Психологическая наука и образование
2006. Том 11. № 2. С. 31–38
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Cовременные методы исследования психологических особенностей подростков
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: подростковый возраст, нравственный идеал, реальное Я, идентичность, нарративная психология, социальное экспериментирование, интервью, идентификация с героем, критичность восприятия, идеальное Я
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Краснова О.В. Cовременные методы исследования психологических особенностей подростков // Психологическая наука и образование. 2006. Том 11. № 2. С. 31–38.
Полный текст
Исследования проблемы формирования нравственного идеала личности объединяет признание того, что психологическое содержание идеала определяется во многом той общей социальной ситуацией, которая обеспечивает условия для развития человека. Периоды существенных общественных преобразований характеризуются пересмотром многих существовавших ранее моральных норм, ценностей, идеалов, поэтому современный подросток находится в ситуации культурной неопределенности. Содержание идеала детерминируется, с одной стороны, объективными социальными условиями, с другой - стремлениями, желаниями, активностью личности. Известно, что нравственный идеал стимулирует социальное развитие личности, только будучи трансформированным в личный идеал.
Мы считаем, что взросление современного подростка, утратившего идеал, выраженный в персонажной форме, происходит в ситуации самостоятельного поиска и выбора характеристик и качеств, составляющих идеал. Исследовать соотношение реального и идеального в представлениях подростков лучше всего на материале художественных произведений.
Проанализировав все существующие в психологии методические приемы, мы пришли к выводу: особенности подросткового возраста наиболее полно могут быть исследованы клинически. Но если предметом исследования является переживание подростка, то возникает необходимость анализировать особенности этого переживания. Другими словами, необходимо сопоставлять объективные данные и то, что оказывается в поле зрения ребенка, т. е. одновременно фиксировать объект и позицию и таким образом описывать специфику психологического развития подростков. Для этого следует обратиться к нарративному подходу.
Нарративная психология в некоторых аспектах родственна культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Нарративный подход зародился еще в 70-е гг. ХХ в., однако широкое распространение получил лишь в 90-е гг. в работах, посвященных изучению Я и идентичности. Принципиальным положением нарративного подхода к исследованию Я и идентичности является рассмотрение Я как продукта совместного соконструирования в сообществе. Фокусом нарративного исследования часто становятся дискурсы как формы социальной практики, выраженные в языке, преломляющиеся в конкретных историях человеческой идентичности - жизненных историях, или Я-нарративах. В эмпирической исследовательской деятельности это делает актуальным обращение к биографическому и квазибиографическому материалу, к разного рода речевой продукции или любым проявлениям человека, которые можно рассматривать как некоторый текст.
Изучение природы нарративов,того, как и почему люди их конструируют, запоминают, пересказывают, организуют их на основе таких категорий, как сюжет, рассказчик, характер, позволяет понять самого себя.
Одним из наиболее масштабных исследований с применением нарративного метода стало психогеронтологическое исследование, проведенное Дж. Бругманом. Под нарративом Дж. Бругман понимает жизненное повествование, которое представляет собой рассказ или историю собственной жизни. Когда человек описывает себя, он ссылается как на характерные черты, так и на важные события своей жизни, цели, заботы. То же самое происходит в случае, когда мы описываем других.
В своем исследовании Дж. Бругман [7] детально анализирует нарратив как объект исследования, поэтому представление о понятии жизненного повествования основывается на разных точках зрения. В соответствии с конструктивистской точкой зрения повествования задумываются как (ре)конструкции, которые должны придать значение подборке автобиографических фактов путем соединения прошлого, настоящего и будущего.
На основании теории Фрая о мифопоэтических структурах разработана новая таксономия повествовательных форматов, где формат является функцией автономного и гетерономного контролей. Модель повествовательной связанности Барклея, в которой связанность причинных и оценочных элементов в рассказе, и теория ветвления Шрутса, в которой акцентируется дробная структура повествования, создают базис качества повествования.
Обзор литературы приводит к структурной модели повествования, которая включает в себя как формальные аспекты, определяющие его качество, так и форматы, определяющие его характер. Эта модель и образует основу эмпирического исследования Дж. Бругмана.
Нарративный метод, таким образом, дает возможность понять «взгляд» самого рассказчика. Использование данного подхода представляется возможным и для исследования подросткового возраста.
Для разработки методики изучения идеалов современных подростков мы обратились к исследованию К.Н. Поливановой и А.И. Бурцевой (2003). Основные принципы, которыми руководствовались авторы при разработке оригинальной методики для изучения подростков, заключались, во- первых, в необходимости ограничить сферу анализа, т. е. задать некоторое объективное поле, во-вторых, в возможности структурировать заданное поле субъектом, его воспринимающим. Наиболее адекватным, по мнению К.Н. Поливановой, А.И. Бурцевой, является художественное произведение, так как оно всегда богаче своего сюжета и любой читатель или зритель может увидеть в нем то, что ему близко, что отвечает его интересам.
