Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста

1071

Аннотация

Статья посвящена выявлению особенностей отношений родителей, влияющих на развитие регуляции поведения ребенка. Автор выделяет взаимосвязь между семейными отношениями ненормативным поведением ребенка. Среди причин проблемного поведения автор выделяет реакции родителей, родительские переживания, нахождение в ребенке негативных черт. В статье дается предварительный анализ ненормативного поведения ребенка в связи с детско-родительскими отношениями. На его основе предполагается проведение дальнейшего исследования на основе выдвинутой гипотезы.

Общая информация

Ключевые слова: регуляция поведения, проблемное поведение, детско-родительские отношения

Рубрика издания: Психология семьи

Для цитаты: Зиновьева М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. 2000. Том 5. № 3. С. 35–39.

Фрагмент статьи

С тех пор как стала ясна определяющая роль ранних этапов развития в формировании
поведения человека, жизнь ребенка стала предметом пристального изучения и специального воздействия со стороны специалистов с различными целями и взглядом на природу человека. Детство сегодня — территория идеологической экспансии разных социальных групп и научных концепций. Особенно уязвимы в этом отношении семьи, которые нуждаются в специальной психологической помощи. В случаях, когда развитие ребенка протекает с нарушениями, очень высока воспитательная неуверенность его опекунов.

Что может повлиять на поведение ребенка? Каким будет его характер? Почему он ведет себя так, а не иначе? Эти вопросы актуальны для родителей и воспитателей детей дошкольного возраста. Ответом на данные вопросы может стать исследование регуляции поведения дошкольников.

Регуляция поведения — это процесс, определяющий стабильные параметры поведения ребенка относительно внутренних и внешних условий его развития. Можно утверждать, что на сегодняшний день в системе образования существует особая потребность в научном обеспечении профилактической работы, направленной на предупреждение нарушений регуляции поведения детей дошкольного возраста. В связи с этим важной задачей становится выявление особенностей отношений родителей, влияющих на развитие регуляций поведения детей. Известно, что предпосылки развития поведенческих отклонений возникают и необратимо закрепляются в раннем и дошкольном возрастах (А. И. Захаров, 1997; Л. Б. Филонов, 1981; А. Е. Личко, 1979; А. Фрейд, 1956; Д. Боулби, М. Эйнсворт, 1974; и др.).

Литература

  1. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 1997.
  2. Психологическая реабилитация детей и подростков / Под ред. И. В. Дубровиной. Калуга, 1994.
  3. Семья в психологической консультации / Под ред. А. И. Бодалева, В. В. Столина. М., 1989.
  4. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. М., 1997.
  5. Юстицкий В. В., Эйдемиллер Э. Г. Семейная психотерапия. СПб., 1998.

Информация об авторах

Зиновьева Мария Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: praktpsy@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2588
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1071
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 6