Проблемы интенсификации профессиональной мотивации школьного учителя

495

Аннотация

В статье изложены результаты теоретико-экспериментального исследования проблемы повышения мотивации профессиональной деятельности учителя. Рассмотрены основные факторы удовлетворенности учительским трудом. На базе разработанной автором программы предлагается подход к решению проблемы личностного роста как учителя, так и ученика через обучение учителя проведению тренинговых занятий (гуманистической направленности) с учениками. Поставлен вопрос о введении такой дополнительной формы оценки труда учителя, как «приращение комплексного развития ученика».

Общая информация

Ключевые слова: профессиональная мотивация, духовное развитие, профиль потребностей, профессиональная деятельность, учитель

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Для цитаты: Орлов В.А. Проблемы интенсификации профессиональной мотивации школьного учителя // Психологическая наука и образование. 2003. Том 8. № 4.

Фрагмент статьи

Преобразования политического, экономического и социального характера, происходящие
в современном российском обществе, затрагивают не только интересы отдельно взятых граждан, но и сложившуюся систему ценностей, понимание своего места в мире представителями самых разных социальных групп. Зачастую это заставляет их кардинально переосмысливать содержание и мотивы своей профессиональной деятельности.

Эта проблема остро стоит и в сфере школьного образования, поскольку школа является одним из основных социальных институтов, системно передающих базовые ценности общества молодому поколению. Именно она, конечно, совместно с семьей и другими общественными институтами должна помочь молодым людям сориентироваться в новых условиях жизни, сформировать их жизненные установки, систему мотивов, способствовать продвижению в познании межличностных отношений.

В процессе этой передачи происходит психическое развитие ребенка, раскрытие его физических, эмоциональных, когнитивных и духовных способностей. От того, насколько школа эффективна в этом процессе, во многом зависит жизненный успех ребенка, уровень его личностного развития.

На пути к достижению необходимой эффективности школы лежит решение проблемы повышения мотивации деятельности учителя, вопросов его профессиональной удовлетворенности. Поэтому неудивительно, что все актуальнее становится проблема повышения профессионализма школьных педагогов. Ждут решения, в частности, такие ее аспекты, как совершенствование подбора будущих учителей, открытых к субъект-субъектному общению с учащимися; отвечающая современному уровню вузовская подготовка педагогов; профессиональная адаптация и система повышения квалификации.

На государственном уровне систематически ставится задача сделать профессию педагога престижной и высокооплачиваемой. Решение проблемы достойной оплаты этого нелегкого труда является чрезвычайно актуальным. Однако делать ставку исключительно на повышение зарплаты учителя нельзя, так как повышение оплаты труда не решит всех проблем современной школы. Это подтверждают, в частности, наши исследования, проведенные в течение последних лет в нескольких московских общеобразовательных школах.

Литература

  1. Коррекционно-обучающие программы повышения уровня профессионального развития учителя / Под ред. Л. М. Митиной. М.; Воронеж, 2001.
  2. Лазарев В. С. и др. Руководство педагогическим коллективом: Модели и методы.
    М., 1995.
  3. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
  4. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  5. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1998.
  6. Шакуров Р. Х. Социально-психологические основы управления: Руководитель и педагогический коллектив. М., 1990.
  7. Maslow A. Motivation and Personality. N.Y., 1970.
  8. Herzberg F. Work and the Nature of Man. N.Y., 1967.

Информация об авторах

Орлов Владимир Алексеевич, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4708-4312, e-mail: vladimirorlov@bk.ru