Вестник практической психологии образования
2023. Том 20. № 2. С. 106–116
doi:10.17759/bppe.2023200209
ISSN: 2658-3100 (online)
Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в части формирования эмоционально-волевой сферы на основе программы «Каменные сказки»
Аннотация
В статье представлены аспекты применения литотерапии в работе педагога-психолога на основе программы «Каменные сказки» в соответствии с реализацией федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Рассматривается опыт работы педагогов-психологов Чувашской Республики, цели, задачи, рекомендации, этапы ими разработанной и реализованной программы «Каменные сказки». Также в статье нашла свое отражение оценка эффективности программы и результаты проводимых методик, подобранных по возрасту: графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой на оценку эмоциональной сферы ребенка; методика самооценки «Лесенка» В.Г. Щур; изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада социологический метод игра «Секрет» Т.А. Репиной; выявление тревожности у дошкольников методика «Паровозик» С.В. Велиевой; диагностика эмоциональных отношений в семье методика «Цветик-восьмицветик» С.В. Велиевой. Цель программы: развитие эмоциональной сферы детей 4–5 лет. Объем программы составляет 16 занятий. Продолжительность занятий — от 20 до 25 минут. Периодичность занятий — один раз в неделю. В статье представлены рекомендации по ведению занятий, описаны особенности применения метода литотерапии в работе с дошкольниками. Результаты дают возможность говорить о том, что гипотеза об эффективности применяемой технологии «литотерапия», выдвинутая педагогами-психологами, нашла свое подтверждение, так как прослеживается позитивная динамика коммуникативных достижений воспитанников ДОО.
Общая информация
Ключевые слова: психология, психолого-педагогическое сопровождение, эмоционально-волевая сфера личности, психология дошкольника
Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2023200209
Получена: 27.02.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Визгина Е.Н., Дунаева Н.А., Ратманова С.А. Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в части формирования эмоционально-волевой сферы на основе программы «Каменные сказки» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2023. Том 20. № 2. С. 106–116. DOI: 10.17759/bppe.2023200209
Подкаст
Полный текст
Согласно ФГОС ДО, одним из приоритетов современного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Развитие социально-коммуникативной компетентности детей основывается на развитии общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, независимости, самостоятельности, целеустремленности, контроля собственного поведения, социального и эмоционального интеллекта и эмоциональных реакций, эмпатии, готовности к совместной деятельности со сверстниками, развитии установок на уважение и чувства принадлежности к детско-взрослому сообществу семьи и организации [9].
Программа «Каменные сказки» разработана авторским коллективом педагогов-психологов Чувашской Республики Визгиной Е.Н., Дунаевой Н.А., Ратмановой С.А. Она стала лауреатом Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде — 2022. Программа основана на применении уникального по простоте и доступности материала в виде камушков. Литотерапия (от греч. lithos — камень и therapia — лечение) — терапия с использованием минералов, основателем литотерапии считается Аристотель.
В отечественной литературе известны исследования по проблеме влияния терапии на внутренний мир и нравственные ценности дошкольников (В.П. Белянин, Н.Я. Берковский, А.В. Запорожец, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Я.Л. Коломинский, Е.И. Кульчицкая, Н.А. Рубакин и др.). Большинство детей имеют низкую самооценку, высокую тревожность, агрессивность и слабые коммуникативные навыки [3]. В связи с этим возникает необходимость развития эмоционально-волевой сферы с раннего возраста, формирования социальных компетенций (доброта, внимание, сочувствие, сопереживание, помощь), развития духовно-нравственных качеств у детей [14].
Гипотеза: считаем, что игры с камушками могут широко использоваться для психологической помощи дошкольникам, испытывающим трудности в общении, для психокоррекции и психопрофилактики конфликтов, замкнутости и тревожности, для оптимизации психического развития детей и подростков.
Камушки и камни применяются в качестве стимульного материала для непосредственного мышления дошкольников. Методы активного воображения позволяют им определить возможные сферы деятельности, уточнить требования и, в большинстве обстоятельств, разрешить проблемы. Работа с камушками дает простор для творения и исследования [5].
