Функциональная модель психологической службы в системе образования: направления деятельности и ее организационно-правовое регулирование

1

Аннотация

В статье представлены результаты мониторингового исследования функций психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации, цель которого – оценить актуальное состояние деятельности по обеспечению обучающихся психолого-педагогической помощью. Исследование проведено с марта по апрель 2024 г. в 8 субъектах Российской Федерации, в нем участвовали педагоги-психологи дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (численность выборки – 2288 человек). В статье обобщаются результаты в части организационно-правового регулирования деятельности по психолого-педагогическому сопровождению и направлений деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования. Исследование позволило комплексно представить актуальное состояние психологической службы, ресурсы ее развития и направления совершенствования. Данное исследование станет основой для дальнейшей разработки проекта функциональной модели психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования, а также вариативных моделей ее организации.

Общая информация

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, психологическая служба в образовании, структурно-функциональная модель образовательной среды, правовое регулирование, направления деятельности и виды работ педагога-психолога

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2024160311

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, государственное задание № 073-00037-24-01 от 9 февраля 2024 г. на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет»: «Разработка примерного проекта функциональной модели психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования, предусматривающего ее реализацию на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях (в разрезе типов образовательных организаций), а также вариативные модели организации психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования»

Получена: 01.08.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Ульянина О.А., Юрчук О.Л., Тукфеева Ю.В., Филатова Н.Н., Рыжова И.Д. Функциональная модель психологической службы в системе образования: направления деятельности и ее организационно-правовое регулирование [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2024. Том 16. № 3. С. 174–196. DOI: 10.17759/psyedu.2024160311

Полный текст

Введение

Понятие «психологическая служба», широко используемое профессиональным сообществом психологов в сфере образования, до настоящего момента не имеет единого определения. В многочисленных исследованиях, посвященных деятельности психологической службы, выделяются три ключевых подхода, условно определяемые как содержательный, организационный и комплексный. С позиции содержательного аспекта М.Р. Битянова, Д.В. Лубовский, Е.И. Метелькова, В.Э. Пахальян, П.В. Путивцев осмысляют психологическую службу как непосредственно оказание психологической помощи участникам образовательных отношений, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, деятельность педагогов-психологов в соответствии с уровнем их подготовки и квалификации [2; 11; 13; 14; 19]. Рассматривая психологическую службу через призму организационного аспекта, Ю.М. Забродин, В.В. Рубцов, Л.П. Фальковская обращают внимание на ее организационно-управленческую структуру с четким выделением элементов, их функционалом и характером взаимодействия [1; 5]. Одновременно упомянутые и иные исследователи отмечают комплексный характер психологической службы, что наиболее полно выразила в своих работах И.В. Дубровина, описав психологическую службу как единство научного, прикладного, практического и организационного аспектов, компонент целостной системы образования, деятельность которого направлена на обеспечение психического и психологического здоровья детей [4].

Несогласованность подходов к определению рассматриваемого понятия проецируется на сферу нормативного регулирования. Так, План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года предусматривает развитие психологической службы в системе образования. Вместе с тем в Федеральном законе об образовании в Российской Федерации дефиниция «психологическая служба» не представлена, но одновременно закреплено академическое право обучающихся на получение социально-педагогической и психологической помощи и определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации предоставления обучающимся указанной помощи.

Принимаемые на федеральном и региональном уровнях меры в сфере управления образованием позволяют формировать единое пространство психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, отвечать на современные социальные вызовы [3; 7; 12; 15; 16; 20]. Выявленная на основе анализа упомянутых исследований проблематика отсутствия единого определения психологической службы и потребность в создании условий для всестороннего развития обучающихся предполагают также необходимость предвидеть и своевременно предотвращать риски, угрожающие психологическому здоровью детей, что достигается применением эффективных управленческих инструментов [6]. Таким инструментом может стать использование функционального подхода к развитию системы оказания психолого-педагогической помощи в сфере образования.

Функциональная модель психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования

Система образования в ракурсе функционального подхода может быть описана как освоение человеком, выступающим в роли саморазвивающейся системы, общественной культуры под влиянием внешних детерминант – основополагающих законов педагогики. В этом контексте основу функциональной модели составляют входящие в него функции (воспитание, обучение, развитие), которые, будучи отдельными, тесно взаимодействуют, определяя своим соотношением конечный результат [8; 24; 25].

