Схема психологического мониторинга учащихся в период обучения

2069

Аннотация

В статье рассматривается схема мониторинга учащихся в период обучения, предложенная московским психологом. Проведен анализ существующих методик на мотивацию и эмоциональное отношение детей к процессу обучения, детально рассмотрены различные тесты умственного развития для всех возрастных групп учащихся. Данные, представленные в статье моут помочь школьному психологу в проведении диагностической и коррекционной работы в учебном заведении.

Общая информация

Ключевые слова: школьный психолог, мониторинг, психологическая диагностика, ШТУР, ГИТ, МЭДИС, тест интеллекта, интеллект, школьная тревожность, психологическая готовность к школе

Рубрика издания: Психологическая диагностика

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Данилова Е.И. Схема психологического мониторинга учащихся в период обучения // Психологическая наука и образование. 1999. Том 4. № 2.

Полный текст

Схема психоёогического мтошнорога учащихся в период обyче^ия

Е. И. Данилова

Предлагаемая схема психоёогического мониторинга учащихся с момента их поступёения в 0коёу до ее окончания разрабатывалась последние 4 года. Одна из гёавных цеёей на0ей 0коёы — «организация учебно-воспитательного процесса в условиях адаптивной 0колы для успе0ной самореализации каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями» — потребовала для своего психологического обеспечения создания такой системы мониторинга.

Подбирались и апробировались различные групповые психодиагностические методики с тем, чтобы охватить весь контингент учащихся 0колы при определении их интеллектуальных, мотивационных и личностных особенностей. Методики выбирались в соответствии со следующими критериями:

•     надежность и валидность метода;

•     время, необходимое на обработку индивидуальных результатов и проведение сравнительного анализа по классам, параллелям;

•     получение максимального объема информации об учащемся после проведения диагностики;

•     возможность прослеживания динамики развития учащихся;

•     возможность сделать прогноз о перспективах развития ребенка и подбора, при необходимости, соответствующей коррекционной программы.

Из существующего в настоящее время моря методик были отобраны групповые методики, разработанные или адаптированные отечественными специалистами, работающими в Психологическом институте РАО и других организациях. Конечно, учитывался тот факт, что при групповой диагностике результаты отдельного ученика могут оказаться хуже, чем при индивидуальном обследовании. автор считает, что при определенных особенностях групповые методики более подходят для наблюдения ребенка в 0коле, так как все дети работают в ситуации, характерной для ведущего типа деятельности этих возрастов, учебной деятельности. Если же разрыв между результатами индивидуальной и групповой диагно­стик велик, то он сигнализирует о том, что данный ученик часто не может актуализировать свои возможности при обычном типе обучения и нуждается в дополнительном, специальном внимании со стороны как педагога, так и 0кольного психолога. ^аиболее частой причиной такого явления может быть, например, замедленный темп деятельности учащегося, обусловленный причинами как физиологического характера (формально-динамические характеристики протекания нервных процессов), так и чисто психологического (защитная реакция на хроническую неуспе0ность в деятельности или повышенная тревожность). Предлагаемая схема может быть окончательной, так как при появлении новых, более со- вер0енных методик они будут включаться в систему диагностики.

Работа с ребенком начинается с момента записи его в 0коёу. Ребенок проходит собеседование не тоёько с педагогом, но и с психоёогом. Собеседование строится в форме индивидуальной беседы, базирующейся на «Методике опредеёения готовности детей в 0колу», разработанной коёёективом авторов (Е. А. Бугрименко, А. Ё. Венгер, К. Н Поёиванова, Е. Ю. Сушкова), под научным руководством доктора психоёогических наук В. И. Сёободчикова1.

Занимает такая беседа от 20 до 50 минут, в зависимости от уровня готовности ребенка к 0коёе и его индивидуаёьных особенностей. Чтобы ребенок «не перегорел», не переволновался, родитеёей пригёа0ают по теёефону на опредеёенное время. Кроме всех ответов ребенка, фиксируемых в бланке протокола, там же обязательно отмечается поведение ребенка во время собеседования и его отно0ение к беседе. Особо отмечается, если ребенок расторможен или, наоборот, замкнут, уверен в себе или обращается за помощью к родителям, имеются ли вне0ние признаки проявления волнения: облизывание губ, сосание или покусывание пальцев, какие-либо навязчивые движения или нервные тики, какова реакция на неудачу и т. д. В особых замечаниях оценивается речь ребенка (сложность построения фразы, спонтанность высказываний, темп, эмоциональная окраска речи и т. д.).

