Аутизм и нарушения развития
2022. Том 20. № 4. С. 17–25
doi:10.17759/autdd.2022200402
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Технология организации занятий адаптивной физкультурой для детей с РАС «Аут Фитнес»
Аннотация
Актуальность разработки методов организации занятий физической культурой с учетом индивидуальных особенностей обусловлена высокой частотой встречаемости нарушений моторики у детей с РАС в сочетании с несформированностью социально-коммуникативных навыков. Представлены результаты современных зарубежных исследований двигательных способностей у детей с РАС, свидетельствующие об эффективности занятий адаптивной физкультурой в отношении моторного развития, а также формирования социально-бытовых и коммуникативных навыков. Представлена первая часть описания авторской технологии организации занятий адаптивной физкультурой «Аут Фитнес». В основу технологии положены принципы организации движений Н.А. Бернштейна, концепции сенсорной интеграции и сенсомоторной коррекции. Технология позволяет составить комплексную программу развития физических способностей и двигательных навыков у ребенка с РАС, начиная с проведения диагностики до построения тренировочного коррекционного маршрута и его реализации при тесном взаимодействии с родителями обучающегося. Описаны особенности нарушений двигательной активности у детей с РАС и дополнительные факторы, затрудняющие обучение на занятиях физической культурой. Представлены цели применения технологии в области формирования двигательных навыков и коррекции нарушений поведения, характерных для детей РАС. Перечислены общеразвивающие, адаптационные, оздоровительно-коррекционные и воспитательные задачи, решаемые в процессе реализации технологии: развитие силы, ловкости, выносливости, координационных способностей; обучение дыхательным упражнениям и элементам спортивных игр; профилактика и коррекция нарушений осанки. Изложены этапы реализации программ, разработанных по технологии «Аут Фитнес», представляющих собой систему занятий, направленную на гармоничное развитие моторной и коммуникативной сфер детей с РАС с учетом уровня их физической подготовленности.
Общая информация
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, адаптивная физическая культура, диагностика моторных навыков, технология «Аут Фитнес», коррекционная программа, моторные навыки, нарушения развития
Рубрика издания: Практики работы с РАС: доказательный подход
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2022200402
Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00110-22-02 от 08.04.2022 «Комплексное сопровождение детей с РАС на основе доказательного подхода».
Получена: 01.11.2022
Принята в печать:
Для цитаты: Соловьева М.В., Давыдов Д.В. Технология организации занятий адаптивной физкультурой для детей с РАС «Аут Фитнес» // Аутизм и нарушения развития. 2022. Том 20. № 4. С. 17–25. DOI: 10.17759/autdd.2022200402
Полный текст
Введение
Исследования параметров физической активности являются актуальным направлением помощи детям с РАС в развитии двигательной сферы. Нарушения двигательных функций и способности к сохранению и поддержанию равновесия по сравнению с нормально развивающимися сверстниками были выявлены у детей различного возраста [12; 21; 22; 24]. Причиной проблем сохранения равновесия может являться нарушение интеграции сенсорных входов зрительной, вестибулярной и соматосенсорной систем [15]. Значимость сформированности моторных навыков для повседневного функционирования и в целом для качества жизни детей с РАС и их родителей обусловила активный поиск специалистами развивающих и компенсирующих вмешательств, исследования влияния лечебных упражнений на уровень физической подготовленности [11], способности к поддержанию равновесия и на двигательные способности людей с РАС [14; 19; 20].
Так в исследовании Ansari S., et al. [10] было выявлено, что уже 10 недель занятий в бассейне или тренировок каратэ значимо улучшают навыки удержания равновесия у детей с РАС, а 12-недельная программа тренировок по мини-баскетболу у дошкольников улучшила не только их физическую форму, но и показатели социальной коммуникации [13]. Совокупность особенностей моторики играет, по мнению исследователей, немаловажную роль в процессе социального взаимодействия, нарушение которого является диагностическим признаком РАС. Не менее значима связь характеристик двигательной активности с уровнем речевого развития. Существует мнение, что снижение показателей выполнения моторных проб может быть обусловлено особенностями восприятия речи и зависит от формы предоставления команд [18]. В то же время получены данные о значимой корреляции параметров двигательных навыков и навыков управления предметом с показателями как рецептивной, так и экспрессивной речи [21], при этом улучшение моторных навыков вследствие целенаправленных занятий происходит независимо от начального уровня речевого развития.