С опорой на такое понимание функциональной модели и накопленный психологической наукой опыт специалисты Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (далее соответственно – ФКЦ, МГППУ) предлагают рассматривать психологическую службу как функциональную модель – управленческий инструмент регулирования деятельности по обеспечению доступности и качества психологической помощи в системе образования.

Деятельность психологической службы с позиции функциональной модели предполагает реализацию комплекса работ по различным направлениям психолого-педагогического сопровождения обучающихся, учитывает согласованность усилий специалистов различных органов и организаций на внутриведомственном и межведомственном уровнях, включая специалистов центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее – ППМС-центр) [9; 17].

Описывая деятельность психологической службы как функциональной модели, специалисты ФКЦ выделяют три функциональных блока:

  • организационно-правовое регулирование деятельности по психолого-педагогическому сопровождению (объединяет функции по нормативному и правовому регулированию оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, реализации внутри- и межведомственного взаимодействия, материально-техническому обеспечению, оплате труда педагогов-психологов и иное);
  • кадровое обеспечение психолого-педагогического сопровождения (рассматривает функции по обеспечению качества профессиональной подготовки педагогов-психологов и повышению уровня их квалификации; по реализации системы наставничества молодых специалистов; проведению конкурсов профессионального мастерства; восполнению кадрового дефицита образовательных организаций в педагогах-психологах и иное);
  • направления деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования (группирует функции по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся; повышению престижа деятельности педагога-психолога и уровня доверия участников образовательных отношений к получению психолого-педагогической помощи; методическому сопровождению деятельности психологической службы; проведению мониторинговых исследований; внедрению в работу психологической службы цифровых инструментов и иное).

Каждый из функциональных блоков в части управления психологической службой, содержания ее деятельности и организации межведомственного взаимодействия предлагается рассматривать на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях [10; 23].

Цель, задачи, методы исследования

В марте-апреле 2024 года ФКЦ организовано и проведено исследование в формате мониторинга функций психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования (далее – Мониторинг), цель которого – оценить актуальное состояние деятельности по обеспечению участников образовательных отношений психолого-педагогической помощью на уровне субъекта Российской Федерации. Задачами исследования определены: выявление сходств и различий в деятельности региональных, муниципальных органов управления образованием, образовательных организаций в рассматриваемой сфере, а также определение обоснованности выделения функциональных блоков в модели психологической службы на основе обобщения результатов Мониторинга.

Для реализации Мониторинга разработаны специальные анкеты, вопросы которых сгруппированы в соответствии с представленными выше функциональными блоками психологической службы. Получение и обобщение информации осуществлено в режиме онлайн с применением российской системы опросов и анкетирования AnketologBOX, оператором которой является МГППУ.

В рамках исследования применены методы стратификации (выделение из каждого федерального округа одного субъекта Российской Федерации для дальнейшего исследования), описательной статистики (представление полученных данных в виде таблиц, диаграмм), сравнения (сопоставление результатов субъектов Российской Федерации по каждому из выделенных функциональных блоков), контент-анализа (определение частоты использования респондентами терминов и понятий для описания деятельности психологической службы в рамках выделенных функциональных блоков).

Для исследования выбраны из каждого федерального округа по 1 субъекту Российской Федерации: Республика Дагестан, Пермский край, Хабаровский край, Ленинградская, Новосибирская, Ростовская, Свердловская и Ярославская области.

В Мониторинге участвовали педагоги-психологи образовательных организаций и ППМС-центров: в Республике Дагестан – 284 чел., в Пермском крае – 153 чел., в Хабаровском крае – 182 чел., в Ленинградской области – 404 чел., в Новосибирской области – 388 чел., в Ростовской области – 531 чел., в Свердловской области – 178 чел., в Ярославской области – 168 человек. Общая численность респондентов составила 2288 чел. из 1979 организаций (из дошкольных образовательных организаций – 670 чел. (29,3%), из общеобразовательных организаций – 1336 чел. (58,4%), из профессиональных образовательных организаций – 215 чел. (9,4%), из ППМС-центров – 67 чел. (2,9%)).

Настоящая статья содержит описание результатов Мониторинга в части функций, отнесенных к функциональным блокам «Организационно-правовое регулирование деятельности по психолого-педагогическому сопровождению» и «Направления деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования», реализуемых на региональном, муниципальном и институциональном уровнях.