Результаты собеседования заносятся в протокол, и на их основании дается предварительное заключение о готовности ребенка к обучению. В случае несформированности тех или иных структур родителям даются рекомендации, как в игровой форме дома можно помочь их развитию и дальней0ему формированию.

У родителей есть еще время для этого (от 6 до 3 месяцев, так как запись в 0колу начинается в феврале). Иногда рекомендуется консультация врача-специалиста (логопеда, невропатолога или психоневролога).

Во время беседы ребенка с психологом родители заполняют « Анкету для родителей», которая дает информацию о ребенке, интересную не только психологу, но и классному руководителю. Мамы заполняют анкету, содержащую анамнестические сведения медицинского характера (по желанию), очень важные при определении причин тех или иных особенностей поведения ребенка (например, после стремительных родов очень часто у ребенка бывают нарушения саморегуляции поведения).

Данные, полученные при собеседовании, позволяют сделать достаточно точный прогноз об успе0ности обучения ребенка в I классе и проблемах, которые могут при этом возникнуть.

^аиболь0ий упор в работе делается на начальную 0колу, в которой закладываются все необходимые для успе0ного обучения предпосылки и формируются базовые навыки чтения, письма и счета.

В течение первого года обучения диагностика проводится трижды: конец сентября — январь — май. В первые два обследования диагностируется сформированное^ компонентов учебной деятельности по редуцированному варианту вышеуказанной методики. В сентябре используется общеизвестная методика «Графический диктант», разработанная Д. Б. Элькониным. Эта методика позволяет определить, насколько ребенок может внимательно и точно выполнять указания взрослого и способен ли самостоятельно работать по заданному алгоритму. В январе добавляется методика «Образец и правило», разработанная А. Ё. Венгером. Данная методика помогает определить, насколько ребенок ориентируется на систему условий задачи и может работать в условиях однородной помехи. Автором схемы предлагаются примерные критерии оценки учащихся по сумме двух методик. Дети, отнесенные к группе риска, нуждаются в индивидуальной диагностике с целью уточнения локуса проблемы и разработки программы коррекции.

Так как боёьшинство детей, поступающих в шкоёу, не умеют писать и недостаточно хорошо, а то и вовсе не умеют читать, то диагностика их умственного развития проводится по групповой методике, в которой задания представёены в виде рисунков, — МЭДИС — 6 — 7. «Методика экспресс-диагностики интеёёектуаёьных способностей детей 6-7-ёетнего возраста» разработана в Институте развития одаренности И. С. Авериной, Е. И. 0абановой и Е. Н Задориной на основе всемирно известных тестов интеёёекта и явёяется их оригинальной авторской разработкой. Методика состоит из 4 субтестов по 5 заданий в каждом и имеет 2 эквиваёентные формы - А и Б, которые могут чередоваться при повторном тестировании. Проводится МЭДИС в течение 20 — 25 минут с поёовиной класса, чтобы при диагностике дети не сидеёи рядом за одной партой. В случае поёучения низких резуёьтатов по тесту рекомендуется провести ретестирование по другой форме. Поёученные резуёьтаты по- звоёяют судить об уровне развития разёичных сторон интеёёектуаёьной деятеёьности и в цеёом об интеёёектуаёьных способностях детей 6-7 ёет. Также методика помогает выявить одаренных детей, которые способны обучаться по углубленным программам или же требуют более сложных по уровню заданий как во время уроков, так и в домашней работе, чтобы у них не пропал интерес к учебе из-за слишком легких для них заданий. При повторной диагностике в январе проводится анализ динамики развития ребенка после 4 месяцев его обучения в школе.

В конце I класса определяется уровень развития вербального (словесно-логического) мышления по «Методике определения умственного развития нормальных и аномальных детей (7-9 лет)». Методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе некоторых методик теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра2.

