональных блока:
- организационно-правовое регулирование деятельности по психолого-педагогическому сопровождению (объединяет функции по нормативному и правовому регулированию оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, реализации внутри- и межведомственного взаимодействия, материально-техническому обеспечению, оплате труда педагогов-психологов и иное);
- кадровое обеспечение психолого-педагогического сопровождения (рассматривает функции по обеспечению качества профессиональной подготовки педагогов-психологов и повышению уровня их квалификации; по реализации системы наставничества молодых специалистов; проведению конкурсов профессионального мастерства; восполнению кадрового дефицита образовательных организаций в педагогах-психологах и иное);
- направления деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования (группирует функции по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся; повышению престижа деятельности педагога-психолога и уровня доверия участников образовательных отношений к получению психолого-педагогической помощи; методическому сопровождению деятельности психологической службы; проведению мониторинговых исследований; внедрению в работу психологической службы цифровых инструментов и иное).
Каждый из функциональных блоков в части управления психологической службой, содержания ее деятельности и организации межведомственного взаимодействия предлагается рассматривать на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях [10; 23].
Цель, задачи, методы исследования
В марте-апреле 2024 года ФКЦ организовано и проведено исследование в формате мониторинга функций психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования (далее – Мониторинг), цель которого – оценить актуальное состояние деятельности по обеспечению участников образовательных отношений психолого-педагогической помощью на уровне субъекта Российской Федерации. Задачами исследования определены: выявление сходств и различий в деятельности региональных, муниципальных органов управления образованием, образовательных организаций в рассматриваемой сфере, а также определение обоснованности выделения функциональных блоков в модели психологической службы на основе обобщения результатов Мониторинга.
Для реализации Мониторинга разработаны специальные анкеты, вопросы которых сгруппированы в соответствии с представленными выше функциональными блоками психологической службы. Получение и обобщение информации осуществлено в режиме онлайн с применением российской системы опросов и анкетирования AnketologBOX, оператором которой является МГППУ.
В рамках исследования применены методы стратификации (выделение из каждого федерального округа одного субъекта Российской Федерации для дальнейшего исследования), описательной статистики (представление полученных данных в виде таблиц, диаграмм), сравнения (сопоставление результатов субъектов Российской Федерации по каждому из выделенных функциональных блоков), контент-анализа (определение частоты использования респондентами терминов и понятий для описания деятельности психологической службы в рамках выделенных функциональных блоков).
Для исследования выбраны из каждого федерального округа по 1 субъекту Российской Федерации: Республика Дагестан, Пермский край, Хабаровский край, Ленинградская, Новосибирская, Ростовская, Свердловская и Ярославская области.
В Мониторинге участвовали педагоги-психологи образовательных организаций и ППМС-центров: в Республике Дагестан – 284 чел., в Пермском крае – 153 чел., в Хабаровском крае – 182 чел., в Ленинградской области – 404 чел., в Новосибирской области – 388 чел., в Ростовской области – 531 чел., в Свердловской области – 178 чел., в Ярославской области – 168 человек. Общая численность респондентов составила 2288 чел. из 1979 организаций (из дошкольных образовательных организаций – 670 чел. (29,3%), из общеобразовательных организаций – 1336 чел. (58,4%), из профессиональных образовательных организаций – 215 чел. (9,4%), из ППМС-центров – 67 чел. (2,9%)).
Настоящая статья содержит описание результатов Мониторинга в части функций, отнесенных к функциональным блокам «Организационно-правовое регулирование деятельности по психолого-педагогическому сопровождению» и «Направления деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования», реализуемых на региональном, муниципальном и институциональном уровнях.
Результаты
Из принявших участие в Мониторинге 8 субъектов Российской Федерации в 5 – действуют нормативные правовые акты, утверждающие концепцию развития психологической службы на региональном уровне (Пермский, Хабаровский края, Ленинградская, Новосибирская, Ярославская области), в 1 субъекте Российской Федерации (Ростовская область) приказом утвержден базовый компонент деятельности педагога-психолога образовательных организаций, в 2 субъектах Российской Федерации (Республика Дагестан, Свердловская область) психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса рассматривается в контексте документов, определяющих развитие региональной системы образования и утвержденных высшими исполнительными органами власти указанных субъектов Российской Федерации.