Результаты

Из принявших участие в Мониторинге 8 субъектов Российской Федерации в 5 – действуют нормативные правовые акты, утверждающие концепцию развития психологической службы на региональном уровне (Пермский, Хабаровский края, Ленинградская, Новосибирская, Ярославская области), в 1 субъекте Российской Федерации (Ростовская область) приказом утвержден базовый компонент деятельности педагога-психолога образовательных организаций, в 2 субъектах Российской Федерации (Республика Дагестан, Свердловская область) психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса рассматривается в контексте документов, определяющих развитие региональной системы образования и утвержденных высшими исполнительными органами власти указанных субъектов Российской Федерации.

Респондентами отмечены нормативные акты соответствующих региональных органов управления образованием, которыми руководствуются педагоги-психологи в субъекте Российской Федерации (Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, Порядок деятельности ППМС-центра, Комплекс мер по развитию психологической службы и иные), а также выделены документы, в том числе межведомственного характера, регулирующие профилактику суицидального поведения несовершеннолетних. Дополнительно отмечены документы методического характера (рекомендации, указания и иные), разработанные и применяемые на региональном уровне. Общее количество документов регионального уровня в 8 субъектах Российской Федерации составило 214 наименований, муниципального уровня – 423 наименования. Контент-анализ ответов респондентов свидетельствует о фактах синхронизации документов, утверждаемых органами местного самоуправления, с документами регионального уровня. Так, в 5 указанных выше субъектах Российской Федерации, где правовыми актами утверждены документы по развитию психологической службы, действуют соответствующие акты, утвержденные органами местного самоуправления. Кроме того, органами местного самоуправления разработаны и утверждены документы о территориальных психолого-медико-педагогических комиссиях (далее – ПМПК) и (или) ППМС-центрах, о муниципальной модели психологической службы, кабинетах педагога-психолога, профилактике отдельных негативных проявлений у обучающихся (девиантного, суицидального, агрессивного, зависимого поведения и иное) на территории муниципалитета.

Положения документов регионального и муниципального уровня развиваются на институциональном уровне с учетом деятельности образовательной организации и профессиональных обязанностей педагога-психолога. Результаты контент-анализа ответов респондентов на вопросы об используемых локальных нормативных актах приведены в табл. 1.

Таблица 1. Наличие в образовательной организации локальных нормативных актов педагогов-психологов

Нормативные правовые акты педагогов-психологов на локальном уровне

Общее число выборов

%

Должностная инструкция педагога-психолога

616

19,7

Положение о психолого-педагогическом консилиуме/ПМПК

543

17,3

Положение/устав о психологической службе/психолого-педагогической/социально-психологической службе/деятельности педагога-психолога

515

16,4

Устав образовательной организации

339

10,8

Годовой/перспективный/календарный план работы педагога-психолога/психологической службы

273

8,7

Коррекционно-развивающая/рабочая программа педагога-психолога

91

2,9

Трудовой договор

78

2,5

Положение о службе медиации/примирения

58

1,9

Приказ руководителя образовательной организации о создании психологической/психолого-педагогической службы и утверждении состава службы

54

1,7

График работы педагога-психолога

53

1,7

Положение о Совете профилактики

45

1,4

Приказ руководителя образовательной организации о работе психолого-педагогического консилиума/ПМПК

36

1,1

Циклограмма распределения рабочего времени педагога-психолога

36

1,1

Наличие на институциональном уровне положения/устава о психологической службе образовательной организации в разрезе субъектов Российской Федерации представлено в табл. 2.

Таблица 2. Наличие в образовательной организации положения/устава о психологической службе в разрезе субъектов Российской Федерации

Субъект Российской Федерации

Положение/устав о психологической службе

Имеется

На стадии разработки

Не имеется

число выборов

%

число выборов

%

число выборов

%

1

2

3

4

5

6

7

Ярославская область

88

52,3

29

17,3

51

30,4

Ленинградская область

239

59,1

71

17,6

94

23,3

Ростовская область

413

77,8

66

12,4

52

9,8

Республика Дагестан

193

68,0

45

15,8

46

16,2

Пермский край

119

77,8

12

7,8

22

14,4

Свердловская область

100

56,2

32

18,0

46

25,8

Новосибирская область

273

70,4

61

15,7

54

13,9

Хабаровский край

138

75,8

19

10,5

25

13,7

Всего

1 563

68,3

335

14,7

390

17,0

Одним из основных аспектов материально-технической обеспеченности выступает рабочее место педагога-психолога. Ответы респондентов об организации рабочего места приведены в разрезе субъектов Российской Федерации в табл. 3.