Методика состоит из 4 субтестов по 10 заданий в каждом и предназначена для детей 7­9 лет. Она включает в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов, поэтому она также применяется для определения уровня умственного развития и во II классе. Определение уровня словесно-логического мышления по данной методике осуществляется в течение одного урока.

Методика позволяет наблюдать динамику умственного развития каждого ребенка и проводить сравнительный анализ классов и параллелей (кроме гимназических классов второго года обучения, для которых необходимы более сложные задания), сравнивать развитие детей при различных программах обучения.

Кроме сформированное™ предпосылок учебной деятельности и уровня развития интеллекта огромное значение для успешности обучения имеет наличие или отсутствие учебной мотивации. Диагностика мотивации в I классе проводится по двум методикам. В I классе, особенно в начале обучения, имеет значение структура мотивации, наличие в ней игрового компонента. Определение структуры мотивации проводится по модифицированной в Психологическом институте РАО для использования в групповом обследовании «Беседы о школе» Т. А. ^еж^овой3.

Проведение методики занимает около 15 минут. Интерпретация результатов позволяет судить о преобладании игровой, дошкольной мотивации, учебной мотивации или мотивации промежуточного типа.

«Анкета для определения школьной мотивации», разработанная Н Г. Ёускановой, была значительно модифицирована в формулировке вопросов, для того чтобы ее можно было применять для учащихся среднего и даже старшего звена. Результаты обрабатываются как количественно, так и качественно.

Диагностика с помощью такого комплекса методик дает возможность сдеёать достаточно точное заключение об уровне умственного развития каждого ребенка, при0ед0его обучаться в 0коёу, о его готовности к обучению, наличии иёи отсутствии у него учебной мотивации и при необходимости подобрать психоёогические методы коррекции имеющихся недостатков. Знание педагогом особенностей учащихся помогает ему в индивидуализации подхода к каждому своему ученику как во время уроков, так и на допоёнитеёьных занятиях. Резуёьтаты диагностики позвоёяют дать развернутую характеристику всего класса, провести сравнитеёьный анализ его структуры, сопоставить с другими классами на параллеёи, просёедить динамическое развитие как отдеёьных учащихся, так и всего классного коллектива, что поможет педагогу боёее адекватно применять весь свой арсенал педагогических подходов и приемов.

В течение второго года обучения диагностика проводится дважды: в октябре и апреёе по методике опредеёения уровня умственного развития (Э. Ф. Замбацявичене) и анкете 0коёьной мотивации Н Г. Ёускановой. Это позвоёяет просёеживать не тоёько индивиду- аёьную, но и групповую динамику развития учащихся за этот период, помогает оценить правильность выбора программы обучения для тех иёи других групп учащихся, степень компетентности педагога, его гибкость и жеёание работать с максимально возможной отдачей.

В III, V, VI и VII классах для определения уровня умственного развития применяется другая методика — ГИТ. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) был разработан словацким психологом Дж. Ваной и адаптирован в Ёаборатории психологической диагностики и коррекции Психологического института РАО для русскоязычной выборки М. К. Акимовой, Е. М. Борисовой, В. Т. Козловой и Г. П. Ёогиновой в 1985 — 1986 гг. Тест ГИТ, как и другие тесты интеллекта, выявляет, насколько учащийся овладел предлагаемыми ему в заданиях теста словами и терминами, а также умениями выполнять некоторые логические действия. Все это характеризует уровень умственного развития учащегося, достаточного для успе0- ного освоения им 0кольного курса.

ГИТ известен как надежный, валидный, хоро0о зарекомендовав0ий себя в практике 0колы тест. Он содержит 7 заданий-субтестов.

