Замещающая семья в России

6836

Аннотация

Неуклонный рост социального сиротства в России определяет актуальность социальных исследований данного явления. Статья не пытается обозначить причины роста этого вида общественной аномии, а определяет пути стагнации и ставит вопросы развития всех форм семейного жизнеустройства детей-сирот как единственного пути решения их проблем, создания условий для интеграции и социализации детей-сирот. В статье описаны различия всех форм жизнеустройства, условия адаптации приемного ребенка в замещающей семье, ее проблемы и способы их разрешения. Для определения эффективности сопровождения замещающих семей автором проведено анкетирование выпускников государственных учреждений для детей-сирот в Костромской, Кировской, Ленинградской и Брянской областях (число опрошенных респондентов составило 546 человек), также осуществлен мониторинг уровня тревожности приемных родителей и приемных детей в вышеперечисленных регионах и районе Ясенево Москвы на протяжении 2004—2005 гг. Основываясь на результатах проведенных исследований, в регионах апробирована модель межведомственного сопровождения выпускников государственных учреждений и службы сопровождения замещающей семьи при органах опеки и попечительства.

Общая информация

Ключевые слова: обучение, социализация, социальное сиротство, сирота, усыновление, опека, попечительство, дети-отказники, незрелое материнство, лишение родительских прав, зависимое поведение, психологическое обследование, замещающая семья, сопровождение

Рубрика издания: Психология семьи

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Осипова И.И. Замещающая семья в России // Психологическая наука и образование. 2006. Том 11. № 2. С. 70–81.

Полный текст

Социальное сиротство - это явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих установленным и принятым в данном обществе нормам, ожиданиям, традициям.

Замещающая семья - любая форма жизнеустройства или форма семейного 
воспитания (реабилитации) детей, нуждающихся в защите государства, где воспитатели и приемные родители не являются биологическими родителями ребенка (семья усыновителей, приемная, патронат- ная, опекунская семья, семейно-воспитательная группа, семейный детский дом и др.).
История призрения сирот на Руси берет свое начало c принятия христианства в 988 г. Владимир Мономах (начало XII в.) в своем «Поучении», адресованном сыновьям, призывал их заботиться о вдовах и сиротах. Поддержка детей-сирот стала важной составной частью отечественной модели социальной помощи, одной из нравственных норм национального сознания.
Во все времена сирота - это человек, лишенный попечения, оставшийся без средств к существованию, зависимый, безродный. Сиротами называли и детей, оставшихся без родителей или брошенных ими, и стариков, одиноких и брошенных на произвол судьбы детьми и родственниками. В статье речь пойдет о детях в возрасте до 18 лет. Сиротами при живых родителях на Руси чаще всего становились незаконнорожденные, «зазорные», дети, усыновление которых собственными родителями было запрещено [6].
В конце XIX в. на государственное призрение могли претендовать: круглые сироты - дети, утратившие обоих родителей вследствие их смерти; дети сирые и убогие (инвалиды); внебрачные дети, матери которых нуждались в помощи в воспитании ребенка; временно все младенцы (законные не старше 10 месяцев), матери которых вследствие болезни, при отсутствии личных средств нуждались во временной отдаче ребенка; подкидыши, доставленные полицией.
В начале XX в. армии беспризорников состояли в основном из круглых сирот.
Государственная система воспитания детей в России конца XX в. породила несколько причин сиротства (помимо смерти родителей):
лишение родительских прав;
ограничение в родительских правах;
изъятие детей из семьи при непосредственной угрозе их жизни и здоровью;
отказ родителей от родительских прав.
История призрения сирот на Руси имеет глубокие корни. В 1764-1770 гг. открываются первые воспитательные дома для детей-сирот в Москве и Петербурге.
Вслед за воспитательными домами по инициативе частных лиц во многих городах открывались сиропитальницы, которые должны были содержать детей до 3 лет, а потом отправлять их в Москву в Воспитательный дом, где детская смертность была очень высокой.
Большинство детей стали направлять в благополучные крестьянские семьи на вскармливание и воспитание, сначала на 9 месяцев, затем до 5 и 7 лет. В конце концов «казенный» ребенок оставался в семье до совершеннолетия, и в 17 лет мальчиков причисляли к казенным крестьянам. Существовал специальный корпус надзирателей, которые были призваны сопровождать (осуществлять патронаж), т. е. наблюдать за содержанием детей-сирот в крестьянских семьях (половина надзирателей были врачами).
Преимуществом этого варианта устройства безродных, брошенных детей было то, что многие из них получали необходимую для нормальной социализации нишу, которой является семья.

