Психологическая наука и образование
2004. Том 9. № 1
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
V юбилейные Эльконинские чтения
Общая информация
Рубрика издания: Юбилейные даты
Для цитаты: Егорова А.А. V юбилейные Эльконинские чтения // Психологическая наука и образование. 2004. Том 9. № 1.
Полный текст
2 и 3 марта 2004 г. в Москве в Психологическом институте РАО прошли V Эльконин- ские чтения. На чтениях прозвучали доклады известных российских психологов, посвященные анализу основных проблем психологии развития, разработанных Д.Б. Элькониным.
Совместные обсуждения некоторых особенно острых вопросов современной психологии прошли на «круглых столах»: «Что такое неклассическая психология?» и «Проблемы, задачи, средства современной выготскианской психологии развития».
Конференция, посвященная памяти выдающегося отечественного психолога Даниила Борисовича Эльконина, приурочена ко дню его рождения (29 февраля) и традиционно проводится каждые два года. В этом году исполнилось бы 100 лет со дня рождения Д.Б. Эльконина, поэтому на Чтениях выступающие не только делали доклады, но и делились своими воспоминаниями о жизни и совместной работе с Даниилом Борисовичем.
Чтения открыл директор Психологического института РАО академик В.В. Рубцов. В своем выступлении он отметил огромный вклад Д.Б. Эльконина в создание и развитие научной школы Психологического института: «Д.Б. Эльконин был душой этого института, той силой, которая формировала настоящее и будущее института. Дело того научного направления, которое в свое время возглавил Д.Б. Эльконин, живет в его учениках и последователях, в первую очередь в его сыне - Б.Д. Эльконине. То, что нам оставил Д.Б. Эльконин, во многом определяет перспективу развития Психологического института». В.В. Рубцов подчеркнул, что Д.Б. Эльконину были присущи огромный научный потенциал, гражданское мужество и преданность своему делу. О необычайном мужестве Д.Б. Эльконина говорили и другие выступавшие. В.П. Зинченко и Б.Д. Эльконин в своих выступлениях также привели несколько примеров, свидетельствующих о независимости суждений и бесстрашии Даниила Борисовича. Вот только один из таких примеров: в ответ на предложение покаяться (после известного постановления 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов») Д.Б. Элько- нин сказал: «Я за одну ночь свои взгляды не меняю».
В своем выступлении В.П. Зинченко отметил, что среди учеников и последователей Л.С. Выготского Д.Б. Эльконин занимал особое место - его отличали страстный научный темперамент и готовность тут же отдавать свои идеи. «И сегодня из всей школы Л.С. Выготского наиболее сильной и мощной является школа Д.Б. Эльконина. Это развитие, идущее в куст, а не в ствол, т. е. развитие, идущее в разные направления». В этой связи В.П. Зинченко назвал исследования К.Н. Поливановой, Г.А. Цукерман, Л.И. Элькониновой, Е.А. Бугрименко и др.
В свою очередь, В.И. Слободчиков обратил внимание на то, что наследие Д.Б. Эльконина таит в себе много скрытых возможностей, что «даже мимоходом брошенное им слово может вдруг прорасти фундаментальным направлением исследовательской работы».
А.А. Леонтьев в своей речи напомнил собравшимся, что Д.Б. Эльконин был не только сотрудником Психологического института, но также профессором факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Учителем для нескольких поколений психологов. Значение сделанного Д.Б. Элько- ниным для российского образования еще не в полной мере оценено, в течение последующих лет вклад Д.Б. Эльконина будет понят и оценен по достоинству не одним поколением психологов и педагогов.
