К проблеме психологической готовности детей к школе

2100

Аннотация

Проблема психологической готовности детей к обучению в школе наиболее актуальна среди проблем возрастной и педагогической психологии в последние годы. В статье представлены два глобальных подхода к данной проблеме. Рассматривается проблема психологической готовности к школе через призму понятия «кризис 7 лет». Представлены две основные схемы рассмотрения проблемы психологической готовности детей к школьному обучению. Автор делает попытку эмпирическим путем подтвердить гипотезу о том, что рефлексия внешних действий является центральным компонентом психологической готовности детей к школе. Гипотеза была подтверждена.

Общая информация

Ключевые слова: кризис семи лет, аффективное обобщение, утрата непосредственности, психологическая готовность к школе, рефлексия

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Диков М.Н. К проблеме психологической готовности детей к школе // Психологическая наука и образование. 1997. Том 2. № 4.

Фрагмент статьи

Уже давно русская матрешка является модным сувениром. Красиво расписанные и дорогие матрешки продаются иностранцам как своеобразный символ России, как типичный русский сувенир. Но матрешка не только украшение или сувенир, прежде всего это игрушка для детей. Причем очень полезная игрушка. Ее педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная народная игрушка имела заслуженное признание у русских педагогов и рассматривалась как классический дидактический материал, как подлинный народный дар маленьким детям. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные качества, величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это конечно же способствует координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей. Но чтобы матрешка имела развивающий эффект, недостаточно ее приобрести и дать в руки ребенку. Необходимо открыть ее замечательные свойства и научить малыша играть с ней.

В этой статье мы хотим предложить вам возможные варианты игры с матрешкой, в которые вы можете поиграть с вашим малышом. Для этого вам понадобится многоместная матрешка, включающая 10—12 предметов. Если такой матрешки у вас нет, можно использовать два набора обычных пятиместных матрешек. Пригодятся также палочки, кружочки или кубики разной величины. Очень важен момент первого знакомства с матрешкой, открытие ее главного секрета. Этот момент вы должны сделать радостным и сюрпризным. Например, так.

Усевшись за столик вместе с ребенком, вы торжественно достаете большую матрешку и восхищаетесь ее красотой: «Посмотри, какая красавица к нам пришла! Ее зовут Матреша. Какой у нее платочек, какие щечки!» Полюбовавшись ею, вы берете игрушку в руки и удивленно говорите: «Что-то она тяжелая и гремит. Может, там что-то есть внутри? Давай посмотрим!» Открывая матрешку, вы вместе с малышом как заклинание произносите слова: «Матрешка-матрешка, откройся немножко!» Процесс открывания матрешки можно слегка растянуть, чтобы усилить ожидание и любопытство ребенка.

Литература

  1. Божович  Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  2. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 2.
  3. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 4.
  4. Венгер А. Л. Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту // Особенности психического развития детей 6 — 7-летнего возраста. М., 1987.
  5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6т. Т. 4. М., 1984.
  6. Гуткина Н. И. Задачи диагностики готовности 6-летних детей к школьному обучению и группа развития // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. Т. 2. М., 1987.
  7. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М., 1981.
  8. Диков М. Н. Рефлексия внешних действий как интегративный показатель психологической готовности детей к обучению в школе: Автореферат канд. дис. М., 1994.
  9. Димитров И. Готовность ребенка к обучению в школе // Подготовка детей к школе и преемственность между детским садом и школой (на болг. яз.). София, 1986.
  10. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.
  11. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. Т. 1. М., 1986.
  12. Ирасек Я. Диагностика школьной зрелости // Диагностика психического развития / Под ред. Й. Шванцары (на болг. яз.). София, 1988.
  13. Кайдановская И. А. Формирование внутреннего плана мышления у детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. М., 1985.
  14. Капчеля Г. И. Диагностика умственного развития детей, поступающих в школу // Психологические особенности формирования личности школьника. М., 1983.
  15. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе // Педагогика и психология. 1987. № 5.
  16. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
  17. Леонтьев А. Н. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1, М., 1983.
  18. Лисина М. И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии. М., 1978.
  19. Мерлин В. С. Опыт изучения интегральной индивидуальности // Вопросы психологии. 1977. № 5.
  20. Мерлин B. C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
  21. Непомнящая В. И. Структура произвольной деятельности у детей дошкольного возраста // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. М., 1965.
  22. Петрова Е. Подготовка к школе и преемственность как единый процесс // Подготовка детей к школе и преемственность между детским садом и школой (на болг. яз.). София, 1989.
  23. Психология личности и деятельности дошкольника. М., 1965.
  24. Сапогова Е. Е. Своеобразие переходного периода у детей 6 — 7-летнего возраста // Вопросы психологии. 1986. № 4.
  25. Смирнова Е. О. О подготовке дошкольника к школе // Дошкольное воспитание. 1982. № 10.
  26. Смирнова Е. О. О коммуникативной готовности детей к школьному обучению // Результаты психологических исследований — в практику обучения и воспитания. М., 1985.
  27. Черный В., Колларик Т. Компендиум психодиагностических методов. Братислава, 1988.
  28. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации в детском возрасте // Вопросы психологии. 1974. № 4.
  29. Эльконин Д. Б. Послесловие к 4-м томам Собрания сочинений Л. С. Выготского. М., 1984.
  30. Abrahamson D. S., Bell A. E. Assessment of the school readiness section of the Early Detection Inventory: Preschool prediction across situational factors // Journal of School Psychology. 1979. 17.
  31. Bolig J. P., Fletcher G. O. The MRT v/s ratings of kindergarten teachers as predictors of success in first grade // Educational Leadership. 1973. 30.
  32. Book P. M. Predicting reading failure: A screening battery for kindergarten children // Journal of Learning Disabilities. 1974. 7.
  33. Festbacn S., Adelman H., Fuller W. Eary identification of children with high of reading failure // Journal of Learning Disabilities. 1974. 7.
  34. Festbach S., Adelman H., Fuller W. Prediction of readings and related academic problems // Journal of Educational Psychology. 1977. 69.
  35. Glazzard M. The effectiveness of three kindergarten predictors for first-grade achievement // Journal of Learning Disabilities. 1977. 10.
  36. Harris M. B., Wagoner D. S. Predicting future school success through use a preschool developmental rating scale: A longitudinal study // Training School Bulletin. 1973. 70.
  37. McCarthy D. Manual McCarthy Scales of Children Abilities. N.Y., 1970.

Информация об авторах

Диков М.Н., кандидат психологических наук