«Низкопороговый» клуб как важнейшее звено процесса реабилитации уличных подростков

739

Аннотация

Автор анализирует деятельность «низкопорогового» клуба в г. Тюмени. Это учреждение свободного анонимного доступа. Оно предлагает детям и подросткам из «группы риска» возможность проведения свободного общения. В статье дается описание этапов ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков в этом учреждении. В статье также описывается образовательный процесс и режим работы «низкопорогового клуба».

Общая информация

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Селиванова О.А. «Низкопороговый» клуб как важнейшее звено процесса реабилитации уличных подростков // Психологическая наука и образование. 2003. Том 8. № 3.

Полный текст

Одной из актуальных проблем последнего десятилетия явилась проблема безнадзорности несовершеннолетних в нашей стране. Несмотря на то, что принимаемые в последнее время активные меры по реабилитации этой категории лиц приносят положительные результаты, приходится признать, что данная проблема еще далека от благополучного разрешения.
Значительная доля сложностей в данной области связана с поиском форм и методов построения реабилитационной деятельности, адекватных этой, довольно специфической, категории клиентов (безнадзорные подростки). Реабилитационная деятельность обычно включает в себя комплекс мер по восстановлению социально-психологического здоровья ребенка, по возвращению его в семью и т. п. К сожалению, в настоящее время в нашей стране широко распространена практика насильственного изъятия безнадзорного ребенка с улицы и насильственного же помещения его в различного рода социозащитные учреждения (приюты, ночлежки и т. д.). Последствия такой деятельности хорошо известны работникам подобного рода учреждений: очень часто уличные подростки, удовлетворив свои наиболее актуальные потребности, при первой же возможности покидают учреждение, возвращаясь в привычную среду улицы. Происходит это, на наш взгляд, из-за отсутствия у безнадзорного подростка мотивации к включению в институциональную сферу социума, к которой большинство из уличных детей относятся в лучшем случае негативно-подозрительно.
Процесс формирования у безнадзорного подростка мотивации возвращения в «большое» общество с окраин маргинального существования — комплексная проблема. Одним из важнейших аспектов ее является создание условий, в которых подросток смог бы в психологически комфортной для себя обстановке постепенно и, что очень важно, по собственной инициативе восстановить утраченные формы взаимодействия с социумом либо выработать новые конструктивные.
На наш взгляд, подобным потенциалом обладают так называемые низкопороговые клубы. Данная форма работы частично описана в зарубежных источниках. В России термин «низкопороговый» используется в основном при описании работы «методоновых» комнат (социальные помещения, предназначенные для заместительной терапии наркотической зависимости при помощи введения препарата методон). Целостного описания работы «низкопорогового» клуба в отечественной литературе нет.
«Низкопороговый» клуб мы можем определить как учреждение свободного анонимного доступа, предлагающее детям и подросткам из «группы риска» возможность проведения организованного досуга, свободного общения. Такое учреждение создает комфортную социально-психологическую нишу для ребенка, место, в котором он может частично восстановить контакт с социумом.
Основная цель деятельности учреждения подобного типа — создание у дезадаптированного безнадзорного подростка мотивации на изменение образа своей жизни.
Опыт деятельности «низкопорогового» клуба был предпринят на базе Центра внешкольной работы «Дзержинец» г. Тюмени. В течение ряда лет данная форма деятельности применяется для организации процесса ресоциализации уличных подростков. Через «низкопороговый» клуб Центра прошло уже более 200 детей. Ежедневно на добровольной основе клуб посещают от 8 до 20 безнадзорных, имеющих возможность не только организованно провести свой досуг в психологически комфортных условиях, но и оперативно получить квалифицированную медико-социально-психологическую помощь.
В целом процесс ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков в «низкопороговом» клубе можно разделить на четыре этапа:
Безнадзорный впервые пришел в клуб. Мотивами прихода чаще всего являются желание пообедать, составить компанию знакомому, взять теплые вещи, исполнить просьбу «уличного» социального педагога.
Главная задача педагога на этом этапе — создать условия для появления у ребенка мотива прийти в клуб еще раз. Обычно дети данной категории не могут первоначально сформулировать свои интересы, скрывают информацию о себе или дают ложные сведения, высказывают недоверие к педагогам. Необходимо объяснить ребенку, что он в безопасности, здесь нет сотрудников милиции или работников социальной защиты. Главный принцип работы на данном этапе заключается в приоритетности желания ребенка участвовать либо не участвовать в предлагаемой деятельности. Он имеет право не принимать предложенной ему помощи. Работники «низкопорогового» клуба предоставляют безнадзорному различные виды деятельности (настольные игры, гитара, спортивный инвентарь и т. д.). Большое значение имеет работа педагога дополнительного образования, который старается сделать досуг детей осмысленным, обеспечив их разнообразными видами деятельности. Ребенок в праве выбрать дело по интересу или просто остаться сторонним наблюдателем. На новичка не распространяются правила нахождения в клубе, выработанные совместно с другими детьми. Он знакомится с ними по ходу работы. Жестких правил всего несколько: запрещены нецензурные выражения; посещение клуба в состоянии токсического, наркотического и алкогольного опьянения; недопустимо курение в помещении клуба. Уже на первом этапе начинается сбор информации о ребенке. Получив его согласие, социальный педагог заполняет анкету. Если ребенок не идет на контакт, заполнение анкеты происходит постепенно, в ходе общения. Ребенка записывают в члены клуба, знакомят с другими ребятами. Многие из детей, приходящих в клуб, не имеют даже неполного среднего образования, прерывают его на начальном этапе обучения. Некоторые дети состоят на учете в психоневрологическом диспансере, имеют органические поражения мозга, ярко выраженную ЗПР и т. п. Поэтому одной из задач социального педагога на первом этапе нередко является обучение детей написанию имени, фамилии, счету (хотя бы до 10).
Если первый этап прошел успешно, ребенок начинает приходить в клуб хотя бы раз в неделю. Он все больше доверяет социальным педагогам, рассказывает о себе, своей семье, друзьях. В клубе у него появляется любимое занятие, решаются возникающие проблемы (юридические, социальные и т. д.), но влияние улицы остается по-прежнему сильным (там его дом, работа, «семья»). На этом этапе у социальных педагогов должны быть собраны все данные о ребенке, его семье, школе и т. д., так как именно они помогают выявить индивидуальные причины, которые затрудняют адаптацию ребенка к микросоциуму клуба. Безнадзорный стоит перед выбором: больше времени проводить в клубе или оставаться на улице. Основной задачей педагогов на этом этапе работы с ребенком является приобщение такого подростка к клубу (индивидуальные занятия, беседы и т. д.); создание ситуации успеха для ребенка; снижение влияния улицы; оказание различных видов помощи (медицинской, социальной и т. д.). Так как большинство детей данной категории имеют хронические заболевания, такие, как бронхит, туберкулез, гепатит и т. д., а многие обречены, имея печальные диагнозы ВИЧ, СПИД, гепатит В и С и т. п., то одной из важнейших задач, стоящих перед социальным педагогом, является убеждение подростка прекратить заражать сверстников, пройти обследование, при возможности — курс лечения.
Третий этап характеризуется тем, что подросток начинает приходить в «низкопороговый» клуб практически ежедневно. На этом этапе ему обычно дают определенные поручения, за выполнение которых он отвечает (например, помощь социальному педагогу в распространении спортинвентаря и контроль за его сохранностью и т. п.). Обязательным для подростка является соблюдение правил клуба и поддержание дисциплины. Основными задачами педагогов на этом этапе выступают следующие: создание у уличного ребенка мотивации к изменению своей жизни; профилактика возобновления влияния улицы; поддержка ребенка (в принятии им решения изменить свой образ жизни). Содержание деятельности на данном этапе: активная работа с семьей, школой, социальными учреждениями для возвращения ребенка в социум; защита и соблюдение прав безнадзорного ребенка; возможное предоставление временного жилья и т. п. При желании и наличии положительных результатов медицинского обследования ребенок может быть зачислен в один из постоянно действующих понравившихся ему кружков клуба.
