Особенности взаимодействия ребенка с матерью и тип контролирующего поведения матери и ребенка

763

Аннотация

В статье раскрыта специфика моделей контролирующего поведения матери и ребенка старшего дошкольного возраста в процессе их взаимодействия. Представлены данные стандартизированного интервью, направленного на выявление ценностей социализации современных родителей. Описаны результаты исследования родительско-детских взаимодействий на уровне внутрисемейных отношений. Особое внимание уделяется рассмотрению взаимодействия матери и ребенка в конкретных предметно-структурированных ситуациях. Также приведены результаты исследования зарубежных психологов по данной проблематике и проведен сравнительный анализ.

Общая информация

Ключевые слова: первичный контроль, вторичный контроль, западная модель воспитания, восточная модель воспитания, диада мать-дитя, детско-родительское взаимодействие, социализация

Рубрика издания: Психология семьи

Для цитаты: Бортникова Ю.А. Особенности взаимодействия ребенка с матерью и тип контролирующего поведения матери и ребенка // Психологическая наука и образование. 2003. Том 8. № 4.

Фрагмент статьи

В настоящее время в отечественной и зарубежной психологии интенсивно разрабатывается проблема детско-родительских отношений. Исследуются стили детско-родительских отношений, их влияние на личностное развитие ребенка. Подробно освещены проблемы воспитания ребенка в семье (А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер, Р. Сирс, Е. Е. Маккоби, М. Эйнсуорт).

Одной из современных тенденций в исследовании паттернов взаимодействия взрослого и ребенка в зарубежной литературе является изучение контролирующего поведения. Е. Е. Маккоби включает в родительский контроль следующие моменты:

  1. ограничительность — нахождение границ детской активности;
  2. требовательность — ожидание от детей высокого уровня ответственности;
  3. строгость — принуждение детей к чему-либо;
  4. навязчивость — влияние на планы и отношения детей;
  5. произвольное проявление власти («Ты сделаешь это, потому что я сказал») [2].

Анализируя способы родительского контроля, Е. Е. Маккоби выделяет: 1) ограничивающий способ родительского контроля, под которым подразумевается такая ситуация, когда по требованию родителей ребенок не делает того, что он хочет делать («не делай этого»); 2) авторитарный способ родительского контроля, который включает большое число родительских правил, требований, ограничений, выражающихся простыми указаниями. Формула такого контроля: «Делай так, потому что я так сказал».

Зарубежными исследователями рассматривается также дисциплинарный аспект родительского контроля. Выделяют несколько техник поддержания дисциплины. Д. Р. Шеффер, И. Х. Броди предполагают существование трех техник: 1) техники, основанной на утверждении силы; 2) эмоциональных наказаний и 3) «объясняющей», «призывающей» техники [2].

Непосредственно исследованием контролирующего поведения занимались Г. Троммсдорф и У. Фридлмейер, которые провели сравнительное исследование особенностей контроля и поддержки в диаде «мать — ребенок» в Германии и Японии (1993). Исследование было основано на теоретической концепции о первичном и вторичном контроле (Ф. Ротбаум, 1982; Дж. Вэйц, 1984). Первичный контроль понимается как «попытка получить контроль (управлять) путем влияния непосредственно на окружающие обстоятельства». Вторичный контроль характеризуется тем, что человек пытается уравнять свои возможности с требованиями ситуации путем переключения усилий с них на собственное психологическое состояние [8].

Литература

  1. Анерт Л., Майшнер Т., Шмидт А., Доскин В. А. Кросскультурное исследование взаимодействия с детьми русских и немецких матерей // Вопросы психологии. 1994. № 5
  2. Архиреева Т. В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста: Дис…. канд. психол. наук. М., 1990.
  3. Кросскультурное исследование контроля и «вовлеченности в игру» матери и ребенка в Москве и Одессе // Проблемы младенчества: нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений: Материалы научно-практической конференции. М., 1999.
  4. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А. Г. Рузской. М.; Воронеж. 1997.
  5. Марковская И. М. Практика групповой работы с родителями. СПб., 1997.
  6. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
  7. Романова В. Исследование взаимодействия матери и ребенка раннего возраста в различных социокультурных средах: Дис. … канд. психол. наук. М., 1999.
  8. Trommsdorff G., Friedlmeier W. Control and Responsiveness in Japanese and German Mother — Child Interactions // Early Development and Parenting. 1993. Vol. 2(1), P. 65—78.

Информация об авторах

Бортникова Ю.А., аспирантка кафедры возрастной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1903
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 763
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2