Выбор методик исследования психического статуса инвалидов с нарушениями зрения (в условиях реабилитационного центра)

2870

Аннотация

Отражена проблема комплексной психологической диагностики особенностей психического статуса инвалидов по зрению. Раскрываются основные пути решения задач медико-социальной реабилитации слепых и слабовидящих людей. Материалы статьи основаны на реализации опыта лаборатории клинико-психологических исследований Всероссийского центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению.

Общая информация

Ключевые слова: медико-социальная реабилитация, психический статус, инвалидность, эмоционально-волевые расстройства, диагностика, нарушения зрения

Рубрика издания: Психологическая диагностика

Для цитаты: Момот В.А. Выбор методик исследования психического статуса инвалидов с нарушениями зрения (в условиях реабилитационного центра) // Психологическая наука и образование. 2004. Том 9. № 4. С. 95–104.

Фрагмент статьи

Актуальность проблемы и ее обоснование

Потеря зрения у взрослого человека приводит к определенной перестройке психики и поведения человека. На начальных этапах этот процесс сопровождается резкими, отрицательными психологическими проявлениями, наличием внутреннего дискомфорта. В психологии любого человека, страдающего заболеваниями органа зрения, независимо от степени угрозы потери зрения всегда наступает опасение и даже страх стать слепым. Так, например, некоторые серьезные заболевания (тапеторетинальная абиотрофия сетчатки, глаукома, атрофия зрительных нервов, тотальное помутнение роговицы), практически лишая больных зрения, порождают сложную систему переживаний, ведущих к нарушению привычного жизненного стереотипа, затруднению адаптации. У некоторых больных после ознакомления с диагнозом сразу же возникают состояния угнетенности, тревоги, страха [1, 2, 5, 7]. Эти психологические сдвиги носят довольно затяжной характер: от нескольких недель до 2 – 3 лет [5, 8]. При отсутствии своевременной и качественной психологической и психотерапевтической помощи происходит трансформация отдельных признаков психологического неблагополучия (личностных реакций на потерю зрения) в устойчивые психические состояния, которые в дальнейшем не только приводят к существенному ухудшению психического состояния больного, но и накладывают отпечаток на всю систему его жизнедеятельности. Кроме того, утрата зрения, вызывая полный отказ от прежнего жизненного стереотипа или значительно изменяя его, приводит к реконструкции личности инвалида [2, 3, 6].

Задача психологической реабилитации незрячего человека состоит в том, чтобы способствовать максимально быстрому и качественному преодолению отрицательных поведенческих и эмоциональных последствий потери зрения. Для того чтобы комплексная реабилитация осуществлялась успешно, необходимо знать специфику психических состояний, их типизацию и закономерности протекания [3, 4, 8]. Огромное значение для оказания своевременной и качественной медико-психологической помощи лицам, имеющим ограниченные возможности жизнедеятельности, имеет правильный подбор необходимых методов и способов диагностики их психического статуса, личностных особенностей и возможностей реабилитационного процесса. Это во многом определяет исход и направленность лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий.

Литература

  1. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. М., 1997.
  2. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие. Самара, 1998.
  3. Психологические исследования: Практикум по общей психологии. М.; Воронеж, 1996.
  4. Самоловова Е.Ф. Психологические основы реабилитации инвалидов // Сб. научных трудов 1-го российского конгресса «Реабилитационная помощь населению в Российской Федерации». М., 2003.
  5. Силкин Л.Н. Психологическое обеспечение элементарной реабилитации слепых. М., 1982.
  6. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Минск, 1997.
  7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
  8. Шкалы, тесты и опросники в медицинской реабилитации / Под ред. А.Н. Беловой, О.Н. Щепетовой. М., 2002.

Информация об авторах

Момот Владимир Александрович, кандидат психологических наук, заместитель генерального директора Негосударственного лечебно-профилактического учереждения, директор Всероссийского центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению и детей-инвалидов., Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2781
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 2870
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 28