Психологическая наука и образование
2005. Том 10. № 1. С. 64–72
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Психологические условия оптимизации подготовки студентов исполнительских факультетов консерватории к концертной деятельности
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: творчество, психоэмоциональная устойчивость, саморегуляция
Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Гапонова С.А., Павлов А.Н. Психологические условия оптимизации подготовки студентов исполнительских факультетов консерватории к концертной деятельности // Психологическая наука и образование. 2005. Том 10. № 1. С. 64–72.
Фрагмент статьи
Психологическое состояние человека, выступающего на концертной эстраде, является интересным объектом наблюдения и изучения. За внешне невозмутимым лицом артиста часто скрывается повышенный контроль над своими эмоциями и переживаниями, борьба за стабильность выступления, желание передать слушателям свое внутреннее состояние. С одной стороны, творчество музыканта-исполнителя — это яркий, насыщенный эмоциональными перепадами, физическими и динамическими перегрузками момент, с другой — это деятельность, контролируемая как публикой, так и самим исполнителем. Таким образом, музыкант сталкивается с необычными проблемами: одновременно он должен ярко и понятно передавать свой эмоциональный внутренний мир (с его подъемами и спадами) и в то же время контролировать себя, не допускать перехлеста эмоций, потери контакта со слушателями. Замечательный пианист и педагог, профессор Московской консерватории Г.Г. Нейгауз писал, что были превосходные виртуозы, которые боялись эстрады и перед публикой играли гораздо ниже своего уровня. О том, что проблема существует, свидетельствуют неудачи и даже срывы у артистов с высоким уровнем мастерства и находящихся в хорошей исполнительской форме. Можно привести большое число примеров из истории различных конкурсов, когда яркие творческие личности проигрывали соперникам среднего класса из-за психологической неустойчивости, излишней эмоциональности и неуравновешенности. Безусловно, есть немало и противоположных примеров, когда исполнителям с высокой психологической устойчивостью удавалось провести свое выступление не только на хорошем уровне, но и с вдохновением и даже выиграть на конкурсе у более сильных соперников.
Имеются отдельные наблюдения, советы и рекомендации выдающихся исполнителей по данной проблеме. Так, Г.Г. Нейгауз отмечал, что для него почти всегда самой важной предпосылкой удачного концерта являлись предварительный отдых, бодрое, хорошее состояние здоровья, свежесть души и тела [3].
Профессор Санкт-Петербургской консерватории, заслуженный артист России В.В. Сумеркин подчеркивает, что всякое публичное выступление отнимает у музыканта много физической энергии, но еще больше душевной. И нет ни одного музыканта — студента или профессионала, который бы не волновался во время выступления [5].
Литература
- Дикая Л.Г., Семикин В.В. Определение системы показателей эмоциональной напряженности при воздействии экстремальных факторов // Проблемы системного исследования состояния напряженности человека: Труды ВНИИТЭ. Эргономика. 1986. № 32.
- Левочкина И.А. Психологические особенности музыкально одаренных подростков // Вопросы психологии. 1988. №4.
- Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепьянной игры: Заметки педагога. М., 1982.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997.
- Сумеркин В.В. Методика обучения игре на тромбоне. Л.,1982.
- Хэйг С. Р. Работа в оркестре // Музыкальная академия. 1995. № 2.
- Чайнова Л.Д. Напряженность как ведущее функциональное состояние работающего человека // Проблемы системного исследования состояния напряженности человека. М., 1986.
- Чирков В.И. Методы оценки психического компонента эмоционального состояния в учебной и трудовой деятельности // Методики исследования и диагностики функционального состояния и работоспособности человека-оператора в экстремальных условиях: Сборник статей. М., 1987.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2075
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 612
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0