Индивидуально-типологические особенности понимания младшими школьниками лирического текста

492

Аннотация

В статье рассматривается проблема создания единой системы оценки разных типов обучения литературе. Автор разработал показатели и возрастные нормативы понимания школьниками лирического текста и на их основе выявил индивидуально-типологические особенности этого понимания.

Общая информация

Ключевые слова: обучение литературе, возрастные нормативы, внутренний мир, читатель, читательская деятельность, автор

Рубрика издания: Междисциплинарные исследования

Для цитаты: Кудина Г.Н. Индивидуально-типологические особенности понимания младшими школьниками лирического текста // Психологическая наука и образование. 1998. Том 3. № 3.

Фрагмент статьи

Сегодня, когда школа получила наконец возможность обучать детей по разным программам, весьма актуальной становится проблема создания единой системы оценки результатов разных типов обучения литературе. Для решения этой проблемы необходимо найти показатели и возрастные нормативы, позволяющие диагностировать развитие читательской деятельности школьников.

В качестве основного показателя развития читательской деятельности нами было выделено «адекватное понимание автора», так как эстетически развитый читатель, согласно концепции М. М. Бахтина [1], в процессе чтения художественного текста «вживается» в условный мир, созданный автором, и «выходит» за пределы этого мира, пытаясь увидеть его «глазами автора», понять авторскую позицию, его точку зрения.

Но для того чтобы с помощью этого показателя можно было оценить уровень развития читательской деятельности конкретного ребенка или группы обучаемых, необходимо соотнести их результаты с какими-то эталонными значениями, т. е. надо иметь некий «идеальный норматив» данной деятельности и совокупность возрастных норм в качестве «ступеней» приближения к идеалу по мере развития. (Здесь мы прямо опирались на позицию К. М. Гуревича [2], который предлагает для сравнения данных тестовых обследований использовать не статистическую норму, а социально-психологический норматив — систему требований, которую общность предъявляет к каждому из своих членов, т. е., по сути, «идеальную модель» требований социальной общности к личности.)

Применительно к художественному тексту нельзя не отметить, что нормативы понимания автора весьма зависят от особенностей конкретного произведения. Поэтому необходим эталонный текст, в котором проявлялись бы существенные черты художественности и который, будучи предъявлен детям разного возраста, позволял бы выявлять возрастные нормы развития читательской деятельности.

Диагностика понимания автора школьниками осуществлялась нами в процессе диагностической беседы по поводу лирического текста (методика разрабатывалась совместно с 3.Н. Новлянской).

Литература

  1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 22, 346 и др.
  2. Гуревич К. М. Современная психологическая диагностика: Пути развития // Вопросы психологии. 1982. № 1.
  3. Гуружапов В. А. Развитие понимания искусства младшими школьниками в процессе обучения живописи: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1983.
  4. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  5. Кудина Г. Н., Новлянская З. Н. Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие. 1-й класс. М.,1992; 2-й класс. М., 1998; 3-й класс. М., 1997; 5-й класс: в 2 ч. М., 1995; 6-й класс. М., 1997.
  6. Кудина Г. Н. Диагностика читательской деятельности школьников. М., 1996.

Информация об авторах

Кудина Галина Николаевна, кандидат психологических наук, ведущий сотрудник ПИ РАО, Москва, Россия