Таблица 3. Сведения о наличии кабинета/рабочего места педагога-психолога в образовательных организациях в разрезе субъектов Российской Федерации

Субъект Российской Федерации

Рабочее место для осуществления психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений

Отдельный кабинет

Отдельное рабочее место в кабинете с другими сотрудниками психологической службы

Отдельное рабочее место в кабинете с другими педагогическими работниками

Нет отдельного рабочего места

число выборов

%

число выборов

%

число выборов

%

число выборов

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Ярославская область

94

56,0

31

18,5

27

16,1

16

9,4

Ленинградская область

289

71,5

48

11,9

56

13,9

11

2,7

Ростовская область

351

66,1

82

15,4

69

13,0

29

5,5

Республика Дагестан

100

35,2

57

20,1

81

28,5

46

16,2

Пермский край

104

68,0

32

20,9

15

9,8

2

1,3

Свердловская область

128

71,9

20

11,2

21

11,8

9

5,1

Новосибирская область

225

58,0

69

17,8

61

15,7

33

8,5

Хабаровский край

113

62,1

22

12,1

34

18,7

13

7,1

Всего

1404

61,4

361

15,8

364

15,9

159

6,9

Данные Мониторинга свидетельствуют о неравномерности нормативного регулирования вопроса об оснащении кабинета педагога-психолога как в субъектах Российской Федерации, так и в разрезе уровней образования. Так, нормативный акт о кабинете педагога-психолога в отдельных субъектах Российской Федерации может быть утвержден на региональном и муниципальном уровне, но не поддерживаться локальными нормативными актами образовательных организаций или поддерживаться только общеобразовательными организациями и не разрабатываться профессиональными образовательными организациями.

Одним из условий повышения эффективности работы педагога-психолога является материально-техническое и методическое обеспечение его профессиональной деятельности.

По результатам Мониторинга, большинство респондентов отметили, что обеспечены методическими материалами – 85,1% и техническим оборудованием – 69,7%. Меньшее количество респондентов обеспечены необходимым количеством рабочих зон для реализации основных трудовых функций – 53,9%, специализированной мебелью и системами хранения – 49,4% и мультимедийными интерактивными ресурсами (презентации, видеоматериалы, тренажеры) – 45,1%. В графическом виде ответы респондентов представлены на рис. 1.

Рис. 1. Распределение ответов о содержании оснащенности кабинета (кабинетов) педагога-психолога в образовательной организации

Кроме того, респондентами отмечается недостаток психокоррекционного, психореабилитационного, психодиагностического оборудования: только 37,2% респондентов отметили, что их кабинеты оснащены данным оборудованием.

В рамках Мониторинга рассмотрены также функции по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в образовательных организациях, по реализации внутри- и межведомственного взаимодействия, а также по участию в проведении мониторинговых исследований оказания психолого-педагогической помощи.

Респонденты оценили в процентах время, затрачиваемое ими на реализацию основных видов деятельности: более четверти времени – на коррекционно-развивающую работу (26,9%), немногим меньше – на психологическое консультирование (23,3%) и диагностику (20,9%), на психологическое просвещение и психопрофилактику – 14,4% и 13,2% соответственно. Менее всего времени – 1,3% – остается у педагогов-психологов для методической работы.

Обобщенно процентное соотношение времени представлено на рис. 2.

Рис. 2. Распределение затрат времени респондентов на реализацию основных видов деятельности

В разрезе типов образовательных организаций процентное соотношение времени, которое респонденты затрачивают на реализацию основных видов деятельности, представлено в табл. 4.

