Психологическое содержание обыденных представлений об эмоционально-волевой сфере личности

1340

Аннотация

В данной статье поднимается вопрос об условиях эффективного взаимодействия профессионалов из различных областей, в частности специалистов психологической службы системы образования, которые для успешного решения своих задач должны взаимодействовать с учителями, родителями, социальными педагогами и др. Основываясь на том, что необходимым условием эффективного взаимодействия является, прежде всего, понимание друг друга его участниками, автор предпринимает попытку эмпирической верификации обыденных представлений о воле, на основании которой определяются прилагательные, наиболее часто используемые для описания волевого и безвольного человека. Результаты использования факторного анализа позволили выявить наличие эмоционального компонента в обыденных представлениях о воле. На основе полученных данных автором был также разработан опросник диагностики волевых качеств личности (ВКЛ), процедура валидизации которого продемонстрировала, что структурированные факторным анализом обыденные представления сопоставимы с теоретическими взглядами на волевую регуляцию. В свою очередь, данный факт побудил автора предпринять более тщательное исследование параметров, диагностируемых методикой ВКЛ, и сделать их элементами системы психологических терминов. Результаты проделанной работы подтвердили, что обыденные представления о воле вполне логично включаются в систему психологических понятий.

Общая информация

Ключевые слова: воля, обыденные представления, эмоционально-волевая сфера личности, психологические понятия

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Чумаков М.В. Психологическое содержание обыденных представлений об эмоционально-волевой сфере личности // Психологическая наука и образование. 2006. Том 11. № 1. С. 63–68.

Фрагмент статьи

Для успешного решения своих задач психологическая служба системы образования должна взаимодействовать с учителями, родителями, социальными педагогами и другими специалистами. В.В. Рубцов отмечает, что современным социокультурным тенденциям отвечает такая историческая общность, как сообщество разнопрофильных специалистов [3]. Эффективность взаимодействия профессионалов из различных областей во многом зависит от того, насколько хорошо участники этого процесса понимают друг друга. Для обеспечения такого понимания необходимо преобразовывать результаты психологических исследований в диагноcтические и развивающие технологии, доступные для восприятия не только профессиональным психологам, но и представителям других профессий, а также родителям и самим учащимся. Существует еще одна возможность обеспечить понимание. Она заключается в наполнении научным содержанием житейских психологических понятий, привычных для большинства людей. Несоответствие «языков» может приводить к тому, что хорошие научные разработки будут мало востребованы практикой, а практический опыт будет плохо интегрироваться наукой.

Литература

  1. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.М. Мотивация и контроль за действием. М., 1991.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. 2.
  3. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М.; Воронеж, 1996.
  4. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.
  5. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента: Методическое пособие. М., 1992.
  6. Чумаков М.В. Выделение волевых черт личности на основе семантического сходства // Ярославский психологический вестник. 2003. Вып. 10.
  7. Чумаков М.В. Исследование личностных проявлений «безвольного» человека методом семантического сходства // Ярославский психологический вестник. 2002. Вып. 8.
  8. Чумаков М.В. Волевые качества личности в теоретических и обыденных представлениях //Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов, 25–28 июня 2003 г.: В 8 т. СПб., 2003. Т. 8.
  9. Чумаков М.В. Опросник диагностики волевых качеств личности. Ярославль, 2004.
  10. Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М., 1997.
  11. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб., 2002.

Информация об авторах

Чумаков Михаил Владиславович, кандидат психологических наук, Курганский государственный университет, Курган, Россия, e-mail: mikail@zaukau.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2471
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1340
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1