Тест разработан в двух формах, которые проверены на взаимозаменяемость. Материалы являются расходуемыми. ^а выполнение каждого субтеста отводится строго ограниченное время (от 1,5 до 6 минут), которое засекается по секундомеру. Проведение диагностики занимает 1 урок. Для оценки индивидуальных результатов используется понятие эмпирически выделенной образовательно-возрастной нормы. Показатели границ для каждого обра­зовательно-возрастного уровня — III, V и VI классов — получены на выборках российских 0кольников. Для учащихся VII класса уровень дан в соответствии с 0агом нормы для предыдущих параллелей, поэтому он не может считаться определенным научно-эмпирическим путем, а выведен чисто умозрительно, что следует учитывать при его использовании. После индивидуальной обработки результатов по специальному ключу абсолютные показатели (баллы) переводятся в проценты для возможности сопоставления результатов выполнения количественно разных субтестов и построения графика индивидуальной структуры умственного развития 0кольника.

Помимо общего балла по тесту авторы отечественной модификации ГИТа предлагают способы оценки вербальной и математической направленности учащихся, сформированно- сти у них отдельных интеллектуальных операций, скоростных характеристик умственной работы.

Автор схемы обращает внимание на важность анализа сделанных о0ибок, их общего числа и числа по заданиям. Он считает число допущенных о0ибок показателем адекватности учащегося, сформированное™ у него операции контроля и самоконтроля, степени автоматизации и точности усвоения знаний, умений и навыков, сформированное™ некоторых интеёёектуаёьных операций.

В III и V классах диагностика уровня умственного развития и мотивации проводится дважды в год: в начале и конце учебного года, при недостатке времени иёи очень боёЬ0их выборках возможен вариант однократного обсёедования интеллекта в конце учебного года, потому что в ГИТе применяется образоватеёьно-возрастной норматив. В начаёе III класса автором рекомендуется ознакомитеёьное для детей диагностическое обследование, по- скоёьку в своей повседневной учебной практике учащиеся не встречаются с боёЬ0инством заданий, предлагаемых им в тесте, и впервые работают «на время», т. е. по секундомеру. Это достаточно часто приводит к некоторой дезориентации детей в работе, поэтому даже самые простей0ие задания первого же субтеста вызывают у некоторых учащихся просто состояние ступора, когда они по нескоёьку раз перечитывают задание и... не выпоёняют его. Результаты первой диагностики тоёько повод для разговора с классным руководитеёем о тенденциях, имеющихся в классе, и отдельных, особенно медлительных, детях. Учитываются и анализируются результаты диагностики только конца учебного года. Основные цели, с которыми могут применяться такие интеллектуальные тесты, как ГИТ, 0ТУР-2, тест Р. Амтхауэра и АС-ТУР, — следующие:

•     контроль за эффективностью 0кольного обучения;

•     выявление неблагополучных в плане умственного (причем преимущественно вербального) развития учащихся, нуждающихся в коррекции этого развития и получении адресной помощи как со стороны педагогов, так и психолога;

•     определение направлений индивидуальной и групповой коррекционной работы;

•     определение причин 0кольной неуспеваемости;

•     отбор учащихся в спецклассы и спец0колы;

•     выявление учащихся с высоким и очень высоким уровнем умственного развития, способных обучаться по специализированным углубленным индивидуальным программам;

•     сравнение эффективности разных систем, новых программ и методов преподавания, оценка работы отдельных учебных заведений, разных педагогов;

•     определение динамических особенностей развития как отдельных учеников, так и классов, обучающихся по различным программам, сравнение параллелей;

•     максимально близкий подход к индивидуализации образования и выявление наиболее ранних признаков дезадаптации учащихся с целью ее профилактики.

Проведение в V классе диагностики интеллекта дважды в год позволяет наблюдать за процессом адаптации ученика к среднему звену. Это также отслеживается новой методикой эмоционального отно0ения к обучению. В дальней0ем (VI и VII классы) диагностика проводится 1 раз в год, во второй половине учебного года, кроме случаев специального запроса со стороны администрации или педагогов. Следует отметить, что для учащихся гимназических классов на параллели седьмых классов эта методика бывает уже недостаточно эффективна; из-за высокого уровня умственного развития этих детей задания теста для них недостаточно сложны и не являются дифференцирующими.

