О критериях оценки эффективности развития школы

1548

Аннотация

Авторы дают аналитический обзор специфических показателей оценки эффективности работы школы. Приводятся аргументы и эмпирические доказательства в пользу того, что наиболее валидным и надежным способом количественного измерения внешней и внутренней эффективности работы учебного заведения является количественное измерение социально-психологического климата школы и социальной атмосферы.

Общая информация

Ключевые слова: проектирование образования, развитие школьной системы

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Аминов Н.А., Янковская Н.А. О критериях оценки эффективности развития школы // Психологическая наука и образование. 1998. Том 3. № 3.

Фрагмент статьи

1. Введение

Современный период развития системы образования характеризуется регионализацией образования — тенденцией, вызванной процессами децентрализации, демонополизации образования, в результате которых объектом стратегического и тактического целеполагания становится не только государство, но и регионы, образовательные учреждения, в том числе и средняя школа. Процессы регионализации во многом определяют сегодня жизнь России. Вместе с тем очевидна и противоречивость этих процессов: желание приблизить власть к жителям, их нуждам и интересам может обернуться реальной опасностью экономической и социальной обособленности.

Система образования находится в центре этих противоречий, поэтому для каждого учебного учреждения становится актуальной проблема самоопределения, заключающаяся прежде всего в умении найти свой профиль, свою социальную нишу в создающейся единой системе образования.

2. Попытка найти количественный показатель эффективности
образования с экономических позиций

С начала 70-х гг. в странах Западной Европы заметно усилился интерес к проблемам эффективности образования и новым моделям управления учебными заведениями разного типа. Стали создаваться научно-исследовательские центры, занимающиеся вопросами планирования и финансирования разработок, более рациональных (с точки зрения новых моделей управления образовательными учреждениями) организационных форм учебного процесса, модернизации его содержания и т. п. Именно этим вопросам посвящаются международные конференции и дискуссии, в которых предпринимаются попытки выработать новые оценки деятельности учебных заведений, «осовременить» традиционные концепции, проводить скоординированную политику в области образования [4; 22].

В широком смысле слова эффективность системы образования определяется степенью достижения поставленных перед нею целей. Критерии оценки того, в какой мере школа выполняет эти функции, в свою очередь задаются требованиями экономики, поскольку большая часть прироста современного производства должна осуществляться за счет эффективного использования трудовых ресурсов, повышения их качественных характеристик (образования, квалификации, мастерства).

Литература

  1. Аминов Н. А., Янковская Н. А. Методическое руководство по психодиагностике школьного коллектива. М., 1997.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980.
  3. Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М., 1983.
  4. Буржуазная педагогика на современном этапе / Под ред. З. А. Мальковой, Б.Л Вульфсона. М.,1984.
  5. Волков Г. Г. Легко ли учиться в американской школе? М., 1993.
  6. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  7. Деак Ф. Г. Влияние организации учебной деятельности на взаимоотношения учителей и учащихся: Автореф. канд. дис. М., 1982.
  8. Дементьева И. Ф. Современная российская семья: трудности и надежды // Педагогика. 1966. № 6.
  9. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.
  10. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий / Под ред. E. G. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л., 1987.
  11. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М., 1991.
  12. Ландшеер В. Концепция «минимальной компетенции» // Перспектива. 1988. № 1.
  13. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л., 1979.
  14. Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990.
  15. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.
  16. Сантелайнен Т., Воутилайнен Э., ПореннеП., Ниссинен Й. Х. Управление по результатам. М., 1993.
  17. Социальная психология / Под ред. Г. Л. Предвечного, Ю. А. Шерковина. М., 1975.
  18. Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога. М., 1987.
  19. Шакуров Р. Х. Директор школы и микроклимат учительского коллектива. М., 1979.
  20. Щетинин В. П. Научные подходы к экономике образования // Педагогика 1996. № 1.
  21. Bowles S., Gintis H. Schooling in Capitalist America Educational Reform and Contradicton of Economic Life. N.Y 1975.
  22. Competency, Assessment, Research and Evaluation: A Report of a National Conference, March 12—15, 1974.
  23. Correa H. Quantitative Methods of Educational Planning. Scranto, 1969.
  24. Educational Documentation and Information. UNESCO. 1972. № 184.
  25. Gagne R. The Conditions of Learning N. Y., 1967.
  26. Husen T. Utbildung ar 2000 Stockholm, 1971.
  27. Musgrave R. Knowledge, Curriculum and Change. Melbourne, 1973.
  28. National Assessment and Social Indicators. N.Y., 1975.
  29. Schults T. Investment in Human Capital // American Economic Review, 1961. № 5.
  30. Tifze H. Die Politiisierung der Schule. Hamburg, 1973.
  31. White W. F., Burke C.M, Effective Teaching and Beyond // J. Instructional Psychol. 1993. V.20. № 2.
  32. Woodhall W., Blaug M. Productivity Trend in British Secondary Education. L 1967.

Информация об авторах

Аминов Николай Александрович, кандидат психологических наук, ведущий сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии, Психологического института Российской академии образования, Москва, Россия, e-mail: aminov.pirao@yandex.ru

Янковская Наталия Анатольевна, кандидат психологических наук, директор ГОУ ЦПМСС "Юго-Восток", Москва, Россия, e-mail: goucpmss1@mail.ru