Четвертый этап характеризуется наличием у безнадзорного подростка устойчивой мотивации к изменению своего образа жизни. Основной задачей педагогов на данном этапе является помощь в возвращении подростка домой, помощь в возобновлении учебы, устройство его в приют и т. д., осуществление индивидуального сопровождения ребенка, вернувшегося в социум, отслеживание и профилактика возможных рецидивов.
Опыт нашей практической деятельности показывает, что к формам работы в «низкопороговом» клубе должны предъявляться следующие требования:
свобода участия/неучастия в деятельности клуба (ребенок может просто прийти и посидеть);
возможность свободного выбора ребенком предлагаемых ему занятий в течение одного учебного цикла (недели, дня);
многообразие видов и форм деятельности в клубе, организованных с учетом интересов детей данной категории;
создание для ребенка ситуации успеха в предлагаемых видах деятельности, дающих положительный результат.
Результат деятельности ребенка не должен быть растянут во времени, каждый его приход в клуб должен приносить ему новые знания (научился писать свое имя, рисовать или кататься на роликах). Подросток в любое время может прекратить выбранную им деятельность и заняться чем-то другим.
При этом образовательный процесс должен проходить в условиях неформального содружества детей и взрослых, характеризоваться добровольностью совместной деятельности, демократичностью общения. Это, в свою очередь, способствует более интенсивному процессу социализации формирующейся личности, выработке норм социального общения, навыков ориентации в достаточно большом (по сравнению с семьей, школой, двором) информационном пространстве.
Немаловажное значение имеет также режим работы «низкопорогового» клуба (оптимальный вариант — с 13.00 до 19.00). Остальное время обычно активно используется детьми для заработков.
По результатам проведенного нами опроса уличных подростков, посещающих «низкопороговый» клуб при центре «Дзержинец» (115 опрошенных), наиболее привлекательными чертами подобной формы организации досуговой деятельности, по их мнению, являются:
свобода участия в деятельности (в «низкопороговом» клубе не обязательно ходить в кружок или секцию, можно просто посидеть, пообщаться и уйти в любое время);
социальная однородность контингента (в «низкопороговом» клубе нет деления на «трудных» и благополучных);
сохранность структуры референтной для подростка группы (возможность всей уличной группе целиком, не разбиваясь, прийти в клуб);
возможность получения различных видов помощи (здесь не требуют никаких документов и справок, как в органах соцзащиты).
Подросткам нравится, что характер предлагаемой в клубе деятельности зависит от их желания, а не навязывается им взрослыми. Кроме того, при желании ребенок может индивидуально заниматься с педагогом.
Очевидно, что важнейшим условием успешной ресоциализации социально дезадаптированного подростка является включение его в систему новых отношений, строящихся на основе коллективной, общественно полезной деятельности ребят. Иначе говоря, необходимо создание той воспитывающей среды, которая могла бы выполнять функции института социализации, а вернее, ресоциализации, восстановить утраченные навыки социально одобряемого поведения уличного подростка, его социальный статус, преодолеть отчуждение от основных институтов социализации (семьи, школы), переориентировать систему внутренних ценностей и референтных ориентаций. На наш взгляд, такие ресоциализирующие функции могут и должны выполнять различные временные коллективы, подростковые клубы и объединения, летние лагеря труда и отдыха при условии, что в их деятельность будут внесены коррективы, делающие досуговое учреждение более привлекательным для уличных детей.

Информация об авторах

Селиванова О.А., кандидат педагогических наук, докторант кафедры методологии и теории социальных педагогических исследований Тюменского государственного университета

Метрики

Просмотров

Всего: 2331
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 739
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2