Респондентами отмечены нормативные акты соответствующих региональных органов управления образованием, которыми руководствуются педагоги-психологи в субъекте Российской Федерации (Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, Порядок деятельности ППМС-центра, Комплекс мер по развитию психологической службы и иные), а также выделены документы, в том числе межведомственного характера, регулирующие профилактику суицидального поведения несовершеннолетних. Дополнительно отмечены документы методического характера (рекомендации, указания и иные), разработанные и применяемые на региональном уровне. Общее количество документов регионального уровня в 8 субъектах Российской Федерации составило 214 наименований, муниципального уровня – 423 наименования. Контент-анализ ответов респондентов свидетельствует о фактах синхронизации документов, утверждаемых органами местного самоуправления, с документами регионального уровня. Так, в 5 указанных выше субъектах Российской Федерации, где правовыми актами утверждены документы по развитию психологической службы, действуют соответствующие акты, утвержденные органами местного самоуправления. Кроме того, органами местного самоуправления разработаны и утверждены документы о территориальных психолого-медико-педагогических комиссиях (далее – ПМПК) и (или) ППМС-центрах, о муниципальной модели психологической службы, кабинетах педагога-психолога, профилактике отдельных негативных проявлений у обучающихся (девиантного, суицидального, агрессивного, зависимого поведения и иное) на территории муниципалитета.
Положения документов регионального и муниципального уровня развиваются на институциональном уровне с учетом деятельности образовательной организации и профессиональных обязанностей педагога-психолога. Результаты контент-анализа ответов респондентов на вопросы об используемых локальных нормативных актах приведены в табл. 1.
Таблица 1. Наличие в образовательной организации локальных нормативных актов педагогов-психологов
Нормативные правовые акты педагогов-психологов на локальном уровне |
Общее число выборов |
% |
Должностная инструкция педагога-психолога |
616 |
19,7 |
Положение о психолого-педагогическом консилиуме/ПМПК |
543 |
17,3 |
Положение/устав о психологической службе/психолого-педагогической/социально-психологической службе/деятельности педагога-психолога |
515 |
16,4 |
Устав образовательной организации |
339 |
10,8 |
Годовой/перспективный/календарный план работы педагога-психолога/психологической службы |
273 |
8,7 |
Коррекционно-развивающая/рабочая программа педагога-психолога |
91 |
2,9 |
Трудовой договор |
78 |
2,5 |
Положение о службе медиации/примирения |
58 |
1,9 |
Приказ руководителя образовательной организации о создании психологической/психолого-педагогической службы и утверждении состава службы |
54 |
1,7 |
График работы педагога-психолога |
53 |
1,7 |
Положение о Совете профилактики |
45 |
1,4 |
Приказ руководителя образовательной организации о работе психолого-педагогического консилиума/ПМПК |
36 |
1,1 |
Циклограмма распределения рабочего времени педагога-психолога |
36 |
1,1 |
Наличие на институциональном уровне положения/устава о психологической службе образовательной организации в разрезе субъектов Российской Федерации представлено в табл. 2.
Таблица 2. Наличие в образовательной организации положения/устава о психологической службе в разрезе субъектов Российской Федерации
Субъект Российской Федерации |
Положение/устав о психологической службе |
|||||
Имеется |
На стадии разработки |
Не имеется |
||||
число выборов |
% |
число выборов |
% |
число выборов |
% |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Ярославская область |
88 |
52,3 |
29 |
17,3 |
51 |
30,4 |
Ленинградская область |
239 |
59,1 |
71 |
17,6 |
94 |
23,3 |
Ростовская область |
413 |
77,8 |
66 |
12,4 |
52 |
9,8 |
Республика Дагестан |
193 |
68,0 |
45 |
15,8 |
46 |
16,2 |
Пермский край |
119 |
77,8 |
12 |
7,8 |
22 |
14,4 |
Свердловская область |
100 |
56,2 |
32 |
18,0 |
46 |
25,8 |
Новосибирская область |
273 |
70,4 |
61 |
15,7 |
54 |
13,9 |
Хабаровский край |
138 |
75,8 |
19 |
10,5 |
25 |
13,7 |
Всего |
1 563 |
68,3 |
335 |
14,7 |
390 |
17,0 |
Одним из основных аспектов материально-технической обеспеченности выступает рабочее место педагога-психолога. Ответы респондентов об организации рабочего места приведены в разрезе субъектов Российской Федерации в табл. 3.