Художественные произведения использовались в качестве некой модели действительности и раньше - в исследовании психологических особенностей подростка отечественным психологом Т.В. Драгуновой [1].
Т.В. Драгунова применяла метод изучения отношения подростков к литературным образам сверстников. Основанием для выбора данного методического приема послужило положение о том, что особенности личности человека раскрываются в его отношении к окружающей действительности и, в частности, к другим людям.
Таким образом, посредством анализа отношения подростка к художественному произведению в целом и литературному герою в частности Т.В. Драгунова попыталась изучить и описать некоторые психологические особенности советского подростка.
Анализ возрастных особенностей отношения к художественному произведению был проведен в социологическом исследовании В.С. Собкина, П.С. Писарского «Динамика художественных предпочтений старшеклассников» [5].
Мир искусства, по мнению В.С. Собкина, П.С. Писарского, задает нам пространство выбора определенных образцов поведения, линий взаимоотношений с окружающими, а также позволяет оценивать поступки и действия других людей, исходя из собственных представлений. Особое внимание авторы обращают на кино, так как оно является наиболее любимым видом искусства среди подростков. Проведенное исследование показало, что отношение подростка к фильму имеет два структурных уровня. Во-первых, оценка подростком фильма определяется его отношением к киноперсонажу на основе идентификации с ним (при этом отношение к персонажу строится на достаточно целостной фиксации различных его характеристик: личностных особенностей, поведения, взаимоотношений, а идентификация с персонажем происходит в контексте основных конфликтов и взаимоотношений героев). Во-вторых, отношение подростка к фильму определяется его субъективной значимостью, которая тесно связана с оценкой реальности фильма, актуальностью его темы и идентификацией. На этом уровне подросток как бы примеривает проблематику фильма к собственной личностной позиции, своему жизненному контексту.
Таким образом, результаты данного социологического исследования, отражающие возрастные особенности отношения к кино, дают основание для использования фильма в качестве стимульного материала в исследовании.
Принимая во внимание социологическое исследование В.С. Собкина, П.С. Писарского, а также работу Т.В. Драгуновой, К.Н. Поливанова и А.И. Бурцева реализовали первый принцип в разработке методики, а именно взяли фильм в качестве некоторого объективного поля, ограничив тем самым сферу анализа. Кроме того, обращение к кинематографу было обусловлено рядом важных характеристик, которым должен отвечать стимульный материал.
К.Н. Поливанова и А.И. Бурцева отмечают привлекательность материала для подростка. По мнению авторов, выбор данного материала - это уже дополнительный стимул для выполнения задания.
Авторы методики полагают, что важной особенностью материала (фильма) является четкая заданность окружающей действительности. Среда бесконечна и вмещает в себя огромное множество жизненных ситуаций. Кино служит проекцией некоторых жизненных коллизий и взаимоотношений. Таким образом, фильм представляет собой модель окружающей действительности, которая содержит достаточно большой набор ситуаций, способов действия в этих ситуациях, предметов и их характеристик, сохраняя при этом совершенно определенные границы.
Посредством просмотра фильма, считают К.Н. Поливанова, А.И. Бурцева, можно выявить темы, наиболее волнующие зрителя. В некотором смысле это своеобразное социальное экспериментирование, происходящее в практически безопасных условиях собственного воображения.
Таким образом, по мнению К.Н. Поливановой и А.И. Бурцевой, материал фильма максимально соответствует необходимым требованиям для исследования особенностей отношения подростка к себе и окружающим.
Второй принцип в разработке оригинальной методики К.Н. Поливановой, А.И. Бурцевой состоял в том, чтобы заданное объективное поле потенциально могло быть структурировано субъектом (подростком). Иными словами, фильм должен быть представлен в виде некой структуры, с тем чтобы можно было сопоставить объект и позицию (или то, что ребенок выделяет из этого объективного поля как особую, значимую для него составляющую) и таким образом проанализировать позицию ребенка.
Итак, суть предлагаемой методики заключается в том, что, используя нарративный подход, по результатам анализа пересказа фильма и беседы о его содержании можно реконструировать возрастные особенности подросткового переживания.
Ключевым моментом в использовании методики К.Н. Поливановой, А.И. Бурцевой является подбор фильма. Авторы полагают, что при выборе материала необходимо руководствоваться следующими критериями: во-первых, фильм должен быть возрастно-адекватным, т. е. доступным для просмотра детей данного возраста; во-вторых, необходимо учитывать «многослойность» кинокартины, т. е. она должна включать хотя бы две тематические линии, а также несколько главных героев; в-третьих, сюжет должен отличаться относительной простотой, чтобы исключить возможные «пробелы» в высказываниях подростков как следствие непонимания ими происходящих событий фильма.
В качестве методического приема в нашем исследовании использовался художественный текст (фильм). Так как он моделирует некоторые жизненные события и имеет четкие границы, он позволяет выявить и описать отношение ребенка к заданным событиям и героям.
Мы использовали полнометражную мультипликационную ленту «Шрек». Выбор этой картины объясняется наличием необходимых характеристик: сравнительно простого сюжетного хода, нескольких тематических линий, различных по характеру героев, адекватности возрасту.
Сбор данных проводился посредством метода интервью. Подросткам предлагалось в качестве свободной беседы с экспериментатором выразить свое отношение к героям и содержанию фильма. Вопросы анкеты были открытыми и предполагали любые варианты ответов детей. Кроме того, они являлись направляющими во время беседы. Интервью проводилось в форме устной беседы с экспериментатором.
Была специально разработана анкета, которая включала 10 основных вопросов. Кроме этого предполагалось возникновение вопросов, не входивших в анкету. Задача, которую мы преследовали при проведении этого исследования, состояла в том, чтобы получить как можно более полную информацию об отношении подростка к героям фильма.
Время проведения интервью было не ограничено.
Предложенная анкета включала в себя следующие вопросы:
1. Какой герой из фильма запомнился тебе больше всего?
2. Расскажи о нем: кто он, чем занимается? У него есть друзья, враги?
3. Какой герой тебе понравился? Почему? Расскажи, какой он?
4. Кто из героев тебе не понравился? Почему (не понравился характер, внешность или его поступки)? Опиши этого героя.
5. Кто из действующих лиц похож на тебя (или ты на него)? Чем (внешность, характер)?
6. На кого бы ты хотел быть похожим? Почему?
7. Какой герой похож на твой идеал? Чем (внешность, характер)? Чего ему не хватает, чтобы быть твоим идеалом?
8. Какой герой, по-твоему, является главным? Почему?
9. Кто из героев самый незначительный?
10. Что ты можешь сказать о фильме в целом? Понравился? Почему?
Таким образом опрошено 203 учащихся 12-18 лет средних общеобразовательных школ Москвы.
Основным было выяснить отношения респондентов к героям фильма. Выбор ребенком того или иного героя давал нам возможность обнаружить наличие момента идентификации, присутствие которого помогло бы выделить основные черты характера и поведения героя как наиболее значимые для ребенка.
Выбор главного героя представлялся нам важным моментом исследования, так как он позволял сопоставлять главного героя фильма (по мнению подростков) и героя, являющегося идеалом для подростков. Иными словами, можно было проследить, насколько часто они совпадают.
Можно отметить, что выбор персонажа в качестве идеального героя или героя, на которого подросток хочет быть похожим, разнообразнее, чем выбор главного героя. Таким образом, можно говорить о том, что выделение персонажа, с которым ребенок идентифицирует себя, не ограничивается основными героями мультфильма. Совсем небольшое число детей выделяют одного и того же персонажа в качестве яркого, запоминающегося героя и героя-идеала, что свидетельствует о том, что не всегда личностные характеристики и поведение героя (даже положительного) являются для детей привлекательными и соответствуют предъявляемым к нему требованиям подростка. Например, Ослика как понравившегося героя назвали 43% подростков, но в качестве идеала его выбрали лишь 13%.
Особое внимание следует уделить подросткам, которые не захотели выбрать героя, соответствующего их идеалу (46% респондентов). Данный факт можно объяснить тем, что число персонажей мультфильма ограничено, следовательно, ограничено и число вариантов набора личностных характеристик, линий поведения и взаимоотношений с окружающими. Иначе говоря, требования и представления подростка о герое-идеале выходят за рамки характеров, представленных в фильме.
Согласно полученным результатам, самым популярным героем мультфильма среди подростков является Ослик. Он наиболее яркий, запоминающийся герой (49%). При описании Ослика подростки давали ему следующие характеристики: болтливый, веселый, забавный, интересный, дружелюбный, преданный (верный) друг, надоедливый, общительный, добродушный.
Свой выбор дети объясняли сходством черт героя с собственными личностными характеристиками,типом поведения и взаимоотношением с окружающими. Таким образом, отношение, а следовательно, и выбор персонажа определялись на основе идентификации с ним. Важно подчеркнуть, что дети фиксировали личностные характеристики героя, которые в то же самое время являлись оценкой его поведения. Кроме того, стоит отметить, что черты личности именно этого персонажа оказались наиболее привлекательными для подростков.
Здесь необходимо обратить внимание на то, что личностные качества героя определялись на основании общей линии его поступков и поведения. Описанные черты Ослика указывают на то, что он отличается активностью и открытостью, умеет выйти из любой ситуации, не бросает друзей в беде, помогает им разобраться в собственных проблемах.
Однако не все предъявляемые качества выступают достоинствами героя. Такие характеристики, как болтливость, неугомонность, хитрость, упрямство и надоедливость, по мнению подростков, являются как раз его недостатками. Этот факт свидетельствует о критичности восприятия ребенка по отношению к выбранному герою, а следовательно, и по отношению к себе. Кроме того, как мы уже упоминали выше, дети, давая ту или иную характеристику, ссылались на наличие подобной у себя.
Таким образом, можно утверждать, что, во-первых, не всегда главный герой фильма является тем персонажем, с которым ребенок идентифицируется; во-вторых, привлекательным персонажем для подростка обычно бывает герой, чьи личностные характеристики, действия и поведение помогают ему находиться в центре внимания; в-третьих, отношение подростка к выбранному герою отличается критичностью восприятия.
Главный герой мультфильма - Шрек получил признание подростков: 34 % из них выделили Шрека как понравившегося героя, 27 % считают данного героя своим идеалом. Следует обратить внимание на то, что свой выбор подростки объясняли положительными внутренними качествами персонажа, скрытыми за внешней формой поведения. Таким образом, можно предположить, что личностные качества и характер взаимоотношений с окружающими в наибольшей степени соответствуют собственной позиции подростка.
Также следует отметить такой интересный факт. Несмотря на то что некоторые герои отличаются низкими показателями выборов, важно подчеркнуть, что дети находят для себя привлекательными даже таких героев, чье появление в мультфильме не носит сколько-нибудь значимый характер (Дракон, Зеркало, Человечек-печенье). Таким образом, можно говорить о том, что не всегда образ активного и яркого героя привлекателен для подростка. Иногда позиция нахождения в стороне от происходящих событий представляется подростку гораздо более привлекательной, чем быть в центре всеобщего внимания.
Кроме того, стоит отметить, что основанием для выбора некоторых персонажей было сочетание таких качеств, как сила и слабость: Дракон одинок, но он большой и умеет летать; Человечек-печенье - маленький и слабый, но он знает важную информацию. Если в случае с Драконом можно говорить о внутренней слабости - одиночестве и физической силе, то с Человечком-печеньем обратная ситуация.
Если сравнить «психологический портрет» героя, представленный подростками разных возрастных групп, то можно заметить, что набор характеристик практически один и тот же. Это дает основание полагать, что во всех возрастных группах отношение и идентификация с персонажем строятся на выделении аналогичных характеристик. Именно данные качества героя, обнаруживающиеся в контексте его поведения и взаимоотношений с другими персонажами, привлекают внимание подростка.
Результаты, полученные с помощью данной методики, с одной стороны, соответствуют представлениям о переживании подростка, содержащимся в литературе, с другой - дают возможность выделить нечто новое. Так, выбор Ослика в качестве предпочитаемого персонажа выглядит несколько неожиданным: представленный в литературе образ решительного, мужественного, сильного героя ломается. Гораздо более привлекательным в глазах современного подростка оказывается герой «классный», «прикольный».
Таким образом, проведенное исследование, во-первых, позволяет конкретизировать поиск методических приемов, адекватных исследованию подросткового возраста; во-вторых, дает возможность определить разрыв между реальным Я и образом идеального героя подростка; в-третьих, помогает составить представление о подростке в условиях современной социальной ситуации. Кроме того, наше исследование свидетельствует о том, что использованный методический прием является чувствительным для изучения идеалов современных подростков, а данные о многоликости идеального героя - перспективными для дальнейшего их изучения.
Литература
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. М., 1967.
- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2000.
- Поливанова К.Н. Психологическое содержание возраста // Вопросы психологии. 1996. № 1.
- Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. учеб. заведений / Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. М., 2001.
- Собкин В.С., Писарский П.С. Динамика художественных предпочтений старшеклас-cников: По материалам социологических исследований 1976 и 1991 гг. М., 1992.
- Эриксон Э. Детство и общество. 2-е изд. СПб., 1996.
- Brugman G. Wisdom: Source of Narrative Coherence and Eudaimonia (a Life-span Perspective). Eburon, 2000.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 6188
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 22
Скачиваний
Всего: 1288
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2