Психологическая наука и образование
2003. Том 8. № 2
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
К проблеме социокультурной диспозиции школы
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: религиозные школы, принудительное образование, образованность
Рубрика издания: Междисциплинарные исследования
Для цитаты: Карпов А.О. К проблеме социокультурной диспозиции школы // Психологическая наука и образование. 2003. Том 8. № 2.
Фрагмент статьи
Традиционно школу принято соотносить с определенной государственной системой и понимать как социальный институт — учебное заведение, принадлежащее такой общественной конструкции. Однако примеры школ, которые дает нам история, показывают, что данное представление покрывает только часть имеющегося социального опыта. Что мы скажем о школах, которые обеспечили тринадцать веков алхимии? Они были транснациональными, вне-государственными и автономными образованиями, которые пережили падение государств и идеологий. Тринадцати векам алхимии и школам этого удивительного сообщества исследователи мы обязаны научным ренессансом новейшего времени; их сверхъестественное влияние простирается и на наши дни. А школы, сопутствующие становлению мировых религий — христианства, ислама, буддизма? Они принесли нам свои традиции из чудовищной глубины веков. Так, школы учения, давшего нам христианство, прежде чем оно укрепилось в качестве государственной религии, пережили, по нашим сегодняшним преставлениям, двухтысячелетнюю историю до нашей эры, свидетельства которой донесли до нас свитки Мертвого моря, принадлежащие погибшей в 68 г. н.э. Сумранской секте, книге Ветхого завета, одна из редакций которого датирована IX в. до н.э., после этого были иудейские войны, катакомбный период, и только в 311 г. римский правитель Галерий сделал христианство дозволенной религией, а уже в 325 г. по инициативе римского императора Константина был созван Никейский собор, сегодняшний символ официальной и единой церкви, и последовало врастание христианских школ в государственную систему. В этом же ряду можно говорить о школах религиозных орденов и общественных миссии. В наши дни система образования развивается в направлении интегрированных образовательных систем [1, с. 1070—1071], одна из разновидностей которых представляет собой компактную территориальную ассоциацию образовательных учреждений, другая, получившая название «макрошкола», является географически распределенной образовательной системой; примером последней в нашей стране служит программа «Шаг в будущее». Понятие «макрошкола» выходит за пределы традиционных представлений о школе как учебном заведении или их компактной ассоциации. Таким образом, при анализе образовательных систем общества, учитывая опыт социальной реальности, понятие «школа» следует все-таки трактовать расширительно, как особую социальную конструкцию, которая является орудием определенных человеческих общностей, позволяющим сохранять им психосоциальную целостность и обеспечивать трансляцию и преемственность социокультурного опыта.
Литература
-
Карпов А. О. Научные исследования молодежи // Вестник Российской академии наук. М, 2002 Т. 72 № 12.
-
Карпов А. О. О детерминациях универсальности и релятивности в общественном образовании // Материалы и тезисы докладов 4 и Международной научно-практической конференции «Педагогический процесс как культурная деятельность». Самара, 2002.
-
Толстой Л. Н. О народном образовании / Л. Н. Толстой. Собр. соч.:
В. 22 т. Т.16 Публицистические произведения 1855—1886 М., Худож. лит-ра, 1983. -
Варшавский А. С. Утес на Ниле. Книга для чтения по истории древнего мира. М., 1981.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1042
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 344
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1