Таблица 3. Сведения о наличии кабинета/рабочего места педагога-психолога в образовательных организациях в разрезе субъектов Российской Федерации
Субъект Российской Федерации |
Рабочее место для осуществления психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений |
|||||||
Отдельный кабинет |
Отдельное рабочее место в кабинете с другими сотрудниками психологической службы |
Отдельное рабочее место в кабинете с другими педагогическими работниками |
Нет отдельного рабочего места |
|||||
число выборов |
% |
число выборов |
% |
число выборов |
% |
число выборов |
% |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Ярославская область |
94 |
56,0 |
31 |
18,5 |
27 |
16,1 |
16 |
9,4 |
Ленинградская область |
289 |
71,5 |
48 |
11,9 |
56 |
13,9 |
11 |
2,7 |
Ростовская область |
351 |
66,1 |
82 |
15,4 |
69 |
13,0 |
29 |
5,5 |
Республика Дагестан |
100 |
35,2 |
57 |
20,1 |
81 |
28,5 |
46 |
16,2 |
Пермский край |
104 |
68,0 |
32 |
20,9 |
15 |
9,8 |
2 |
1,3 |
Свердловская область |
128 |
71,9 |
20 |
11,2 |
21 |
11,8 |
9 |
5,1 |
Новосибирская область |
225 |
58,0 |
69 |
17,8 |
61 |
15,7 |
33 |
8,5 |
Хабаровский край |
113 |
62,1 |
22 |
12,1 |
34 |
18,7 |
13 |
7,1 |
Всего |
1404 |
61,4 |
361 |
15,8 |
364 |
15,9 |
159 |
6,9 |
Данные Мониторинга свидетельствуют о неравномерности нормативного регулирования вопроса об оснащении кабинета педагога-психолога как в субъектах Российской Федерации, так и в разрезе уровней образования. Так, нормативный акт о кабинете педагога-психолога в отдельных субъектах Российской Федерации может быть утвержден на региональном и муниципальном уровне, но не поддерживаться локальными нормативными актами образовательных организаций или поддерживаться только общеобразовательными организациями и не разрабатываться профессиональными образовательными организациями.
Одним из условий повышения эффективности работы педагога-психолога является материально-техническое и методическое обеспечение его профессиональной деятельности.
По результатам Мониторинга, большинство респондентов отметили, что обеспечены методическими материалами – 85,1% и техническим оборудованием – 69,7%. Меньшее количество респондентов обеспечены необходимым количеством рабочих зон для реализации основных трудовых функций – 53,9%, специализированной мебелью и системами хранения – 49,4% и мультимедийными интерактивными ресурсами (презентации, видеоматериалы, тренажеры) – 45,1%. В графическом виде ответы респондентов представлены на рис. 1.
Рис. 1. Распределение ответов о содержании оснащенности кабинета (кабинетов) педагога-психолога в образовательной организации
Кроме того, респондентами отмечается недостаток психокоррекционного, психореабилитационного, психодиагностического оборудования: только 37,2% респондентов отметили, что их кабинеты оснащены данным оборудованием.
В рамках Мониторинга рассмотрены также функции по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в образовательных организациях, по реализации внутри- и межведомственного взаимодействия, а также по участию в проведении мониторинговых исследований оказания психолого-педагогической помощи.
Респонденты оценили в процентах время, затрачиваемое ими на реализацию основных видов деятельности: более четверти времени – на коррекционно-развивающую работу (26,9%), немногим меньше – на психологическое консультирование (23,3%) и диагностику (20,9%), на психологическое просвещение и психопрофилактику – 14,4% и 13,2% соответственно. Менее всего времени – 1,3% – остается у педагогов-психологов для методической работы.
Обобщенно процентное соотношение времени представлено на рис. 2.
Рис. 2. Распределение затрат времени респондентов на реализацию основных видов деятельности
В разрезе типов образовательных организаций процентное соотношение времени, которое респонденты затрачивают на реализацию основных видов деятельности, представлено в табл. 4.