Особое внимание следует уделить исследованиям связи физических упражнений и проявлений стереотипного поведения (СП). Эффективность применения физических упражнений для снижения выраженности СП убедительно подтверждена в двух мета-анализах [17; 23]. Было показано, что кратковременный, но значимый эффект снижения выраженности СП проявляется при выполнении упражнений, задействующих части тела, вовлеченные в стереотипные движения: так количество взмахов руками значительно сокращалось после упражнений с постукиванием по мячу, тогда как раскачивание тела прекращалось только после бега трусцой [25]. Также были зафиксированы более стойкие эффекты от разнообразных физических упражнений (бег, занятия на велотренажере, спортивные игры, каратэ, упражнения на шведской стенке и преодоление полосы препятствий) [17]. Несмотря на обнадеживающие результаты, ученые и специалисты отмечают необходимость дальнейших исследований, направленных на выяснение эффективности конкретных занятий физическими упражнениями с детьми, имеющими РАС. Подробное описание типа и целевой группы воздействия с указанием частоты, продолжительности, объема и интенсивности занятий необходимо для того, чтобы результаты исследований были воспроизводимы и могли использоваться в практической работе с детьми.
Обобщая проанализированные исследования, можно заключить, что занятия адаптивной физической культурой (АФК) способствуют не только физическому развитию детей с РАС, но и затрагивают множество других сфер развития: внедрение физических упражнений в коррекционную программу детей с РАС может положительно влиять на формирование социально-бытовых и коммуникативных навыков, способствовать снижению выраженности дезадаптивного поведения. Занятия АФК также способствуют социализации и адаптации к жизни в обществе ребенка и всей семьи.
- Отсутствие речи у ребенка или ограниченное пользование речью.
- Сниженное понимание речи или полное отсутствие понимания.
- Слабые имитационные способности или их отсутствие.
- Сниженная скорость обработки информации.
- Сложности с удержанием моторной программы.
- Сниженная концентрация внимания.
- Необходимость использования специальных приемов обучения.
- Сниженная мотивация к выполнению заданий у ребенка.
- Разные формы проявления нежелательного поведения.
- Высокий уровень истощаемости.
- Слабые самоконтроль и саморегуляция.
- Неточность движений в пространстве, неумение согласовывать их со временем исполнения.
- Грубые ошибки при дифференцировке мышечных усилий.
- Отсутствие ловкости и плавности движений.
- Излишняя скованность и напряженность.
- Ограничение амплитуды движений при ходьбе, беге, прыжках, метании.
Технология организации занятий адаптивной физкультурой для детей с РАС «Аут Фитнес»
Цели и задачи программ
Технология организации занятий
- Прохождение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) для зачисления в образовательное учреждение и обучения по варианту программы ФГОС, утвержденной ребенку комиссией.
- На занятия допускаются дети, прошедшие медицинский осмотр, имеющие результаты исследований МРТ, ЭЭГ, заключения от терапевта, невролога, ортопеда, психиатра.
- Обучение родителей взаимодействию со своим ребенком на тренировках АФК.
- Обучение родителей основам теории адаптивной физической культуры и выполнению практических упражнений с ребенком. Процесс обучения родителей проходит непосредственно на тренировочных занятиях и после них в рамках проведения очных и онлайн консультаций.
