Психологическая наука и образование
1998. Том 3. № 3
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Некоторые подходы к методологии развивающего образования
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психологическая компетентность, формирование мышления, задачи обучения, психологические теории, развивающее обучение
Рубрика издания: Психология образования
Для цитаты: Панов В.И. Некоторые подходы к методологии развивающего образования // Психологическая наука и образование. 1998. Том 3. № 3.
Фрагмент статьи
Социально-экономические преобразования, характерные для России последних 10—15 лет, резко изменили экономические и ценностные ориентиры российского общества, привели к его расслоению, что, естественно, повлекло за собой изменение целей и задач, стоящих перед образованием. Социальный заказ на форму, качество и содержание образования стал определяться не только государственным заказом, но и спросом, возникающим в разных социальных группах, каждая из которых отличается собственным пониманием «смысла жизни» и своими финансовыми возможностями для его воплощения. Стало ясно, что продуктом системы образования должна быть не унифицированная личность, а личность, обладающая индивидуальностью, способная к непрерывному образованию, к гибкому изменению способов своей образовательной, профессиональной и социальной деятельности, умеющая работать с другими и над собой, причем работать не по стереотипу, а с учетом меняющихся условий, требований и т. д.
В итоге система образования, и прежде всего общеобразовательная, оказалась перед необходимостью в очередной раз искать ответ на традиционные педагогические вопросы: чему учить? как учить? зачем учить? кому учить?
Своеобразным ответом на эти вопросы, с одной стороны («сверху»), стало решение коллегии Минобразования РФ о разработке «национальной доктрины образования России, отражающей переход от традиционной парадигмы образования (знаний, умений и навыков) к парадигме развивающего образования» [1, с. 656—657]. А с другой стороны («снизу»), пошла практическая волна инноваций в образовании, т. е. широкое, по сути бесконтрольное и чаще всего некритичное, распространение обучающих и образовательных технологий разного рода (западных и отечественных вперемежку), имеющих гуманистическую (личностную) и развивающую направленность.
Литература
-
Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Москва; Воронеж, 1996.
-
Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959.
-
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
-
Лебедева В. П., Орлов В. А., Панов В. И. Практико-ориентированные подходы к развивающему образованию // Педагогика. 1996. № 5. С.24 — 26.
-
Лебедева В. П., Орлов В. А., Панов В. И. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика. 1996. № 6. С. 25 — 30.
-
Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М., 1989.
-
Панов В. И. Психологические основы двух теорий обучения // Учителю о психологии (Пособие для учителя) / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997. С.55 — 89.
-
Панов В. И. Образовательные технологии и психотренинг в творческом развитии учащихся (Вступ. ст. от редактора) // Е. Л. Яковлева. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. М., 1997. С.З — 13.
-
Панов В. И. Некоторые теоретические и практические проблемы одаренности // Прикладная психология. 1998. № 3. С.33 — 48.
-
Рубцов В. В. Основы социально-генетической психологии. М.,1996.
-
Смирнов А. А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР.
М., 1975. -
Учителю об одаренных детях / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М., 1997.
-
Учителю о психологии / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М., 1997.
-
Яковлева Е. Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В. И. Панова. М., 1997.
-
Ясвин В. А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / Под ред. В. И. Панова. М., 1997.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1647
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 1020
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1