Передача детей-сирот на воспитание
в крестьянские семьи - прообраз
патронатной семьи

 

Императрица Мария Федоровна предложила расширить практику передачи младенцев из воспитательных домов в крестьянские семьи в «государственные» деревни. С XVIII в. в России использовались следующие формы жизнеустройства детей- сирот:
усыновление;
опека и попечительство;
устройство детей в семьи на патронаж за определенную плату (при этом подчеркивалось, что этот способ требует хорошо поставленного контроля);
устройство небольших приютов для помещения детей от 3 до 8 лет.
В 1811-1837 гг. на уровне правительства был издан Указ о раздаче детей по деревням и сокращении числа сиротских учреждений. В начале XIX в. только в Петербурге было зарегистрировано около 18 тыс. семей, в которых проживали более 20 тыс. детей, лишившихся родительского попечения. Но и этот эксперимент не решил проблем призрения сирот, и за счет частной благотворительности стали открываться учреждения общественного воспитания, но под другими названиями: «приюты», «ясли».
После Октябрьской революции 1917 г. воспитательный процесс унифицируется. Возникают новые модели сиротских учреждений: детские дома, городки, деревни. Однако во времена нэпа, в 1924 г., вновь предпринимается попытка создания института па- тронатных семей, который просуществовал до 1930 г. Обозначается тенденция сокращения числа детских домов. Но система патроната не дала ожидаемых результатов, так как получение льгот для семей, которые брали детей на воспитание, было связано со многими бюрократическими формальностями.
Развитие семейного патроната убыстряется с конца Второй мировой войны. К 1943 г. 74 648 сирот были отданы на патронат. 7 мая 1948 г. Управлением лечебно-профилактической помощи детям Министерства здравоохранения СССР были утверждены «Указания о порядке передачи детей на воспитание в семьи трудящихся», которые предписывали:
на воспитание в семьи трудящихся (патронат) передаются дети-сироты, а также дети, изъятые из семьи по постановлению суда или органов опеки;
дети передаются на патронат в семьи, где условия жизни ребенка могут быть хорошими и за его здоровьем и воспитанием будет установлено систематическое наблюдение со стороны органов здравоохранения;
органами здравоохранения на патронат отдаются дети в возрасте от 5 месяцев. В отдельных случаях могут быть переданы дети с 3 месяцев при условии, если воспитательница может обеспечить ребенку вскармливание грудным молоком.
За два десятилетия после окончания Великой Отечественной войны внедрение этой формы позволило повсеместно закрыть большие детские дома. Воспитание в семье оказалось намного выгоднее экономически и больше отвечало потребностям детей. В 60-х гг. ХХ в. по личному распоряжению Н.С. Хрущева профессиональная замещающая семья прекратила свое существование как форма решения проблемы сиротства в нашей стране практически до 90-х гг.
Социально-политические реформы последних десятилетий повлекли за собой резкий экономический спад, расслоение общества, безработицу, беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних, социальное сиротство. Согласно официальным статистическим данным, в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 800 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из указанного числа детей (по состоянию на 01.01.2005 г.) в государственных учреждениях различных ведомств воспитываются 260 тыс. детей [7, с. 65]. Регионы - рекордсмены по числу детей, оставшихся без попечения родителей: Москва, Санкт-Петербург, Кемеровская, Челябинская, Московская, Свердловская, Иркутская области, Приморский край (показатель - от 1000 до 1700 человек в год). В некоторых регионах наблюдается рост сиротства по сравнению с прошлым годом: на 50 % - в Еврейской автономной республике, на 105 % - в Республике Тува, на 300 % - в Чеченской республике [7, с. 66].
Преимущественной формой семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является опека (попечительство). В 2004 г. выявлено 145 385 таких детей. Из них в государственные учреждения устроены 41 155 детей, взяты под опеку 68 028 детей, в приемные семьи - 1647, усыновлены 7075 детей .

