Психологическая наука и образование
1998. Том 3. № 2
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Природные предпосылки возможности самореализации учителей начальной школы
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: когнитивные процессы, педагогические способности, ЦНС, общие способности, специальные способности
Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности
Для цитаты: Аминов Н.А. Природные предпосылки возможности самореализации учителей начальной школы // Психологическая наука и образование. 1998. Том 3. № 2.
Фрагмент статьи
Специальные и общие способности и их природные предпосылки по-разному распределены среди различных профессиональных групп. Вероятно, в зависимости от приоритета при решении первостепенных задач образования общество будет содействовать реализации одних способностей (и их задатков) и подавлять реализацию других способностей [3, 11, 18, 21, 22]. Шансы реализации учителем своего педагогического потенциала тем выше, чем более аутентичен стиль его работы с социально одобряемым стандартом качества педагогической деятельности в начальной или средней школе [3, 4, 24].
Эмпирические исследования природных предпосылок педагогических способностей косвенно подтвердили существование по крайней мере двух альтернативных комплексов безусловно-рефлекторных типологических свойств нервной системы, которые могут рассматриваться в качестве задатков двух типов специальных способностей к педагогической деятельности. Это сочетание: а) силы, низкой активированности и инертности; б) слабости, высокой активированности и лабильности нервных процессов. Промежуточные комплексы безусловно-рефлекторных свойств ЦНС можно считать задатками общих (педагогических) способностей [1, 8].
Предположительно альтернативные комплексы типологических свойств ЦНС предопределяют принадлежность преподавателя к одному из типов — X или Y, а промежуточные комплексы свойств ЦНС — к типу ZX или ZY.
Эти типы учителей впервые были выделены Дж. Райнсом [27] по двум биполярным
параметрам поведения учителя при подготовке и проведении им уроков: методичности (рассудочности) и эмоциональности (импровизационности). По его данным учитель типа Y заинтересован главным образом в умственном развитии учащихся. В соответствии с содержанием изучаемого предмета, он работает по последовательно разработанной программе, предъявляет строгие требования к учащимся, тщательно проверяет усвоенный материал, держится отчужденно. Его подход к ученикам можно назвать сугубо профессиональным. Учитель типа X (эмоционально поддерживающего стиля) стремится развивать прежде всего личность ребенка, опираясь на эмоциональные и социальные факторы развития. Придерживаясь гибкой программы, он не замыкается на содержании изучаемого предмета. Ему свойственны непринужденность, индивидуальный подход к школьникам, искренний, дружеский тон общения. Учителя промежуточного типа Z — творческие, изобретательные люди. Они пытаются увлечь хотя бы отдельных учеников, пробудить в них способность полностью раскрыть свои творческие наклонности. Эти учителя не заботятся о развитии умственных способностей в ограниченном, традиционном смысле. Их проверки неравноценны по строгости. К ученикам они часто относятся субъективно.
Литература
- Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. № 1.
- Аминов Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. 1988. № 5.
- Аминов Н. А. Природные предпосылки педагогических стилей у преподавателей начальной школы // Вопросы психологии. 1997. № 2.
- Аминов Н. А. Модельные характеристики способностей и одаренности учителя // Способности. Дубна, 1997.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1996.
- Бодунов В. А. Нейрофизиологические основы психической активности, темперамента: Автореф. канд. дис. М – 1996.
- Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. М., 1993.
- Голубева Э. А. Исследование способностей и индивидуальности в свете Б. М. Теплова // Способности. Дубна, 1997.
- Грей Д. А. Нейропсихология темперамента // Иностранная психология. 1993. Т. 1. № 2.
- Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей. М., 1996.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 1997.
- Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1978.
- Ландшир Ж. Отбор учителей // Перспектива. 1990. № 1.
- Мельников A. M., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.
- Молоканов М. В. Изучение соотношения показателей теппинга-теста с профессионально значимыми качествами практического психолога // Психологический журнал. 1992. № 2.
- Нейрофизиологические исследования в экспертизе / Под ред. А. Н. Зимкиной, В. И. Климовой-Черкасской. Л., 1978.
- Петрова Н. И. Индивидуальный стиль деятельности учителя. Казань, 1982.
- Линиольос Х. Л. Человеческий потенциал и его реализация // Перспектива. 1990. № 1.
- Практикум по общей и экспериментальной психологии. / Под ред. А. А. Крылова. Л., 1987.
- Ройс Дж. Р., Пауэлл А. Индивидуальность и плюралистические образы человеческой природы // Импакт. 1985. № 2.
- Решетников М. М. Популяционный подход к прогнозированию деятельности в экстремальных условиях // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М., 1991.
- Учительство как социально-профессиональная группа / Под ред. В. С. Собкина. М., 1996.
- Хрусталева Т. М. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности: Автореф. канд. дис. М., 1993.
- Янковская Н. А. Кому воспитывать наших малышей. // Магистр. 1997. № 3.
- Katzko M. W., Monks F. J. Nurturing Talent Individual Needs and Social Ability. Assen, 1995.
- Necka E., Richlicka A. Mental mobility of measured by dinamics of reaction time // Pers. and Indiv. Diff. 1991. V. 12. № 8.
- Ryans D. G. Characterictiscs of Teachers. Washington, 1960.
- Seashore C. The Psychology of Musical Talent. N. Y., 1919.
- Hussy W. Eine experimented Analyse des Intelligenzfaktors Bearbeitungs-geshwindigkeit // Diognostika. 1990. V. 36. № 3.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1676
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 556
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0