Таблица 4. Процентное соотношение времени, которое респонденты затрачивают на реализацию основных видов деятельности, по типам организаций
Тип организации |
Доля времени, затрачиваемого на реализацию основных видов деятельности (%) |
|||||
Психологическая диагностика |
Коррекционно-развивающая работа |
Психологическое консультирование |
Психологическое просвещение |
Психопрофилактика |
Методическая работа |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Дошкольная образовательная организация |
20,9 |
35,0 |
18,7 |
13,0 |
11,2 |
1,2 |
Общеобразовательная организация |
22,0 |
27,6 |
21,1 |
13,9 |
13,8 |
1,6 |
Профессиональная образовательная организация |
21,4 |
19,2 |
28,8 |
15,5 |
14,6 |
0,5 |
ППМС-центр |
18,4 |
25,6 |
25,7 |
15,0 |
13,6 |
1,7 |
Общая средняя доля, в % |
20,9 |
26,9 |
23,3 |
14,4 |
13,2 |
1,3 |
Принцип доступности психолого-педагогической помощи обучающимся обеспечивается в том числе развитием системы экстренной, кризисной помощи участникам образовательных отношений. В этой связи в рамках Мониторинга изучены региональные механизмы реализации экстренной, кризисной психологической помощи. Распределение ответов респондентов представлено на рис. 3.
Рис. 3. Распределение способов осуществления экстренной и кризисной психологической помощи
Указанные направления деятельности реализуются на институциональном уровне и поддерживаются нормативными актами, иными документами на региональном и муниципальном уровнях.
Кроме того, отдельными респондентами в перечне направлений своей профессиональной деятельности отмечено участие в работе служб медиации, служб ранней помощи, однако в перечне документов, регламентирующих указанную деятельность на региональном и (или) муниципальном уровнях, соответствующих актов не представлено.
Комплексное психолого-педагогического сопровождение обучающихся целевых групп осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия преимущественно с сотрудниками: органов опеки и попечительства (58,5%), медицинских организаций (47,9%), территориальных правоохранительных органов (46,0%), органов управления социальной защиты населения, организаций социального обслуживания (38,8%) и центров социальной помощи семьям (33,4%).
Обсуждение результатов
Концепция развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Минпросвещения России 18.06.2024 № СК-13/07вн (далее – Концепция), определяет разработку и совершенствование организационно-управленческой, нормативной правовой, научно-методической и информационной базы системы оказания психолого-педагогической помощи в ряду приоритетных задач. Утверждение в субъекте Российской Федерации нормативного правового акта о деятельности психологической службы и (или) системе оказания психолого-педагогической помощи свидетельствует о готовности региональных органов управления образованием планировать, организовывать, контролировать и поддерживать эту деятельность с соблюдением принципа единства подходов к обеспечению участников образовательных отношений доступной качественной психолого-педагогической помощью.
В части организационно-правового регулирования деятельности по психолого-педагогическому сопровождению результаты Мониторинга показали, что утвержденные в субъектах Российской Федерации документы, регламентирующие работу психологической службы и педагогов-психологов, не во всех случаях синхронизированы и более вариативны на муниципальном уровне. Комплексное оснащение кабинетов педагогов-психологов характеризуется преимущественной представленностью отдельного кабинета педагога-психолога с единой рабочей зоной для всех видов деятельности, нерегламентированными требованиями к нему как на муниципальном, так и на региональном уровнях, высокой обеспеченностью методическими материалами при недостатке психокоррекционного, психореабилитационного, психодиагностического оборудования.
В части направлений деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования результаты Мониторинга позволили выявить, что психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях характеризуется: равномерностью распределения рабочего времени по основным направлениям деятельности педагогов-психологов в субъектах Российской Федерации при выраженном дефиците времени на методическую работу; осуществлением экстренной и кризисной психологической помощи в образовательной организации; участием в работе служб медиации и ранней помощи; реализацией внутриведомственного взаимодействия с ППМС-центрами и межведомственного взаимодействия с институтами, органами и организациями-социальными партнерами для обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся целевых групп; участием в мониторинговых исследованиях по вопросам деятельности психологической службы на региональном и муниципальном уровнях.