Б.Д. Эльконин рассказал об умении Д.Б. Эльконина в любой ситуации сохранять интерес и способность к творчеству. Когда в l936 г. Бориса Данииловича лишили всех званий и запретили работать по специальности, он стал учителем начальных классов школы и вскоре создал Букварь для народов Крайнего Севера. Свои многочисленные научные открытия и изобретения Д.Б. Эльконин всегда сразу же отдавал ученикам. Для него самым интересным было сделать первые шаги, прорыв в той или иной области психологических знаний (психология подростка, младшего школьника, теория учебной деятельности, психологические особенности шестилетних детей и др.). Мало кто знает, что Д.Б. Эльконин сделал по крайней мере две научные карьеры. Свою первую печатную работу «Локальное действие постоянного электрического тока на спинномозговую иннервацию мышц» он написал как физиолог. За рубежом при публикации статьи Д.Б. Эльконина сочли академиком. Позднее он шутил, что, после того как стал академиком в области физиологии, пришлось перейти в другую научную область, чтобы достичь высот уже там. Помимо достижений в области физиологии, психологии и педагогики Даниил Борисович занимался творческой работой. В период Великой Отечественной войны в письме к друзьям он писал, что изобрел новый способ изготовления патронов.
В заключение Б.Д. Эльконин сказал: «Для меня Д.Б. Эльконин как ученый - это человек пути, который умеет открывать двери там, где их никто не видит, умеет замечать вещи, которые потом оказываются чрезвычайно важными, а до него на них не обращали внимания, проходили мимо».
Л.Ф. Обухова рассказала, что во время войны Д.Б. Эльконин работал шифровальщиком, и, видимо, очень успешно, так как фашисты готовы были многое отдать за его голову.
В холле ПИ РАО были установлены стенды с фотографиями Даниила Борисовича, его семьи, друзей и сотрудников, поэтому все желающие могли узнать больше о жизни замечательного психолога.
Доклады первого дня Чтений были посвящены общим теоретическим вопросам культурно-исторической парадигмы и психологии развития.
Так, прозвучали доклады «Вперед к Эльконину: неклассическая психология будущего» А.Г. Асмолова, «Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин» А.А. Леонтьева, «Открытия Д.Б. Эльконина в психологии развития» Л.Ф. Обуховой, «Д.Б. Эльконин и сегодняшняя российская психология» А.Л. Венгера, «Психология развития Д.Б. Эльконина: двадцать лет спустя» В.И. Слободчикова, «Вклад Д.Б. Эльконина в психологию развития» А.А. Тюкова.
«Круглый стол» «Что такое неклассическая психология?» вел А.Г. Асмолов. В своем вступительном слове он обозначил общий контекст обсуждения этого вопроса - привычное для ХХ в. различение классической и неклассической науки, наиболее отчетливо явленное в физике и биологии. Почему это различение пришло в психологию?
Доклады второго дня Чтений включали не только теоретический анализ проблем психологии развития, но и обсуждение конкретных экспериментальных исследований.
Во второй день прозвучали доклады «Психология функционального развития: теория и практика» А.И. Подольского, «Развитие личности и личностное развитие» Д.А. Леонтьева, «Посредничество в акте развития» Б.Д. Эльконина, «Мир игры: от Д.Б. Эльконина до сегодняшнего дня» Б.И. Хасана, «Особенности сюжетноролевой игры современного дошкольника» Е.О. Смирновой, «Единица сюжетно-ролевой игры» Л.И. Элькониновой, «Моделирование в учебной деятельности подростка» Е.В. Чудиновой, «Введение в психологию проектной деятельности» К.Н. Поливановой, «Подростковый возраст и подростковая субкультура» В.С. Собкина.
На «круглом столе» «Проблемы, задачи, средства современной выготскианской психологии развития» выступавшие делились своими представлениями о том, какие вопросы психологической концепции развития являются сейчас наиболее актуальными.
Что приятно удивило и даже поразило гостей и участников Чтений - это большое число людей, пришедших на конференцию. Всего за два дня на Чтениях побывало около 500 человек. В первый день Большая аудитория просто не смогла вместить всех желающих. Первыми (видимо, вспомнив студенческие годы) на ступеньки уселись именитые психологи, следом потянулось студенчество. Тем, кто опоздал занять места в Большой, была предоставлена возможность смотреть прямую трансляцию Чтений в Малой аудитории ПИ РАО.
Радует то, что Чтения вызвали большой интерес не только у специалистов, давно работающих в научных школах, связанных с культурно-исторической традицией, но и у молодежи, студентов.
Следующие Эльконинские чтения планируется провести в 2006 г.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1192
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 628
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0