Цель программы: развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
- определение эмоционального фона детей дошкольного возраста;
- повышение самооценки детей дошкольного возраста;
- формирование умения детей выстраивать позитивные взаимоотношения в условиях группы детского сада;
- повышение настроения и снижение уровня тревожности у детей дошкольного возраста в привычной социальной среде группы детского сада;
- улучшение эмоциональных отношений в семье на фоне внедрения методики литотерапии [6].
Сфера применения технологии: дошкольная образовательная организация, работа с детским коллективом как психолого-педагогическое сопровождение и коррекция.
Целевая аудитория: дети дошкольного возраста, преимущественно 4–5 лет.
В этом возрасте:
- повышается любознательность;
- ребенок учится рассуждать и делать выводы;
- ему важно делать все самому, он меньше нуждается в опеке;
- активно проявляет стремление к общению со сверстниками;
- у ребенка развивается воображение, фантазия;
- ребенок учится оценивать свои поступки;
- ребенок желает показать себя миру;
- ребенок стремится к самовыражению, привлекая к себе внимание.
Возраст 4–5 лет называют средним дошкольным, ближе к 5 годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста: некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие их явления окружающей жизни [2]. Любознательность, потребность в самостоятельности и активности, в свою очередь, благотворно влияют на психику и поведение. Вместе с тем, неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми ситуациями сближают детей пятого года жизни с младшими дошкольниками. И расширяющиеся на данном возрастном этапе возможности воспитания и обучения детей не могут быть реализованы без знания и учета этой двойственности развития. Вместе с тем, возрастают физические возможности детей, их движения становятся значительно более уверенными и разнообразными [7]. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными [17].
Трудности, отмеченные в целевой аудитории:
- недоверие к воспитателям,
- нервозность, агрессия,
- зажимы и блоки, связанные с общением,
- неадекватная самооценка.
Проблемная ситуация: воспитанники средней группы дошкольной образовательной организации испытывают трудности в выстраивании контактов между собой, а также со взрослыми (в лице родителей и педагогов), поведение детей отличается повышенной агрессивностью, неумением решать вопросы в конструктивном русле, слушать и слышать друг друга, что отражается на когнитивных процессах, усвоении программы ООП ДОО, мотивации посещать детский сад, проявляется в низких показателях социометрии группы, отсутствии лидеров в сообществе.
Форма проведения: программа рассчитана на детей в возрасте 4–5 лет, работа строится индивидуально или по подгруппам 6–8 человек. Если коррекция поведения не требуется, то в качестве профилактики и с целью обогащения эмоционального опыта детей достаточно проводить занятия один раз в неделю в игровой форме. Каждое занятие состоит из нескольких частей и занимает не более 25 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям младших дошкольников.
Ограничения и противопоказания. Программа не рассчитана на работу с детьми при наличии у них следующих форм и состояний:
- дети с тотальным недоразвитием высших психических функций;
- дети с психопатоподобным поведением;
- дети с текущими психическими заболеваниями (эпилепсия, шизофрения).
Критерии эффективности:
- оптимизация личностных ресурсов участников образовательного процесса;
- развитие коммуникативных навыков, навыков рефлексии;
- оптимизация волевых качеств детей;
- снятие (уменьшение) психического напряжения, тревоги, агрессивности, страхов;
- снятие барьеров в общении;
- адекватное выражение эмоций детьми.
- повышение родительской компетентности в вопросах физического и психического развития и здоровья ребенка.
Для оценки эффективности в начале и в конце программы проводится диагностика с использованием методик: графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой на оценку эмоциональной сферы ребенка; методика самооценки «Лесенка» (по В.Г. Щур); изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада (социологический метод) — игра «Секрет» Т.А. Репиной; выявление тревожности у дошкольников — методика «Паровозик» С.В. Велиевой; диагностика эмоциональных отношений в семье — методика «Цветик-восьмицветик» С.В. Велиевой [17].