Выводы, заключение
Таким образом, функциональная модель психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования рассматривается как описание системы психолого-педагогической помощи и включенных в нее функций, учитывающее средства, ресурсы и условия для достижения результата – обеспечение участников образовательных отношений доступной и качественной психолого-педагогической помощью [18; 21; 22]. Изучение деятельности психологической службы с позиции ее функций, сгруппированных в тематические блоки, позволяет получить комплексное представление об актуальном ее состоянии, ресурсах развития и направлениях совершенствования. Выделение функциональных блоков для описания модели психологической службы позволяет не только установить характер взаимосвязи ее элементов, но и на основе понимания механизма их взаимодействия управлять процессом развития психолого-педагогического сопровождения в системе образования.
Так, нормативное обеспечение отдельных направлений деятельности педагога-психолога, фактически им осуществляемых (оказание экстренной психологической помощи, участие в работе служб ранней помощи, медиации и иное), недостаточно развито не только на региональном, муниципальном, но и на федеральном уровне. Испытываемые педагогами-психологами дефициты в оснащении инструментарием для психодиагностики, психокоррекции, психореабилитации, а также выраженная потребность в выделении достаточного времени для методической подготовки могут стать основанием для принятия управленческих решений в области научного и кадрового обеспечения психологической службы. Результаты Мониторинга также показывают необходимость развития межведомственного взаимодействия для осуществления комплексной психолого-педагогической помощи обучающимся по различным направлениям (не только в вопросах профилактики суицидального поведения несовершеннолетних).
Полнота данных, полученных в ходе Мониторинга, дает основания для использования функционального подхода при дальнейшей разработке проекта функциональной модели психологической службы. Стратегическая роль такой модели – в ее возможности организационно структурировать целостную, соответствующую современным вызовам систему оказания психолого-педагогической помощи. Перспективой дальнейшего исследования в соответствии с Концепцией является анализ и сопоставление ежегодных результатов мониторинга эффективности оказания участникам образовательных отношений в сфере общего образования и среднего профессионального образования психолого-педагогической помощи с применением функционального подхода.
Литература
- Алехина С.В., Фальковская Л.П. Межведомственное взаимодействие как механизм развития психологической службы в образовании [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 3. С. 116–128. DOI:10.17759/psyedu.2017090312
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. 298 с. ISBN 5-89441-007-Х.
- Всероссийский съезд психологических служб в системе образования Российской Федерации как единое пространство, объединяющее профессионалов / О.А. Ульянина [и др.] [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 1. С. 148–161. DOI:10.17759/bppe.2024210112
- Дубровина И.В. Предыстория развития школьной психологической службы (к 110-летнему юбилею Психологического института РАО) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2022. Том 19. № 1. С. 18–32. DOI:10.17759/bppe.2022190102
- 5. Забродин Ю.М., Метелькова Е.И., Рубцов В.В. Концепция и организационно-структурные модели психологической службы образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 3. С. 1–15. DOI:10.17759/psyedu.2016080301
- Зикунова Н.В. Психологическая служба в механизме государства [Электронный ресурс] // Евразийский юридический журнал. 2023. № 10(185). С. 63–66. URL: https://www.dipacademy.ru/documents/7787/Block_10_185_2023_NEW.pdf?ysclid=lzwr1itmvk839474956 (дата обращения: 23.07.2024).
- Качмазова И.У. Об актуальных проблемах школьной психологической службы [Электронный ресурс] // Инновационные технологии в образовании. 2020. № 3(5). С. 91–96. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44696413_88704354.pdf (дата обращения: 23.07.2024).
- 8. Кобзев А.М., Родионова Л.Н. Применение функционального подхода в системе управления предприятием [Электронный ресурс] // Sciences of Europe. 2021. № 77. С. 11– URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-funktsionalnogo-podhoda-v-sisteme-upravleniya-predpriyatiem/viewer (дата обращения: 23.07.2024).
- Лохова Е.А., Теплякова Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи // Материалы VI Межрегиональной заочной научно-практической интернет-конференции с международным участием «Психолого-педагогическая деятельность: сферы сотрудничества и взаимодействия» (г. Кострома, 12–16 октября 2020 г.). Кострома: Костромской государственный университет, 2020. С. 122–128.