Таблица 4. Процентное соотношение времени, которое респонденты затрачивают на реализацию основных видов деятельности, по типам организаций

Тип организации

Доля времени, затрачиваемого на реализацию основных видов деятельности (%)

Психологическая диагностика

Коррекционно-развивающая работа

Психологическое консультирование

Психологическое просвещение

Психопрофилактика

Методическая работа

1

2

3

4

5

6

7

Дошкольная образовательная организация

20,9

35,0

18,7

13,0

11,2

1,2

Общеобразовательная организация

22,0

27,6

21,1

13,9

13,8

1,6

Профессиональная образовательная организация

21,4

19,2

28,8

15,5

14,6

0,5

ППМС-центр

18,4

25,6

25,7

15,0

13,6

1,7

Общая средняя доля, в %

20,9

26,9

23,3

14,4

13,2

1,3

Принцип доступности психолого-педагогической помощи обучающимся обеспечивается в том числе развитием системы экстренной, кризисной помощи участникам образовательных отношений. В этой связи в рамках Мониторинга изучены региональные механизмы реализации экстренной, кризисной психологической помощи. Распределение ответов респондентов представлено на рис. 3.

Рис. 3. Распределение способов осуществления экстренной и кризисной психологической помощи

Указанные направления деятельности реализуются на институциональном уровне и поддерживаются нормативными актами, иными документами на региональном и муниципальном уровнях.

Кроме того, отдельными респондентами в перечне направлений своей профессиональной деятельности отмечено участие в работе служб медиации, служб ранней помощи, однако в перечне документов, регламентирующих указанную деятельность на региональном и (или) муниципальном уровнях, соответствующих актов не представлено.

Комплексное психолого-педагогического сопровождение обучающихся целевых групп осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия преимущественно с сотрудниками: органов опеки и попечительства (58,5%), медицинских организаций (47,9%), территориальных правоохранительных органов (46,0%), органов управления социальной защиты населения, организаций социального обслуживания (38,8%) и центров социальной помощи семьям (33,4%).

Обсуждение результатов

Концепция развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Минпросвещения России 18.06.2024 № СК-13/07вн (далее – Концепция), определяет разработку и совершенствование организационно-управленческой, нормативной правовой, научно-методической и информационной базы системы оказания психолого-педагогической помощи в ряду приоритетных задач. Утверждение в субъекте Российской Федерации нормативного правового акта о деятельности психологической службы и (или) системе оказания психолого-педагогической помощи свидетельствует о готовности региональных органов управления образованием планировать, организовывать, контролировать и поддерживать эту деятельность с соблюдением принципа единства подходов к обеспечению участников образовательных отношений доступной качественной психолого-педагогической помощью.

В части организационно-правового регулирования деятельности по психолого-педагогическому сопровождению результаты Мониторинга показали, что утвержденные в субъектах Российской Федерации документы, регламентирующие работу психологической службы и педагогов-психологов, не во всех случаях синхронизированы и более вариативны на муниципальном уровне. Комплексное оснащение кабинетов педагогов-психологов характеризуется преимущественной представленностью отдельного кабинета педагога-психолога с единой рабочей зоной для всех видов деятельности, нерегламентированными требованиями к нему как на муниципальном, так и на региональном уровнях, высокой обеспеченностью методическими материалами при недостатке психокоррекционного, психореабилитационного, психодиагностического оборудования.

В части направлений деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования результаты Мониторинга позволили выявить, что психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях характеризуется: равномерностью распределения рабочего времени по основным направлениям деятельности педагогов-психологов в субъектах Российской Федерации при выраженном дефиците времени на методическую работу; осуществлением экстренной и кризисной психологической помощи в образовательной организации; участием в работе служб медиации и ранней помощи; реализацией внутриведомственного взаимодействия с ППМС-центрами и межведомственного взаимодействия с институтами, органами и организациями-социальными партнерами для обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся целевых групп; участием в мониторинговых исследованиях по вопросам деятельности психологической службы на региональном и муниципальном уровнях.

Выводы, заключение

Таким образом, функциональная модель психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования рассматривается как описание системы психолого-педагогической помощи и включенных в нее функций, учитывающее средства, ресурсы и условия для достижения результата – обеспечение участников образовательных отношений доступной и качественной психолого-педагогической помощью [18; 21; 22]. Изучение деятельности психологической службы с позиции ее функций, сгруппированных в тематические блоки, позволяет получить комплексное представление об актуальном ее состоянии, ресурсах развития и направлениях совершенствования. Выделение функциональных блоков для описания модели психологической службы позволяет не только установить характер взаимосвязи ее элементов, но и на основе понимания механизма их взаимодействия управлять процессом развития психолого-педагогического сопровождения в системе образования.