Предполагаемые результаты реализации программы: развитие компетенций субъектов образовательного процесса. На выходе участники должны:
- повысить степень сплоченности детского коллектива,
- создать позитивный микроклимат в конкретной группе дошкольной образовательной организации,
- принять собственные эмоции и эмоции окружающих,
- улучшить качества слушания и слышания,
- повысить уверенность в себе,
- снизить психоэмоциональное напряжение, уровень агрессивности, демонстративности,
- сформировать умение эффективно общаться с другими,
- приобрести возможности самовыражения
- достичь определенных положительных качеств связной речи, мелкой моторики рук, познавательных процессов, творчества и спонтанности.
Требования к материально-технической оснащенности организации для реализации программы (технологии) (помещение, оборудования, инструментарий и т. д.) соблюдались согласно ФГОС ДО — п. 3.5.1. Требования к материально-техническим условиям реализации программы:
- требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
- требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;
- требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей.
- оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
- требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
Требование к информационной обеспеченности организации для реализации программы (технологии) (библиотека, информационно-коммуникационная сеть «Интернет» и иное). С целью обеспечения единого информационного поля между участниками программы была установлена связь посредством телефонной мобильной связи и интернет-ресурсов. Родители и специалисты осуществляли общение не только в формате непосредственного прямого общения, но и активно пользовались услугами электронной почты, в случае необходимости консультировали, делали рассылку рабочих фото- и видеоматериалов.
Требования к специалистам: наличие профильного среднеспециального или высшего образования педагогического и психологического профиля.
При реализации программы «Каменные сказки» занятия / встречи строились в формате офлайн / онлайн, использовалась интерактивная сенсорная панель фирмы «InterTouch», одобренная ФГБНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования». Результаты дошкольников фиксировали в электронных диагностических материалах. Для своевременного обмена информацией между удаленными друг от друга дошкольными учреждениями, апробировавшими программу «Каменные сказки», воспользовались онлайн-сервисом Google Таблицы. Этим добились эффективного обмена информационными данными и своевременной корректировки в построении, содержании занятий.
Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы (технологии): при реализации программы «Каменные сказки» одно из первых требований к специалистам — это соблюдение профессионального стандарта в соответствии с ФГОС в ДОУ. На занятиях при реализации проекта использовались педагогические технологии, описанные в источниках [1; 10; 11; 12; 16].
Апробация программы «Каменные сказки» проходила в 2018–2019 уч. г. в трех дошкольных учреждениях города Новочебоксарска Чувашской Республики. Выборку составили воспитанники средней группы (4–5 лет) — 110 человек, из них 62 девочки и 48 мальчиков. Так как в дошкольных учреждениях имеются две параллельные средние группы (воспитанники 4–5 лет) — их разделили на контрольную и экспериментальную группы (в ЭГ реализовывалась программа «Каменные сказки»). В экспериментальной группе — 55 детей из них 29 девочек и 26 мальчиков. Наполняемость групповых помещений детьми предусмотрена СанПиНом.
Наблюдая за детьми в непринужденной обстановке, пришли к выводу: психоэмоциональное развитие детей соответствует возрасту, дети были активны в течение дня, их эмоциональный фон позитивный (рис. 1). Социальный статус семьи и национальность, усвоение детьми образовательной программы не учитывались при обследовании.
Экспериментальная группа
Рис. 1. Результаты диагностических исследований по методике «Кактус» (2018–2019 уч. г.)
Результаты обследования в начале и в конце учебного рода представлены в таблице 1.