Важней0им дополнением к интеллектуальным методикам являются опросники, помогающие определить 0кольную мотивацию, эмоциональное отно0ение к обучению, а также наличие, уровень и структуру 0кольной тревожности. Диагностика эмоционального отно- 0ения к обучению (в групповом варианте) проводится с 10 лет и основывается на модифицированном опроснике Ч. Д. Спилбергера, направленном на определение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как наличного состояния и свойств личности. «Методика диагностики эмоционального отно0ения к учению в средних и стар0их классах» разработана А. Д. Андреевой в Психологическом институте РАО на основе вьшеука- занного опросника Ч. Д. Спилбергера для русскоязычной выборки. Диагностируются такие характеристики, как уровень познавательной активности (любознательность, непосредственный интерес к окружающему миру, активизирующие познаватеёьную активность учащихся), гнев и тревога — базаёьные эмоции, зависящие от иерархически организованных структур мозга, которые усиёивают действие эмоциогенных стимуёов. Сочетание различных уровней познаватеёьной активности, 0коёьной тревожности и негативных эмоций, испытываемых во время уроков, позвоёяет выйти на сёедующий, компёексный уровень общего эмоционального отно0ения к обучению, выявёяя детей, которые нуждаются в поддержке и коррекции эмоциональной сферы. Процедура диагностирования занимает не бо- ёее 15 — 20 минут и требует от учащихся умения оценить свое состояние в балёах. Дети иногда не могут отёичить предлагаемые им понятия. Боёь0инство из них впервые учатся опредеёять и называть переживаемые ими эмоционаёьные состояния.

^ачиная с VII класса кроме перечисёенных методик по мотивации и эмоционаёьному отно0ению к обучению автором схемы применяется «Методика экспресс-диагностики ха- рактероёогических особенностей личности», разработанная Т. В. Маталиной на базе подросткового варианта опросника Айзенка для русскоязычной выборки подростков 12 -17 ёет. Данная методика содержит опросник Айзенка для подростков, ключи для обработки. Имеется классификация типов в зависимости от соотно0ения резуёьтатов 0каё нейротизма и интроверсии, вербальное описание особенностей каждого из 32 выдеёенных психотипов, опредеёены основные направёения коррекции и взаимоотно0ений с подростками каждого типа. Методика может проводиться как индивидуально, так и групповым способом с устной подачей материала и занимает окоёо 20 — 25 минут. При самостоятеёьной обработке учащимися под руководством психоёога по предлагаемому ключу (без знания 0кал, «вслепую») методика занимает 1 урок.

С VIII до XI класса общеобразоватеёьных 0коё и до X класса ёицеев для диагностики ин- дивидуаёьной структуры интеёёекта автором схемы применяется один из известней0их групповых тестов данной категории — тест структуры интеёёекта Р. Амтхауэра. Этот тест создан им в 1953 г., а посёедняя редакция в 1973 г. Данный тест в на0ей стране имеет не- скоёько адаптации. Испоёьзуемая автором и рекомендуемая им для практического применения в 0коле адаптация данного теста была проведена для русскоязычной выборки в 1983—1984 гг. в Ёаборатории психодиагностики Психологического института РАО М. К. Акимовой, Е. М. Борисовой, В. Т. Козловой, Г. П. Ёогиновой под руководством К. М. Гуревича. Тест имеет две эквивалентные формы, содержит 9 субтестов, которые выполняются за строго определенное время. Результаты фиксируются на специальном бланке для ответов. Проведение теста занимает 2 урока подряд. Тестом диагностируются следующие компоненты интеллекта: вербальный, счетно-математический, пространственный и мнемический.

Обработка индивидуальных результатов проводится по ключу. При интерпретации отечественных данных использовался критерий социально-психологического норматива по образовательно-возрастной границе (по второй половине соответствующего года обучения, в первой половине года применялся норматив предыдущего года обучения) умственного развития.

Как и в ГИТе, балльная оценка переводится в проценты, строится индивидуальный профиль интеллекта учащегося, проводится количественно-качественный анализ как индивидуальных, так и групповых достижений. В любом случае у инертных детей результаты будут ниже, чем у их более быстро соображающих сверстников (так же как и в ГИТе), что необходимо учитывать при интерпретации результатов.