- Макарова Ю.А. Необходимость психологических служб // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. 2023. № 2. С. 134–140.
- Метелькова Е.И. Эффективность работы психолога в образовательном учреждении [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2007. Том 4. № 1. С. 64–69. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2007_n1/28692 (дата обращения: 10.09.2024).
- Организация деятельности по оказанию экстренной психологической помощи обучающимся в системе образования: Учебно-методическое пособие / А.В. Ермолаева [и др.]. М.: Издательский дом «Научная библиотека», 2022. 68 с. ISBN 978-5-907672-03-1. DOI:10.36871/978-5-907672-03-1
- Организация психологической службы: учебное пособие / П.В. Путивцев; Министерство образования Московской области; Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Московский государственный областной университет». М: МГОУ, 2018. 179 с. ISBN 978-5-7017-2876-7.
- 14. Пахальян В.Э. Служба практической психологии образования в России – 2015: «Куда идем мы с?..» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2015. Том 12. № 2. С. 37–42. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2015_n2/Pachalian (дата обращения: 11.09.2024).
- Система функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях: методические рекомендации / Авт. коллектив. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. 120 с. ISBN 978-5-94051-250-9.
- Рубцов В.В., Леонова О.И. Психологическая служба образования в Российской Федерации сегодня: нерешенные проблемы и основные направления развития: доклад, представленный на Всероссийском съезде психологических служб в системе образования Российской Федерации [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 1. С. 5–13. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2024_n1/Rubtsov_Leonova (дата обращения: 23.07.2024).
- Саранчин Н.Н., Можейко А.В., Иванова Е.С. Роль Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в психолого-педагогическом сопровождении детей [Электронный ресурс] // ОБЖ: Основы безопасности жизни. 2021. № 2. С. 42–46.
- Создание и обеспечение системы экстренной психологической помощи в составе психологической службы в системе образования Российской Федерации / Е.Г. Артамонова [и др.] // Образование личности. 2021. № 3–4. С. 95–137. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_47864977_38763253.pdf (дата обращения: 23.07.2024).
- Технологии психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающие преемственность организации образовательного процесса в условиях реализации современных ФГОС общего образования: методическое пособие для педагогических работников образовательных организаций общего образования / Д.В. Лубовский, И.Б. Умняшова, А.Ю. Шеманов, Е.В. Самсонова; под ред. С.В. Алехиной. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 168 с. ISBN: 13978-5-88687-234-7.
- Тихомандрицкая О.А., Рикель А.М. (Не)взрослое поколение: модель исследования поколенческой относительности оценки взрослости [Электронный ресурс] // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022. Том 19. № 2. C. 209–232. DOI:10.22363/2313-1683-2022-19-2-209-232
- Ульянина О.А., Тукфеева Ю.В., Семенова К.Г. Актуализация профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: содержательный анализ [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2023. Том 20. № 3. С. 90–101. DOI:10.17759/bppe.2023200307
- Федореева Е.В. Развитие психологической службы в образовательном учреждении как основы безопасной психологической среды [Электронный ресурс] // Материалы VII краевого педагогического форума «Воспитывающая среда для обучающихся с ОВЗ: теоретические основы, практики становления и развития» (г. Красноярск, 8 декабря 2022 г.). Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2023. С. 10–14. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53735658 (дата обращения: 23.07.2024).
- Федореева Е.В., Сафонова М.В. Ресурсы и перспективы развития психологической службы в системе образования Красноярского края (по данным муниципальных органов управления образованием) [Электронный ресурс] // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ). 2022. № 3(61). С. 159–171. DOI:10.25146/1995-0861-2022-61-3-360
- Якимов С.П. Особенности функциональной модели образования на дописьменном этапе развития общества [Электронный ресурс] // Открытое образование. 2013. № 4(99). С. 63–69. URL: https://openedu.rea.ru/jour/article/view/206/208 (дата обращения: 23.07.2024).
- Якимов С.П. Функциональная модель процесса образования [Электронный ресурс] // Открытое образование. 2012. № 5. С. 48–54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-model-protsessa-obrazovaniya (дата обращения: 23.07.2024).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 124
В прошлом месяце: 67
В текущем месяце: 57
Скачиваний
Всего: 31
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 11