Табл. 1. Результаты диагностических обследований участников
экспериментальной группы на начало и конец 2018–2019 учебного года
Методики / цели |
Начало года |
Конец года |
Графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой (определение эмоциональной сферы ребенка) |
У 76% детей эмоциональный фон положительный, воспитанники целеустремленные, менее импульсивные и эгоцентричные. У 24% были выявлены расстройства психоэмоционального состояния, дети подвержены агрессии и стрессу. |
У 85% детей эмоциональный фон стабильный, положительный, воспитанники целеустремленные, менее импульсивные и эгоцентричные. Прослеживается положительная динамика в эмоциональной сфере детей данной группы. |
Методика самооценки «Лесенка» (по В.Г. Щур) |
56,3% детей адекватно оценивают себя, не завышают и не занижают свою самооценку. |
87,3% детей адекватно оценивают себя, не завышают и не занижают свою самооценку. Прослеживается положительная динамика на конец года. |
Игра «Секрет» Т.А. Репиной (изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада) |
Коэффициент взаимности детского коллектива — 34%. Сплоченность и взаимоотношения между детьми группы — на среднем уровне. |
Коэффициент взаимности детского коллектива — 55%. Сплоченность и взаимоотношения между детьми группы — на высоком уровне. |
Методика «Паровозик» (выявление тревожности у дошкольников) |
69% детей испытывают среднюю степень благоприятности психологического климата в детском коллективе. Пониженное настроение в течение дня. |
85% детей испытывают высокую степень благоприятности психологического климата в детском коллективе. Настроение в течение дня детей спокойное. Прослеживается положительная динамика и удовлетворительная адаптация в новой социальной среде. |
Методика «Цветик-восьмицветик» (диагностика эмоциональных отношений в семье) |
У 78% детей выявлено положительное отношение ребенка к членам семьи и их отношение к ребенку. Дети готовы идти на сотрудничества, но испытывают неуверенность. |
У 93% детей выявлено положительное отношение ребенка к членам семьи и их отношение к ребенку. Выбранные детьми лепестки говорят об активном взаимодействие членов семьи, доверии и значимости человека. |
Результаты реализации программы по итогам внедрения технологии «литотерапия»
- Выявлено повышение эмоционального фона у детей экспериментальной группы на 9% (в контрольной — на 2%).
- Повысилась самооценка у детей экспериментальной группы на 31% (в контрольной — на 11%).
- Уровень сформированности навыков выстраивания позитивных взаимоотношения в условиях группы детского сада, уровень взаимности — повысился в экспериментальной группе на 21% (в контрольной — нет изменений).
- Снижение уровня тревожности у детей экспериментальной группы в привычной социальной среде группы детского сада на 13% (в контрольной — нет изменений).
- Повышение степени позитивного психического состояния в семье у детей экспериментальной группы — на 15% (в контрольной — на 4%).
Показатель «эмоционально-волевая сфера» у участников контрольной группы практически не изменился и составил 69,5% детей в начале года и 73,8% детей в конце учебного года. В экспериментальной группе наблюдается положительная динамика формирования эмоционально-волевой сферы у детей — с 67,3% до 85,8% детей. Добиться данных результатов удалось благодаря созданию условий для продвижения каждого ребенка на основе учета его индивидуальных возможностей и потребностей, обогащения развивающей предметно-пространственной среды, использования современных технологий и методов развивающего обучения.
Результаты работы для детей:
- снижение агрессивности в группах;
- желание находиться в хорошем настроении;
- высокие темпы социализации и адаптации;
- установление в группах положительного психоэмоционального фона;
- снижение уровня заболеваемости (психосоматический компонент);
- положительное личностное развитие;
- легкое усвоение текущего учебно-образовательного материала.
Результаты для родителей:
- возможность психолого-педагогического сопровождения;
- актуализация направления развития ребенка (мини-консультации);
- актуализация навыка слышать своих детей и по-новому взаимодействовать с ними;
- навыки анализа ситуации и самоанализа;
- навык выстраивания новых моделей отношений с ребенком.
Применение литотерапии дало положительный эффект, о чем говорят результаты анализа полученных данных. Такие результаты были достигнуты благодаря тому, что для каждого ребенка были созданы условия для развития, учитывающие его индивидуальные способности и потребности, пространственная среда для развития, использовались современные технологии и методы обучения, соответствующие уровню развития каждого ребенка. Стоит отметить, что среди воспитанников, не посещающих регулярно дошкольное учреждение по уважительным причинам или по болезни, прослеживается незначительная положительная динамика, что говорит о необходимости систематического посещения занятий.