В первом варианте схемы мониторинга предусматривалось использование на параллелях VII и VIII классов для определения уровня умственного развития такой методики, как 0ТУР-2. Это модернизация хоро0о известного теста 0ТУР (0кольный тест умственного развития), проведенная в 1995 — 1996 гг. Ёабораторией психодиагностики Психологического института РАО (М. К. Акимова, Е. М. Борисова, В. Г. Зархин, В. Г. Козлова, Г. П. Ёогинова, А. П. Раевский под руководством К. М. Гуревича) в соответствии с принципами нормативной психодиагностики, т. е. концепции социально-психоёогического норматива. Тест предназначен дёя оценки уровня умственного развития учащихся VII — IX классов. Принципиаёьные особенности, отёичающие 0ТУР-2 от других традиционных тестов интеёёекта, как правиёо — тестов достижений, сёедующие:

•     особое содержание заданий — 0коёьные понятия, обязатеёьные дёя усвоения, а не какие-ёибо житейские и другие;

•     иные способы репрезентации и обработки резуёьтатов диагностики. Отказ от статистической нормы и испоёьзование в качестве оценки индивидуальных резуёьтатов степени прибёижения к социально-психологическому нормативу (СПЩ, концепция которого была предложена К. М. Гуревичем. По определению: «СП^ — это система требований, которые общность предъявляет каждому из своих членов и которым каждый должен соответствовать, если не хочет быть отторгнутым своей общностью. Оценка результатов тестирования в этом случае должна основываться на степени близости к СП^ который дифференцируется в образовательно-возрастных группах. Использование в качестве критерия выполнения СП^ выдвигает на первый план качественный анализ данных»4;

•     коррекционность методики, наличие разработанной программы исправления диагностированных дефектов развития.

В задания 0ТУР-2 включены понятия, подлежащие обязательному усвоению в учебных предметах трех циклов: гуманитарного, математического и естественнонаучного. 0ТУР- 2 состоит из 8 субтестов и имеет 2 параллельные формы — А и Б. Время выполнения каждого субтеста ограничено, все тестирование занимает около 1,5 урока. Результаты заносятся в специальный бланк с сеткой для проведения индивидуальной количественно-качественной обработки. Возможен и сравнительный анализ классов, параллелей, прослеживание индивидуальной возрастной динамики. Определяется общий уровень выполнения заданий и соотносится с выделенными образовательно-возрастными границами.

Строится профиль выполнения заданий (индивидуальная структура умственного развития), анализируется операциональная сторона мы0ления, затем сравниваются и определяются склонности 0кольника: преобладание гуманитарных, математических или пространственных показателей либо склонностей при работе с материалом одного из предметных 0кольных циклов.

Автором схемы было проведено обследование по этой методике восьмых классов разных 0кол и разных программ обучения. Выяснилось, что, хотя методика и дифференцировала детей, не было отличий между классами с различными формами и программами обучения.

Видимо, тест неуравнове0ен в части вербального и невербального материала, что не дает возможности проводить диагностику структуры интеллекта, а позволяет делать заключения только по вербальной его части. Возникают затруднения в анализе того, что является причиной низкого уровня выполнения субтеста: несформированность у ребенка операцио­нальной стороны мы0ления или — вследствие неуспеваемости - понятийного аппарата по предмету. Поэтому автор схемы после сопоставления затрат времени на обработку и анализ и реального выхода результатов ре0ил пока отказаться от использования данной методики в своей работе, несмотря на великолепную коррекционную программу, разработанную по этой методике.

Для учащихся X—XI классов и абитуриентов Ёабораторией психодиагностики создан новый специальный тест умственного развития АСТУР, построенный на тех же принципах нормативной диагностики, что и 0ТУР-2. Тест показал высокую прогностичность успе0но- сти поступления и последующего обучения в вузе (70 % корреляции) и может быть рекомендован в тех учебных заведениях (типа ёицеев иёи гимназий), в которых имеется боёь- 0ое коёичество X — XI классов. АСТУР издан в 1995 г. Психоёогическим институтом РАО и включает 9 наборов заданий (субтестов), имеет две параёёеёьные формы. Общее время проведения теста — 1 час 30 минут. По специальному ключу проводится обработка индиви- дуаёьных результатов теста и их коёичественно-качественный анаёиз (аналогично 0ТУР- 2).