Область развития |
Ожидаемый результат |
Двигательная сфера |
Формирование двигательных навыков, имитации; развитие физических качеств, сенсорных систем; укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем; коррекция и профилактика мышечного тонуса, заболеваний опорно-двигательного аппарата, коррекция массы тела; обучение игровой деятельности (элементам спортивных игр) |
Коммуникативные навыки |
Формирование навыков общения с тренером и одногруппниками; обучение следованию правилам урока; обращению с просьбой и выражению эмоций. Обучение взаимодействию со сверстниками в спортивных играх, умению работать в паре |
Поведение |
Снижение проявления эхолалий, самостимуляций, стереотипий в конце занятия и после за счет регуляции мышечного тонуса и работы сенсорных систем. Улучшение поведения на занятиях (следование инструкциям тренера, соблюдение правил поведения на тренировке) |
Социально-бытовые навыки |
Формирование или развитие навыков самообслуживания (переодевания, удержания бытовых предметов, застегивания пуговиц, ходьбы по лестнице и др.) за счет развития необходимых мышечных групп, координационных способностей, саморегуляции и самоконтроля |
Социализация |
Следование правилам поведения на групповом занятии физкультурой, выполнение поставленных тренером задач с учетом действий других детей |
- Социализация всей семьи посредством посещения различных спортивных мероприятий, адаптивных секций, адаптивных спортивных соревнований, в которых ребенок сможет принимать участие после прохождения курса занятий по адаптивной физкультуре.
- Предварительный этап — предусматривает анкетирование родителей, знакомство с ребенком (оценка параметров двигательной активности методом структурированного наблюдения), первичная консультация с обсуждением запроса родителей.
- Начальный этап. Комплексная диагностика развития моторной и коммуникативной сферы ребенка с применением авторской методики «ФизРас». Оформление заключения, составление тренировочной программы на ближайший месяц.
- Основной этап. Реализация программы в ходе регулярных занятий и дополнительных мероприятий (спортивных праздников, открытых уроков, консультаций и семинаров для родителей).
- Завершающий этап. Итоговая диагностика; анализ динамики показателей двигательной активности; консультирование родителей по результатам программы; обсуждение перспектив дальнейшего развития двигательных навыков.
Заключение
Литература
- Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция: Понимание скрытых проблем развития. Москва: Теревинф, 2009. 272 с. ISBN 978-5-901599-90-7.
- Бернштейн Н.А. О построении движений. Москва: Книга по Требованию, 254 с. ISBN 978-5-458-24996-6.
- Геслак Д.С. Адаптивная физкультура для детей с аутизмом: Методические основы и базовый комплекс упражнений для увеличения физической активности детей и подростков с РАС. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2019. 192 с. ISBN 978-5-91743-089-8.
- Горелик В.В. Адаптивная физическая культура (АФК) и спорт для лиц с нарушением интеллекта: учеб.-метод. пособие. Тольятти: ТГУ, 2009. 103 с.
- Горячева Т.Г., Никитина Ю.В. Расстройства аутистического спектра у детей: Метод сенсомоторной коррекции. Москва: Генезис, 2018. 168 с. ISBN 978-5-98563-534-8.
- Евсеева С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. Москва: Советский спорт, 2000. 240 с. ISBN 5-85009-607-8.
- Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями в развитии: Психолого-педагогическое сопровождение: учебное пособие для вузов. Москва: Юрайт, 2022. 156 с. ISBN 978-5-534-12705-8.
- Плаксунова Э.В. Организация коррекционно-развивающего обучения детей с расстройствами аутистического спектра на примере адаптивного физического воспитания [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 3. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n3/55581.shtml (дата обращения: 27.11.2022)
- Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / под ред. Л.В. Шапковой. Москва: Советский спорт, 2003. 464 с. ISBN 5-85009-743-0.
