Основные принципы и методы экспериментального курса «Литература как предмет эстетического цикла»

1100

Аннотация

Основная задача данного курса литературы – воспитание эстетически развитого читателя, который способен понимать автора художественного текста и порождать собственное суждение о произведении. Автор описывает циклы уроков, которые строятся по законам художественной формы в различных жанрах, что позволяет ученикам начальной школы выступать в разных ролях (позициях) – читателя, теоретика литературы, писателя и читателя-критика.

Общая информация

Ключевые слова: эстетическое образование, обучение литературе, диалог, творчество, младший школьный возраст, автор, читатель, читательская деятельность

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Основные принципы и методы экспериментального курса «Литература как предмет эстетического цикла» // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1. № 4.

Фрагмент статьи

Основная задача нашего курса [1] литературы — воспитание эстетически развитого читателя, способного понимать автора художественного текста и порождать собственное суждение о произведении и отраженных в нем жизненных явлениях.

Исходным для нашего курса является отношение «автор — художественный текст — читатель». Оно соответствует концепции М.М.Бахтина о «заочном» диалоге между читателем и писателем. Это отношение и осваивается в процессе практической литературной деятельности самих школьников, которые выступают то в авторской, то в читательской позиции. Для успешной работы в каждой из этих позиций школьнику нужна и литературно-критическая оценка, т. е. работа в позиции критика, и владение законом художественной содержательной формы — этот закон ребенок осваивает в позиции теоретика. Задачи работы в каждой из выделенных позиций различны, но все они обеспечивают единое литературное развитие ребенка-читателя.

Перед эстетически развитым читателем, если следовать концепции М.М. Бахтина, стоят две задачи: 1) увидеть внутренний мир героев «глазами автора»; 2) выработать свою точку зрения на то, что изображает и выражает автор, согласиться с ним или вступить в спор и увидеть условный мир произведения своими глазами-«глазами читателя». Обе эти задачи разрешимы только через специфический «заочный» диалог автора с читателем, опосредованный художественным текстом.

Таким образом, развитая читательская деятельность заключается не только в прочитывании и получении удовольствия, но и в постоянном вычитывании, интерпретации, толковании текста. Позиция непосредственного читателя сливается с позицией критика, работа в которой становится преобладающей, если точка зрения автора им не понята.

Работая в позиции автора, ребенок сам пытается сочинять. Эта работа в нашем курсе — ведущая. Мы ее рассматривали как главное условие литературного развития читателя, реализуя принцип, провозглашенный когда-то М.А. Рыбниковой: «От маленького писателя — к большому читателю». Необходимость «бывания» в авторской позиции для развитого читателя подчеркивал и М.М.Бахтин.



[1] Обучение данному курсу было реализовано в одном классе школы № 91 Москвы (1982—1992 учебные годы).

Литература

  1. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие. 1 класс. М.: ИЦ ГАРАНТ, 1992. — 212 с.
  2. Приложения к методическому пособию «Литература как предмет эстетического цикла,
    1 класс». М., 1992. — 39 с.
  3. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие. 2 класс. М.: ИЦ ГАРАНТ, 1992. Книга 1 — 159 с. Книга 2 — 159с.
  4. Приложения к методическому пособию «Литература как предмет эстетического цикла,
    2 класс». М.: ИЦ ГРАНТ, 1992. — 36с.
  5. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие. 3 класс. М.: ИЦ ГРАНТ, 1993. Часть I — 192 с. Часть II — 346с.
  6. Литература как предмет эстетического цикла. Страницы учебника. Тексты к урокам.
    3 класс. М.: ИНТОР, 1995.
  7. Новлянская 3.Н., Кудина Г.И. Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие. 5 класс. Часть I. Практика читательской работы и детское творчество.
    М.: ИНТОР, 1995. — 191 с.
  8. Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие. Тексты к урокам. 5 класс / Сост. З.Н. Новлянская, Г. Н. Кудина. М.: ИНТОР, 1995. — 48с.
  9. Новлянская З.Н., Кудина Г.И. Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие. 5 класс. Часть 2. История мировой литературы. М.: ИНТОР, 1995. — 94с.
  10. История мировой литературы. Древний Египет. Шумер и Вавилония. Древняя Греция: Тексты / Сост. З.Н. Новлянская, Г. Н. Кудина. М.: ИНТОР, 1995. — 327с.

Информация об авторах

Кудина Галина Николаевна, кандидат психологических наук, ведущий сотрудник ПИ РАО, Москва, Россия

Новлянская Зинаида Николаевна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт РАО, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6204-1428, e-mail: zinaidann@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4117
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 1100
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0