«Философия для детей» — диалогический учебный проект. Сообщение II

1379

Аннотация

Авторы программы «Философия для детей» считают, что общим способом реализации, достижения целей и задач данной программы является организация особой формы взаимодействия детей между собой и со взрослыми с целью постановки и решения философских проблем — философского диалога. В данной статье авторы излагают значение философского диалога в достижении конкретных целей программы.

Общая информация

Ключевые слова: творческое мышление, коммуникативные навыки, логическое мышление, философский диалог, изучение философии

Рубрика издания: Инновационные модели

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Марголис А.А., Ковалев С.Д., Телегин М.В., Кондратьев Е.А. «Философия для детей» — диалогический учебный проект. Сообщение II // Психологическая наука и образование. 1998. Том 3. № 1.

Фрагмент статьи

4. Образовательные цели и задачи программы «Философия для детей».
Общие способы реализации целей программы

Философствование, диалоги с детьми на философские темы — деятельность сложная,
оказывающая комплексное воздействие на растущего человека. В этом качестве философствование реализует множество различных целей и задач. Общим способом реализации, достижения целей и задач программы «Философия для детей» является организация особой формы взаимодействия детей между собой и со взрослыми с целью постановки и решения философских проблем — философского диалога. Подробная обобщенная характеристика философского диалога будет дана в следующем параграфе. В этой части работы мы изложим лишь значение философского диалога в достижении конкретных целей программы.

Цели программы

  1. Разрушение, преодоление личностного и познавательного эгоцентризма, реальная децентрация мышления младших школьников.
  2. Формирование рефлексивного компонента в мышлении младших школьников, специфической философской рефлексии.
  3. Формирование основ логически корректного мышления младших школьников, освоение и развитие элементарных логических способностей операций (сравнение, обобщение, абстрагирование, умение формировать и формулировать понятия, выносить суждения, делать умозаключения).
  4. Формирование внутреннего плана действий.
  5. Развитие творческого мышления у младших школьников.
  6. Развитие спонтанных философских представлений у детей.
  7. Формирование мотива к философствованию.
  8. Развитие речи и коммуникативных навыков у младших школьников.
  9. Освоение содержания философии через знакомство детей с проблемами философского характера.
  10. Формирование у детей способности к философствованию.
  11. Воспитание ребенка через формирование основ его мировоззрения.
  12. Психотерапевтическая помощь ребенку в разрешении его личностных проблем.

Информация об авторах

Марголис Аркадий Аронович, кандидат психологических наук, доцент, ректор, профессор кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9832-0122, e-mail: margolisaa@mgppu.ru

Ковалев С.Д., научный сотрудник ПИ РАО, директор, Центр "Развивающее образование"

Телегин Михаил Владимирович, доцент кафедры педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия

Кондратьев Е.А., аспирант философского факультета, МГУ, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1833
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1379
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1