- Ansari , Hosseinkhanzadeh A.A., AdibSaber F. et al. The Effects of Aquatic Versus Kata Techniques Training on Static and Dynamic Balance in Children with Autism Spectrum Disorder // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2021. Vol. 51. No. 9. Pp. 3180—3186. DOI:10.1007/s10803-020-04785-w
- Azimigarosi S., Arjmandnia A., Mohseni Ezhei A. et al. Effectiveness of hydrotherapy on communication skills of children with autism spectrum disorder: a single case study // Quarterly Journal of Child Mental 2020. Vol. 6. No. 4. Pp. 31—40. DOI:10.29252/jcmh.6.4.5
- Bhat N., Landa R.J., Galloway J.C. Current perspectives on motor functioning in infants, children, and adults with autism spectrum disorders // Physical therapy. 2011. Vol. 91. No. 7. Pp. 1116—1129. DOI:10.2522/ptj.20100294
- Cai K.L., Wang J.G., Liu Z.M. et al. Mini-Basketball Training Program Improves Physical Fitness and Social Communication in Preschool Children with Autism Spectrum Disorders // Journal of Human Kinetics. Vol. 73. No. 1. Pp. 267—278. DOI:10.2478/hukin-2020-0007
- Cheldavi H., Shakerian S., Boshehri S.N.S. et al. The effects of balance training intervention on postural control of children with autism spectrum disorder: Role of sensory information // Research in Autism Spectrum Disorders. Vol. 8. No. 1. Pp. 8—14. DOI:10.1016/j.rasd.2013.09.016
- Cordo P., Nashner L.M. Properties of postural adjustments associated with rapid arm movements // Journal of 1982. Vol. 47. No. 2. Pp. 287—302. DOI:10.1152/jn.1982.47.2.287
- Diagnostic and statistical manual of mental disorders: DSM-5. 5th ed. Arlington: American Psychiatric Association, 991 p. ISBN 978-0-89042-554-1.
- Ferreira P., Ghiarone T., Júnior C.R.C. et al. Effects of Physical Exercise on the Stereotyped Behavior of Children with Autism Spectrum Disorders // Medicina (Kaunas). 2019. Vol. 55. No. 10. Article no. 685. 18 p. DOI:10.3390/medicina55100685
- Glenberg , Sato M., Cattaneo L. et al. Processing abstract language modulates motor system activity // Quarterly Journal of Experimental Psychology. 2008. Vol. 61. No. 6. Pp. 905—919. DOI:10.1080/17470210701625550
- Ketcheson L., Staples K., Pitchford E.A. et al. Promoting Positive Health Outcomes in an Urban Community-Based Physical Activity Intervention for Preschool Aged Children on the Autism Spectrum // Journal of Autism and Developmental 2021. Vol. 18. 15 p. DOI:10.1007/s10803-021-04871-7
- Ketcheson L., Hauck J., Ulrich D. The effects of an early motor skill intervention on motor skills, levels of physical activity, and socialization in young children with autism spectrum disorder: A pilot study // 2017. Vol. 21. No. 4. Pp. 481— 492. DOI:10.1177/1362361316650611
- Memari A.H., Ghanouni P., Gharibzadeh S. et al. Postural sway patterns in children with autism spectrum disorder compared with typically developing children // Research in Autism Spectrum Disorders. Vol. 7. No. 2. Pp. 325— 332. DOI:10.1016/j.rasd.2012.09.010
- Sam K.-L., Smith A.W., Kai L.S. Visual Cognition and Dynamic Balance in Persons with Autism Spectrum Disorder // International Journal of Social Science and Humanity. Vol. 7. No. 5. Pp. 274—277.
- Tarr W., Rineer-Hershey A., Larwin L. The effects of physical exercise on stereotypic behaviors in autism: small-n meta-analyses // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. 2020. Vol. 35. No. 1. Pp. 26—35. DOI:10.1177/1088357619881220
- Travers B.G., Powell P.S., Klinger L.G. et al. Motor difficulties in autism spectrum disorder: linking symptom severity and postural stability // Journal of Autism and Developmental 2013. Vol. 43. No. 7. Pp. 1568—1583. DOI:10.1007/s10803-012-1702-x
- Tse A.C.Y., Liu V.H.L., Lee P.H. Investigating the Matching Relationship between Physical Exercise and Stereotypic Behavior in Children with Autism // Medicine & Science in Sports & Exercise. Vol. 53. No. 4. Pp. 770—775. DOI:10.1249/MSS.0000000000002525
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4837
В прошлом месяце: 145
В текущем месяце: 41
Скачиваний
Всего: 977
В прошлом месяце: 60
В текущем месяце: 15