Роль восприятия в графической деятельности

1426

Аннотация

Статья посвящена анализу условий, обеспечивающих эффективность графической деятельности. В работе под графической деятельностью понимается деятельность, направленная на воспроизведение предметов и геометрических объектов. В эмпирическом исследовании проверялись следующие гипотезы: 1. Успешность ГД определяется сформи-рованностью развития компонентов зрительного восприятия, выделенных Фростиг. Трудности ГД возникают при нарушении даже одного компонента из этого комплекса. 2. Специальное формирование составляющих зрительного восприятия влияет на эффективность ГД. 3. Несформированность компонентов зрительного восприятия приводит к снижению мотивации к ГД. Были использованы следующие методики: тест зрительного восприятия M. Frostig и его адаптированный вариант: методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5 – 7,5 года М. Безруких, Л. Морозовой; субтест Векслера «Графические рисунки». В исследовании приняли участие 129 детей в возрасте 4,0 – 7,0 года, посещавших ДОУ Москвы.

Общая информация

Ключевые слова: графическая деятельность, моторные навыки, зрительное восприятие, зрительно-моторная координация, фигуро-фоновые отношения, константность, положение в пространстве, пространственные отношения

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Для цитаты: Марынкина М.Н. Роль восприятия в графической деятельности // Психологическая наука и образование. 2004. Том 9. № 4. С. 18–27.

Фрагмент статьи

Проблема анализа трудностей, возникающих у детей в ходе графической деятельности (ГД), достаточно широко разрабатывается в психологической литературе. Изучением графической деятельности занимались зарубежные (Ж. Пиаже, М. Фростиг и др.) и отечественные (Б.Г. Ананьев, Т.В. Ахутина, Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, О.А. Карабанова, Т.С. Комарова, Н.С. Пантина, Е.Н. Потапова, И.С. Якиманская) психологи. По данным зарубежных и отечественных психологических работ, около 80% трудностей в обучении связано с нарушением  графической  деятельности,  и прежде всего с недоразвитием восприятия и зрительно-моторной координации.

Согласно Л.А. Венгеру, графическая деятельность — это исполнительный компонент художественной деятельности [3]. Анализ литературы, посвященной проблеме графической деятельности, свидетельствует о том, что ее эффективное осуществление авторами связывается со сформированностью разных компонентов. Так, С.Л. Рубинштейн и Б.Ф. Ломов обращают внимание на сформированность моторных навыков [4]. И.С. Якиманская и многие другие определяют развитие ГД в зависимости от уровня пространственных представлений [15]. Согласно М. Фростиг [16], развитие графической деятельности связано с развитием компонентов зрительного восприятия: зрительно-моторной координации, фигуро-фоновых отношений, константности, положения в пространстве, пространственных отношений.

Целью настоящего исследования выступил анализ условий, обеспечивающих эффективность графической деятельности, т. е. деятельности, направленной на воспроизведение предметов и геометрических объектов.

В эмпирическом исследовании проверялись следующие гипотезы:

  1. Успешность ГД определяется сформи-рованностью развития компонентов зрительного восприятия, выделенных М. Фростиг. Трудности ГД возникают при нарушении даже одного компонента из этого комплекса.
  2. Специальное формирование составляющих зрительного восприятия влияет на эффективность ГД.
  3. Несформированность компонентов зрительного восприятия приводит к снижению мотивации к ГД.

Работа осуществлялась в два этапа: были проведены сначала констатирующий, затем формирующий эксперименты.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Новое в учении о восприятии пространства // Вопросы психологии. 1960. № 1.
  2. Богуславская З.М. Особенности графического воспроизведения формы предметов у детей-дошкольников в ситуации учебного рисования // Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве. М., 1966.
  3. Венгер Л.А. О способах зрительного восприятия формы предметов в дошкольном детстве // Развитие познавательных и волевых процессов у детей. М., 1965.
  4. Венгер Л.А. Генезис сенсорных способностей. М., 1976.
  5. Гальперин П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий // Доклады АПН РСФСР. 1958. №2.
  6. Запорожец А.В. Восприятие и действие. М.,1967.
  7. Запорожец А.В., Лисина М.И. Психологические проблемы развития детского восприятия // Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве. М., 1966.
  8. Карабанова О.А. Формирование действия графического воспроизведения плоского контура у старших дошкольников: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1979.
  9. Кислюк Г.А. К вопросу о формировании двигательных навыков у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1956. № 6.
  10. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М., 1970.
  11. Комарова Т.С. Теория и практика обучения изобразительной деятельности в детском саду. М., 1979.
  12. Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. М., 1959.
  13. Пантина И.С. Формирование движений и навыков письма // Вопросы психологии. 1957. № 4.
  14. Цветкова Л.С. Аграфия. Алексия // Афазия и восстановительное обучение: Учебное пособие. М., 1988.
  15. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М., 1980.
  16. Frostig М. Program for the Development of Visual Perception. N. Y., 1979.

 

Информация об авторах

Марынкина Марина Николаевна, старший преподаватель кафедры возрастной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия