Психологическая наука и образование
2004. Том 9. № 4. С. 18–27
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Роль восприятия в графической деятельности
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: графическая деятельность, моторные навыки, зрительное восприятие, зрительно-моторная координация, фигуро-фоновые отношения, константность, положение в пространстве, пространственные отношения
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Для цитаты: Марынкина М.Н. Роль восприятия в графической деятельности // Психологическая наука и образование. 2004. Том 9. № 4. С. 18–27.
Фрагмент статьи
Проблема анализа трудностей, возникающих у детей в ходе графической деятельности (ГД), достаточно широко разрабатывается в психологической литературе. Изучением графической деятельности занимались зарубежные (Ж. Пиаже, М. Фростиг и др.) и отечественные (Б.Г. Ананьев, Т.В. Ахутина, Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, О.А. Карабанова, Т.С. Комарова, Н.С. Пантина, Е.Н. Потапова, И.С. Якиманская) психологи. По данным зарубежных и отечественных психологических работ, около 80% трудностей в обучении связано с нарушением графической деятельности, и прежде всего с недоразвитием восприятия и зрительно-моторной координации.
Согласно Л.А. Венгеру, графическая деятельность — это исполнительный компонент художественной деятельности [3]. Анализ литературы, посвященной проблеме графической деятельности, свидетельствует о том, что ее эффективное осуществление авторами связывается со сформированностью разных компонентов. Так, С.Л. Рубинштейн и Б.Ф. Ломов обращают внимание на сформированность моторных навыков [4]. И.С. Якиманская и многие другие определяют развитие ГД в зависимости от уровня пространственных представлений [15]. Согласно М. Фростиг [16], развитие графической деятельности связано с развитием компонентов зрительного восприятия: зрительно-моторной координации, фигуро-фоновых отношений, константности, положения в пространстве, пространственных отношений.
Целью настоящего исследования выступил анализ условий, обеспечивающих эффективность графической деятельности, т. е. деятельности, направленной на воспроизведение предметов и геометрических объектов.
В эмпирическом исследовании проверялись следующие гипотезы:
- Успешность ГД определяется сформи-рованностью развития компонентов зрительного восприятия, выделенных М. Фростиг. Трудности ГД возникают при нарушении даже одного компонента из этого комплекса.
- Специальное формирование составляющих зрительного восприятия влияет на эффективность ГД.
- Несформированность компонентов зрительного восприятия приводит к снижению мотивации к ГД.
Работа осуществлялась в два этапа: были проведены сначала констатирующий, затем формирующий эксперименты.
Литература
- Ананьев Б.Г. Новое в учении о восприятии пространства // Вопросы психологии. 1960. № 1.
- Богуславская З.М. Особенности графического воспроизведения формы предметов у детей-дошкольников в ситуации учебного рисования // Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве. М., 1966.
- Венгер Л.А. О способах зрительного восприятия формы предметов в дошкольном детстве // Развитие познавательных и волевых процессов у детей. М., 1965.
- Венгер Л.А. Генезис сенсорных способностей. М., 1976.
- Гальперин П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий // Доклады АПН РСФСР. 1958. №2.
- Запорожец А.В. Восприятие и действие. М.,1967.
- Запорожец А.В., Лисина М.И. Психологические проблемы развития детского восприятия // Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве. М., 1966.
- Карабанова О.А. Формирование действия графического воспроизведения плоского контура у старших дошкольников: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1979.
- Кислюк Г.А. К вопросу о формировании двигательных навыков у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1956. № 6.
- Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М., 1970.
- Комарова Т.С. Теория и практика обучения изобразительной деятельности в детском саду. М., 1979.
- Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. М., 1959.
- Пантина И.С. Формирование движений и навыков письма // Вопросы психологии. 1957. № 4.
- Цветкова Л.С. Аграфия. Алексия // Афазия и восстановительное обучение: Учебное пособие. М., 1988.
- Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М., 1980.
- Frostig М. Program for the Development of Visual Perception. N. Y., 1979.