Психологическая наука и образование
1998. Том 3. № 1
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Некоторые подходы к проектированию подростковой школы
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: проектная работа, сотрудничество, культурный предмет, подростковый возраст
Рубрика издания: Инновационные модели
Для цитаты: Поливанова К.Н. Некоторые подходы к проектированию подростковой школы // Психологическая наука и образование. 1998. Том 3. № 1.
Фрагмент статьи
Задачу проектирования подростковой школы можно решать с разных профессиональных позиций. Мы рассмотрим совершенно определенную позицию — возрастного психолога (ниже мы уточним границы такой профессиональной позиции). Школа для подростков (дети 11—15 лет) — это место, где обеспечивается взросление ребенка, где в наиболее развернутом виде возможно нормальное проживание возраста. Другими словами, в этом образовательном пространстве амплифицируется (удерживается, усиливается) задача возраста.
Какова же эта задача? По нашему мнению, в подростковом возрасте ребенок должен приобрести опыт собственной проектной работы, научиться действовать по своему замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации собственного «проекта». Почему мы используем термин «проектная», а не «практическая» работа? Дело в том, что стержнем проектирования является связь замысла и реализации, своеобразное экспериментирование именно с этой связью, а не просто самостоятельное достижение цели. В результате адекватного возрастным задачам «проживания» подросткового возраста у ребенка возникает своеобразная чувствительность именно к связи замысла и реализации, т. е. ответственность. На протяжении самого подросткового возраста эта связь «изучается», остается предметом пробы, испытания. А ребенок до поры остается безответственным или пробует быть ответственным (подробнее см. [2]).
Для решения задачи возраста школа должна предоставить ребенку возможность экспериментировать с собственным действием, пробовать, меняя позицию (с ориентации на замысел к достижению результата и обязательно опять к замыслу и т. д.). Важно заметить, что полностью задача возраста не может быть решена только в школе. Школа теперь (после завершения начальной школы) лишь одно из многих других мест взросления ребенка, есть еще детское сообщество, клуб, семья и т. д. Таким образом, следует не только определить задачу возраста, но и конкретизировать ее в проекции школы.
Школа — это место встречи ребенка с культурным (по преимуществу научным) предметом. Таким образом, сутью подростковой школы становится такое предъявление ребенку культурного предмета, которое обеспечивает возможность экспериментирования с ним.
Тот факт, что в центр рассмотрения мы ставим школьный аспект возраста, заставляет признать недостаточность лишь психологической позиции. Рассмотрим это утверждение подробнее.
Литература
- Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
-
Поливанова К. Н. Психологическое содержание подросткового возраста //
Вопросы психологии. 1996. № 1.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1870
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 622
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0