Особенности становления образа «детского» героя в условиях специального обучения литературе

435

Аннотация

Данная работа посвящена анализу типов героя, который характерен для литературно-художественных опытов школьников. Лонгитюдное исследование показало, что «детский» герой обладает своим собственным существованием, свойственными ему формами и особым самодвижением в условиях курса «Литература как предмет эстетического цикла». Становление образа «детского» героя в приближенном варианте отражает общую логику культурного становления художественной формы.

Общая информация

Ключевые слова: детский герой, метод обобщения, субъективность героя, герой экспозиции, герой апперцепции, герой состояния, обучение литературе

Рубрика издания: Междисциплинарные исследования

Для цитаты: Чубук Н.Ф. Особенности становления образа «детского» героя в условиях специального обучения литературе // Психологическая наука и образование. 2000. Том 5. № 3.

Фрагмент статьи

Данная работа посвящена такому анализу типов героя, который характерен для литературно-художественных опытов школьников и поэтому назван нами «детским».

Школьники, творческие работы которых послужили материалом для анализа, 10 лет обучались по специальной программе «Литература как предмет эстетического цикла» [3].

Итак, «детский» герой исследовался нами на материале художественных работ школьников.

Две важнейшие задачи ставили перед собой авторы образовательно-развивающего курса «Литература как предмет эстетического цикла». Первая и ведущая (по крайней мере для школы) — воспитание эстетически развитого, грамотного читателя. Вторая задача связана с проблемой введения ребенка в авторскую позицию, т. е. (по аналогии с первой задачей) с воспитанием автора. Согласно концепции Г. Н. Кудиной и З. Н. Новлянской (в методической логике курса руководствовавшихся известным тезисом М. А. Рыбниковой «от маленького писателя — к большому читателю»), вторая задача — подчиненная. Понимание авторской позиции, собственный творческий опыт должны, по мысли авторов курса, помочь ребенку более успешно осваивать другую позицию — развитую читательскую [3]. Развитая авторская деятельность, в свою очередь, предполагает практическое владение всеми элементами художественной формы.

Не касаясь специфики работы с другими аспектами художественной формы, мы обратились только к той линии обучения и творческого развития, которая имеет отношение
к герою, и к тем результатам, которые составили банк объективных данных, связанных с творческим опытом создания образа героя детьми, обучающимися по данной психолого-педагогической системе.

Главный методический блок курса «Литература как предмет эстетического цикла» —
в той части, которая касается освоения авторской позиции, — составляет работа по освоению точки зрения героя. Переход на точку зрения «другого» — стержневое и непрерывное требование всего курса. Меняются формы «другого» (старая туфелька, собака, дверь, кактус, сосулька, кот, рыбка в аквариуме и т. д.) — неизменным остается требование: убедительно показать, изобразить героя, его внешний облик и его неповторимый, соответствующий внешнему образу, внутренний мир.

Литература

  1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  2. Бахтин М. М. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 5. М., 1996. С. 287.
  3. Кудина Г. Н., Новлянская З. Н. От маленького писателя к большому читателю //
    Начальная школа: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
    1996. № 44 (ноябрь).
  4. Чернышевский Н. Г. Собрание сочинений: В 15 т. Т. 2. М., 1949.

Информация об авторах

Чубук Н.Ф., аспирант ПИ РАО, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1094
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 435
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1