Психологическая наука и образование
2001. Том 6. № 2
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Качественная характеристика ситуации развития ребенка в современной семье
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Для цитаты: Покатаева М.Б. Качественная характеристика ситуации развития ребенка в современной семье // Психологическая наука и образование. 2001. Том 6. № 2.
Фрагмент статьи
Исследование проблемы воспитания ребенка в семье является актуальным и востребованным. Начиная с 70-х гг. XX в. вопросы семейного воспитания в нашей стране рассматривают и социологи (И. С. Кон, В. Я. Титаренко и др.), и педагоги (И. В. Гребников, Т. П. Деусов, Т. В. Лодкина, Е. И. Наседкина, Л. Д. Троицкая и др.). Большое внимание проблемам воспитания ребенка в семье уделяется также психологами и психотерапевтами (М. И. Буянов, А. Я. Варга, Т. П. Гаврилова, А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, Г. Т. Хоментаускас и др.).
На различных этапах развития нашего общества представления о семье как факторе воспитания претерпевали существенные изменения. В 60-х гг., например, высказывалось мнение о возможности и даже желательности замены семейного воспитания воспитанием в дошкольных и школьных учреждениях (С. Я. Струмилин, 1960). К настоящему времени накоплено немало убедительных свидетельств принципиальной значимости и в известных пределах незаменимости семьи для формирования личности ребенка. Анализ поведения и психики детей, разлученных с родителями в раннем детстве (в результате ранней госпитализации, смерти родителей или развода), говорит о возможности необратимых искажений личности ребенка из-за воспитания его вне семьи (Дж. Боулби, 1983; Л. Лангмейер, 3. Матейчик, 1984; И. В. Дубровина, М. И. Лисина, A. M. Прихожан, Н. Н. Толстых, 1982, и др.).
Наиболее чувствительными к воздействию семейного неблагополучия оказываются стержневые образования личности ребенка — его представления о себе, самоотношение, самооценка, образ себя. Поскольку полнота удовлетворения потребностей ребенка зависит от родителей, то его представления о себе и образ себя в значительной мере связаны с отношением родителей к ребенку, их восприятием и пониманием ребенка, с характером родительских установок и качества привязанности как матери к ребенку, так и ребенка к матери. В настоящее время изучение формирования и развития привязанностей в онтогенезе является одним из наиболее актуальных направлений исследований в современной психологии развития, где привязанность понимается как базисное образование, оказывающее влияние на психическое развитие ребенка, его жизненный путь.
В западной психологической науке эта проблематика в последние десятилетия всесторонне разрабатывалась в исследованиях М. Ainsworth, J. Bowlby, К. и К. Е. Grossman, М. Main. Однако в отечественной психологии проводились лишь немногочисленные исследования, направленные на изучение особенностей привязанности к взрослому у детей, воспитывающихся в разных социальных условиях (М. И. Лисина, С. Ю. Мещерякова, Н. Н. Авдеева, Н. А. Хаймовская, М. К. Бардышевская).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1826
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 780
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3