Так, нормативное обеспечение отдельных направлений деятельности педагога-психолога, фактически им осуществляемых (оказание экстренной психологической помощи, участие в работе служб ранней помощи, медиации и иное), недостаточно развито не только на региональном, муниципальном, но и на федеральном уровне. Испытываемые педагогами-психологами дефициты в оснащении инструментарием для психодиагностики, психокоррекции, психореабилитации, а также выраженная потребность в выделении достаточного времени для методической подготовки могут стать основанием для принятия управленческих решений в области научного и кадрового обеспечения психологической службы. Результаты Мониторинга также показывают необходимость развития межведомственного взаимодействия для осуществления комплексной психолого-педагогической помощи обучающимся по различным направлениям (не только в вопросах профилактики суицидального поведения несовершеннолетних).

Полнота данных, полученных в ходе Мониторинга, дает основания для использования функционального подхода при дальнейшей разработке проекта функциональной модели психологической службы. Стратегическая роль такой модели – в ее возможности организационно структурировать целостную, соответствующую современным вызовам систему оказания психолого-педагогической помощи. Перспективой дальнейшего исследования в соответствии с Концепцией является анализ и сопоставление ежегодных результатов мониторинга эффективности оказания участникам образовательных отношений в сфере общего образования и среднего профессионального образования психолого-педагогической помощи с применением функционального подхода.