За время реализации и апробации программы «Каменные сказки» удалось кардинально изменить отношение детей к своему коллективу, к себе, к старшим. Наблюдаются индивидуальные подвижки в таких проявлениях психики, как внимание, эмпатия, эмоциональный интеллект, познавательная активность. Общие характеристики коллектива изменились: дети стали более открытыми, отзывчивыми, позитивно настроенными. Настроения в группе стали более ровными, зародились дружеские отношения. Благодаря активному участию родителей в процессе работы выявились и были скорректированы и отношения в семье. Родители по-новому посмотрели на проблемы воспитания дошкольников, освоили новые модели общения со своими детьми.
Таким образом, гипотеза об эффективности применяемой технологии «литотерапия», выдвинутая педагогами, нашла свое подтверждение.
Перспективы реализации программы:
- распространение опыта на общеразвивающие сады, в которых обучаются дети дошкольного возраста;
- включение в программу онлайн-занятий с детьми и родителями;
- расширение стимульного материала программы;
- обмен опытом на конференциях, семинарах и круглых столах.
Литература
- Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. М., 1995.
- Бойко В.И. Психолого-педагогические условия эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста // Студент и наука (гуманитарный цикл) — 2018: Материалы международной студенческой научно-практической конференции (Магнитогорск, 21–23 марта 2018 г.). Магнитогорск: ФГБОУ ВПО «МГТУ», 2018. С. 740–744.
- Визгина Е.Н., Дунаева Н.А., Ратманова С.А. Литотерапия в работе педагога-психолога дошкольной образовательной организации // Весенние психолого-педагогические чтения: Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти почетного профессора АГУ А.В. Буровой (г. Астрахань, 19 апреля 2022 г.). Астрахань: Астраханский государственный университет, 2022. С. 191–194.
- Визгина Е.Н. Литотерапия в работе с дошкольниками как инновационная технология в работе педагога-психолога современной дошкольной образовательной организации (проект «Каменные сказки») // Преемственность в образовании. 2019. № 24 (12). С. 57–63.
- Визгина Е.Н., Дунаева Н.А., Ратманова С.А. Технология «литотерапия» в практической деятельности педагога-психолога детского сада [Электронный ресурс] // Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика: Сборник научных статей / Под ред. Л.М. Митиной. М.: Психологический институт РАО, 2022. С. 255–256. doi:10.24412/cl-36923-2022-1-231-234
- Вязовцева Е.И. Авторская психолого-педагогическая программа по успешной социальной адаптации дошкольников с элементами сказкотерапии «Здравствуй, сказка!» [Электронный ресурс] // Дошкольник (ДОШКОЛЬНИК.РФ). URL: http://doshkolnik.ru/psihologiya/12391-avtorskaya-psihologopedagogicheskaya-programma-po-uspeshnoiy-socialnoiy-adaptacii-doshkolnikov-s-elementami-skazkoterapii-zdravstvuiy-skazka.html (дата обращения: 26.02.2023).
- Данильченко Е.В. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Педагогический опыт: от теории к практике: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 02 декабря 2017 года. Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. С. 162–164.
- Лаптева Ю.А., Морозова И.С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 3. С. 51–55.
- Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. Информационно-правовой портал. URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 26.02.2023).
- Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. Самара: Учебная литература, 2005. 30 с.
- Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине: методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей. М.: АРКТИ, 2009. 40 с.
- Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. Ульяновск, 2005. 263 с.
- Смирнова Н.Н. Особенности рефлексии различных эмоций у детей старшего дошкольного возраста // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Том 7. № 6. С. 6–15.
- Тузова О.П. Эмоциональное развитие детей среднего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема // Вопросы педагогики. 2019. № 12-1. С. 259–262.
- Федотенков Е.С., Семенова Н.В. Методические материалы к междисциплинарному курсу «МДК 04.01 Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения» для обучающихся по специальности среднего профессионального образования 44.02.01 Дошкольное образование. Армавир, 2018. 41 с.
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2000. 464 с.
- Широкова Г.А., Жатько Е.Г. Практикум для детского психолога. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. 314 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 514
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 15
Скачиваний
Всего: 126
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5