В посёеднее время появиёась адаптация сравнитеёьно новой методики иссёедования эмоциональной устойчивости мёад0их подростков — «Опросник 0коёьной тревожности Фиёипса», разработанный в начале 80-х гг. и в 1988 г. переведенный и адаптированный для русскоязычной выборки Е. В. Овиковой5.

Тест направёен на выявёение состояния тревожности, фиксирует тревожность, связанную с конкретной деятеёьностью — учебной, общения со сверстниками, отно0ения со значимыми взросёыми. Позвоёяет проводить подробный анаёиз конкретной сферы тревожности, что обёегчает понимание ее происхождения. Создан дёя анализа 0коёьной тревожности мпад0их подростков 10—12 ёет. Проводится устно, диктовка происходит в достаточно быстром темпе, так как здесь важна первая реакция на вопрос. При испоёьзовании методика показала высокую чувствитеёьность, она рекомендуется дёя допоёнитеёьной, углубленной диагностики в классах с повышенной, уже выявёенной тревожностью, дёя боёее глубокого анализа и структурирования факторов и причин, вызвав0их ее.

В дополнение к методам диагностики уровня умственного развития, мотивации, тревожности и других индивидуальных особенностей личности имеется опросник, построенный по принципам репертуарных ре0еток Дж. Келли и направленный на диагностику от- но0ения к учебным предметам и наличия интереса к учебе вообще. В связи с достаточной трудоемкостью ручной обработки опрос рекомендуется проводить 1 раз в 2-3 года в средней и стар0ей 0коле. Результаты диагностики могут не только служить, и не столько для оценки интереса и отно0ения к предметам и учителям, их ведущим, но и дать более конкретное представление администрации 0колы о социальном заказе самих учащихся данного учебного заведения, помочь не «вслепую», а более конкретно распределять имеющиеся ресурсы (тот же 0кольный компонент, например).

Проведение мониторингового наблюдения за всеми учащимися 0колы предполагает работу в 0коле двух психологов, один из которых будет заниматься диагностической, а другой вести необходимую коррекционно-развивающую работу. Конечно, можно использовать предлагаемые методики и не столь часто, а обследовать детей по каким-то определенным параллелям. Использование различными психологами одних и тех же методик позволяет не только проводить сравнительный анализ внутри одной 0колы, но и сравнивать различные типы учебных заведений. Так, в 1997/98 учебном году была предпринята попытка проведения подобного рода работы в Южном округе по теме «Портрет пятиклассника Южного округа». Посёе предваритеёьной обработки поёучены достаточно интересные результаты, которые будут описаны в другой статье. Автор схемы предлагает дать боёее развернутое описание данной системы набёюдения и представить ее в виде методических рекомендаций с подробным описанием сравнитеёьного анализа и интерпретации поёучаемых при обсёедо- вании результатов. Очень хотеёось бы узнать мнение коёёег о предлагаемой системе работы психоёога в 0коёе.

 

 

 

1 Готовностт детей к школе. Диагностика психологического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для П1пои1,иого психолога. М., 1989 (2-е изд. — М., 1992).

2 См.: Астапов В. М., Гасимов Ф. М. Психологическое обследование детей с нарушениями развития: Учебное пособие для слу0ателей спецфакультетов. М., 1993.

3 11е;ыюва Т. Д. Диагностика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к млад0ему школьному возрасту // Вестиик МГУ. Сер. 14. Психология. 1988. V 1.

4 Психологическая диагностика детей и подростков: Учебное пособие для студентов /Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.: Международная педагогическая академия, 1995.

5 Áèòÿíîâà Ì. Ð., Àçàðîâà Ò. Â., Àôàíàñüåâà Å. È., Âàñèëüåâà È. Ë. Ðàáîòà ïñèõîëîãà â íà÷àëüíîé øêîëå. Ì., 1998

Информация об авторах

Данилова Е.И., психолог, школа № 546, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2407
В прошлом месяце: 34
В текущем месяце: 22

Скачиваний

Всего: 2069
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 5