Литература

  1. Алехина С.В., Фальковская Л.П. Межведомственное взаимодействие как механизм развития психологической службы в образовании [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 3. С. 116–128. DOI:10.17759/psyedu.2017090312
  2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. 298 с. ISBN 5-89441-007-Х.
  3. Всероссийский съезд психологических служб в системе образования Российской Федерации как единое пространство, объединяющее профессионалов / О.А. Ульянина [и др.] [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 1. С. 148–161. DOI:10.17759/bppe.2024210112
  4. Дубровина И.В. Предыстория развития школьной психологической службы (к 110-летнему юбилею Психологического института РАО) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2022. Том 19. № 1. С. 18–32. DOI:10.17759/bppe.2022190102
  5. 5. Забродин Ю.М., Метелькова Е.И., Рубцов В.В. Концепция и организационно-структурные модели психологической службы образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 3. С. 1–15. DOI:10.17759/psyedu.2016080301
  6. Зикунова Н.В. Психологическая служба в механизме государства [Электронный ресурс] // Евразийский юридический журнал. 2023. № 10(185). С. 63–66. URL: https://www.dipacademy.ru/documents/7787/Block_10_185_2023_NEW.pdf?ysclid=lzwr1itmvk839474956 (дата обращения: 23.07.2024).
  7. Качмазова И.У. Об актуальных проблемах школьной психологической службы [Электронный ресурс] // Инновационные технологии в образовании. 2020. № 3(5). С. 91–96. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44696413_88704354.pdf (дата обращения: 23.07.2024).
  8. 8. Кобзев А.М., Родионова Л.Н. Применение функционального подхода в системе управления предприятием [Электронный ресурс] // Sciences of Europe. 2021. № 77. С. 11– URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-funktsionalnogo-podhoda-v-sisteme-upravleniya-predpriyatiem/viewer (дата обращения: 23.07.2024).
  9. Лохова Е.А., Теплякова Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи // Материалы VI Межрегиональной заочной научно-практической интернет-конференции с международным участием «Психолого-педагогическая деятельность: сферы сотрудничества и взаимодействия» (г. Кострома, 12–16 октября 2020 г.). Кострома: Костромской государственный университет, 2020. С. 122–128.
  10. Макарова Ю.А. Необходимость психологических служб // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. 2023. № 2. С. 134–140.
  11. Метелькова Е.И. Эффективность работы психолога в образовательном учреждении [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2007. Том 4. № 1. С. 64–69. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2007_n1/28692 (дата обращения: 10.09.2024).
  12. Организация деятельности по оказанию экстренной психологической помощи обучающимся в системе образования: Учебно-методическое пособие / А.В. Ермолаева [и др.]. М.: Издательский дом «Научная библиотека», 2022. 68 с. ISBN 978-5-907672-03-1. DOI:10.36871/978-5-907672-03-1
  13. Организация психологической службы: учебное пособие / П.В. Путивцев; Министерство образования Московской области; Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Московский государственный областной университет». М: МГОУ, 2018. 179 с. ISBN 978-5-7017-2876-7.
  14. 14. Пахальян В.Э. Служба практической психологии образования в России – 2015: «Куда идем мы с?..» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2015. Том 12. № 2. С. 37–42. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2015_n2/Pachalian (дата обращения: 11.09.2024).
  15. Система функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях: методические рекомендации / Авт. коллектив. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. 120 с. ISBN 978-5-94051-250-9.
  16. Рубцов В.В., Леонова О.И. Психологическая служба образования в Российской Федерации сегодня: нерешенные проблемы и основные направления развития: доклад, представленный на Всероссийском съезде психологических служб в системе образования Российской Федерации [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 1. С. 5–13. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2024_n1/Rubtsov_Leonova (дата обращения: 23.07.2024).
  17. Саранчин Н.Н., Можейко А.В., Иванова Е.С. Роль Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в психолого-педагогическом сопровождении детей [Электронный ресурс] // ОБЖ: Основы безопасности жизни. 2021. № 2. С. 42–46.
  18. Создание и обеспечение системы экстренной психологической помощи в составе психологической службы в системе образования Российской Федерации / Е.Г. Артамонова [и др.] // Образование личности. 2021. № 3–4. С. 95–137. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_47864977_38763253.pdf (дата обращения: 23.07.2024).
  19. Технологии психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающие преемственность организации образовательного процесса в условиях реализации современных ФГОС общего образования: методическое пособие для педагогических работников образовательных организаций общего образования / Д.В. Лубовский, И.Б. Умняшова, А.Ю. Шеманов, Е.В. Самсонова; под ред. С.В. Алехиной. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 168 с. ISBN: 13978-5-88687-234-7.
  20. Тихомандрицкая О.А., Рикель А.М. (Не)взрослое поколение: модель исследования поколенческой относительности оценки взрослости [Электронный ресурс] // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022. Том 19. № 2. C. 209–232. DOI:10.22363/2313-1683-2022-19-2-209-232
  21. Ульянина О.А., Тукфеева Ю.В., Семенова К.Г. Актуализация профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: содержательный анализ [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2023. Том 20. № 3. С. 90–101. DOI:10.17759/bppe.2023200307
  22. Федореева Е.В. Развитие психологической службы в образовательном учреждении как основы безопасной психологической среды [Электронный ресурс] // Материалы VII краевого педагогического форума «Воспитывающая среда для обучающихся с ОВЗ: теоретические основы, практики становления и развития» (г. Красноярск, 8 декабря 2022 г.). Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2023. С. 10–14. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53735658 (дата обращения: 23.07.2024).
  23. Федореева Е.В., Сафонова М.В. Ресурсы и перспективы развития психологической службы в системе образования Красноярского края (по данным муниципальных органов управления образованием) [Электронный ресурс] // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ). 2022. № 3(61). С. 159–171. DOI:10.25146/1995-0861-2022-61-3-360
  24. Якимов С.П. Особенности функциональной модели образования на дописьменном этапе развития общества [Электронный ресурс] // Открытое образование. 2013. № 4(99). С. 63–69. URL: https://openedu.rea.ru/jour/article/view/206/208 (дата обращения: 23.07.2024).
  25. Якимов С.П. Функциональная модель процесса образования [Электронный ресурс] // Открытое образование. 2012. № 5. С. 48–54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-model-protsessa-obrazovaniya (дата обращения: 23.07.2024).

Информация об авторах

Ульянина Ольга Александровна, доктор психологических наук, доцент, Руководитель Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России», профессор:Факультет социальных наук Департамента психологии НИУ ВШЭ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9300-4825, e-mail: ulyaninaoa@mgppu.ru

Юрчук Ольга Леонидовна, кандидат психологических наук, заместитель руководителя, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0004-3221-2945, e-mail: yurchukol@mgppu.ru

Тукфеева Юлия Владимировна, кандидат педагогических наук, начальник, отдел мониторинга и координации деятельности психологической службы в системе образо-вания, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе обра-зования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7963-3684, e-mail: tukfeevayuv@mgppu.ru

Филатова Наталия Николаевна, ведущий аналитик отдела научно-методического обеспечения Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0009-2169-7234, e-mail: filatovann@mgppu.ru

Рыжова Ирина Дмитриевна, педагог-психолог отдела мониторинга и координации деятельности психологической службы в системе образования Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7360-3588, e-mail: ryzhovaid@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1