Проблема старения с биологической и психологической точек зрения

6005

Аннотация

Авторы анализируют различные подходы к изучению процесса старения (Д.Б. Бромлей, О.Н. Молчанова, Baltes P.B., Cole M., Hasher L., etc.). Показано, что исследования в области психологии старости имеют объективно-научное значение, которое состоит в установлении взаимосвязи между биологическими и психологическим факторами развития на протяжении всего жизненного пути человека. В статье выделяются личностные типы пожилых людей, тенденции изменений показателей общего интеллекта и специальных способностей.

Общая информация

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Обухова Л.Ф., Обухова О.Б., Шаповаленко И.В. Проблема старения с биологической и психологической точек зрения // Психологическая наука и образование. 2003. Том 8. № 3.

Фрагмент статьи

В современной науке существуют разные подходы к изучению старости. Во многих работах анализируются процессы психологического старения и связанные с ними вопросы, касающиеся механизмов функционирования психики в пожилом возрасте; возрастных задач старости как особого периода жизни; нормативных и индивидуальных особенностей старения; личностных и интеллектуальных изменений; представлений пожилого человека о себе, его отношений с окружающими людьми и т. д. В поисках ответа на эти вопросы важно знать, какое базовое представление о старении лежит в основе того или иного подхода. От этого зависит, какие теоретические вопросы будут поставлены, по каким направлениям пойдут поиски решения многочисленных практических проблем, какие меры профилактики, предупреждения и коррекции негативных последствий в этот период жизни могут быть предложены.

Исследования в области психологии старости имеют объективно-научное значение, которое состоит в установлении взаимосвязи между биологическими и психологическими факторами развития на протяжении всего жизненного пути человека. Эти исследования должны быть ориентированы на ценностный вопрос, т. е. на преодоление представления о старости как о возрасте упадка и потерь, вскрытие потенциала развития в старости, его возможных форм и вариантов.

В биологии существует более двухсот теорий старения, но все их можно разделить на две большие группы — теории «запрограммированного» и «непрограммированного» старения.

С позиции первого подхода старение — это базовое биологическое свойство всех живых организмов; это процесс, который эволюционно задан и генетически предопределен. Любой организм функционирует в пределах времени, необходимого для достижения половой зрелости и выполнения репродуктивной функции, затем его жизнедеятельность нарушается. В пользу этой теории служат, например, данные об ограниченном числе делений клетки на протяжении жизнедеятельности («феномен Хайфлика»). При такой постановке вопроса старение — явление нормальное, универсальное и представляет собой «самоуничтожение», «самоликвидацию» организма с целью освободить дорогу новым поколениям. Биолог, нобелевский лауреат Питер Медовар вскрывает генетические причины старения, связывая негативные изменения в старости с проявлением неотбракованных в репродуктивный период вредных мутаций.

Литература

  1. Анцыферова Л. И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 6.
  2. Давыдовский И. В. Геронтология. М., 1966.
  3. Корсакова Н. К., Балашова Е. Ю. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 1995.
  4. Корсакова Н. К. Нейропсихология позднего возраста: обоснование концепции и прикладные аспекты // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 1996. № 2.
  5. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
  6. Краснова О. В. Адаптация пожилых людей к современной социальной ситуации в России: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1996.
  7. Краснова О.В Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии // Мир психологии. 1999. № 2.
  8. Марцинковская Т. Д. Особенности психического развития в позднем возрасте// Психология зрелости и старения. 1999. № 3.
  9. Молчанова О. Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта // Мир психологии. 1999. № 2.
  10. Рощак К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте // Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1990.
  11. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5.
  12. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. СПб., 2002.
  13. Фролькис В. В. Физиологические механизмы старения // Физиологические механизмы старения. Л., 1982.
  14. Фролькис В. В. Старение и увеличение продолжительности жизни. Л., 1988.
  15. Фролькис В. В. Старение: воспоминание о будущем // Лечение и диагностика. 1998. № 1.
  16. Холодная М. А. Когнитивные стили. М., 2002.
  17. Хрисанфова Е. Н. Основы геронтологии. М., 1999.
  18. Шахматов Н. Ф. Психическое старение. М., 1996.
  19. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
  20. Albert M. S. Cognitive Function // Albert M. S., Moss M. B. (eds). Geriatric Neuropsychology. N.Y., 1988.
  21. Baltes P. B., Baltes M. M. Successful Aging: Perspectives from the Behavioral Sciences. Cambridge, 1990.
  22. Baltes P. В. and al. Life-span Developmental Psychology. Wadsworth, Belmont, CA, 1977.
  23. Cole M., Cole Sh. The Development of Children. N.Y., 1989.
  24. Hasher L., Zacks R. T. Automatic and effortful processes in memory // Journal of Experimental Psychology: General. 1979. Vol.108.
  25. Rabbit P. Does it all go together when it goes? // Quarterly Journal of Experimental Psychology. 1993. Vol. 46A.
  26. Salthouse T. Adult Cognition. N.Y,. 1982.
  27. Witkin H. A., Goodenough D. R. Field dependence and interpersonal behavior // Psychol. Bulletin. 1977. Vol.84.

Информация об авторах

Обухова Людмила Филипповна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия

Обухова Ольга Борисовна, старший преподаватель кафедры возрастной психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: s1342075@gmail.com

Шаповаленко Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой возрастной психологии им Л.Ф. Обуховой, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3845-3473, e-mail: irin_vlad@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5316
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 16

Скачиваний

Всего: 6005
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 25