 

Следующая таблица демонстрирует чис- от общего их числа произошло в случаях ло отмененных усыновлений. Более 63 % усыновления детей отчимами и мачехами.


Основные причины отмены усыновлений, опеки (попечительства) - разрыв детско-родительских отношений, девиантное, делинквентное поведение подростков. Как правило, бывшие усыновители и опекуны винят пресловутые гены, плохую наследственность детей, отсутствие помощи со стороны государства и специалистов учреждений, незнание психологических особенностей детей-сирот, свою педагогическую несостоятельность, что неопровержимо свидетельствует о недостатках в отборе и подготовке семей, принимающих решение взять на воспитание в свои семьи детей-сирот.
В современной России получили развитие несколько форм замещающих семей: семьи усыновителей, опекунские, приемные семьи, семейные детские дома, патронатные семьи, семейные воспитательные группы. Главная и общая их особенность в том, что в условиях семьи воспитываются чужие (небиологические) дети. Чем же отличаются эти семьи? (См. табл. 2.)
Воспитателями приемной, патронатной, семейной воспитательной группы могут быть совершеннолетние лица обоего пола, имеющие жилье, без вредных привычек, судимости, инвалидности I группы, прошедшие отбор, обследование, курс обучения по программе «Воспитатель замещающей семьи».
Наиболее распространенные виды замещающей семьи (опекунская, приемная, патронатная) применимы в ситуации, когда у ребенка установлен статус сироты. Патронатная семья является формой семейной реабилитации ребенка-сироты, устанавливаемой детским домом. Патронат- ный воспитатель также является сотрудником учреждения, получает заработную плату и средства на содержание ребенка, но предпочтительно, чтобы ребенок находился в одной семье до совершеннолетия, что помогло бы ему сформировать устойчивую привязанность, доверительное отношение к воспитателю, приобрести навыки самообслуживания, самостоятельности и ответственности, усвоить семейные обязанности, роли, культурные и нравственные ценности и нормы. Предпочтительно, чтобы патронатные семьи были полными, в возрасте от 28 до 55 лет, чтобы семья имела возможность, силы, здоровье и желание соответствовать потребностям ребенка в развитии, общении, организации культурного досуга, активного отдыха и спорта.
Качество замещающей семьи, ее состоятельность в выполнении данных функций, длительность существования в данной роли можно прогнозировать, опираясь на результаты исследований зарубежных ученых.
В соответствии с проведенными ими исследованиями из 115 фостерных (замещающих) семей через 18 месяцев распались 74 семьи [5].
Обзор зарубежных исследований психологических проблем фостеринга (замещающих семей) выявляет дополнительные проблемные зоны замещающей семьи. В качестве одной из основных рассматривается проблема идентификации ребенка с фостерными (замещающими) родителями.
Состояние и положение детей при их переводе из кровных семей или приютов в фостерные семьи вначале закономерно ухудшаются, так как они попадают из одной нестабильной ситуации в другую. Этим

 

 

 

 

во многом объясняется тот кризис, который переживают дети и семья на первоначальном этапе фостеринга.
Анализ зарубежной литературы позволяет выделить следующие мотивы приема сирот на воспитание: любовь к детям; особое прошлое семьи и детство родителей; политические и религиозные убеждения; решение улучшить свои «родительские способности»; особые события, повлиявшие на принятие решения; профессиональная деятельность в качестве фостер- ных воспитателей;
В. Голанс дал свою квалификацию фос- терных семей, в основу которой положил особенности отношения (установки) семей к различным факторам: к друзьям, физической боли, поведению других и т. д. Резкое несовпадение указанных отношений у семьи и приемного ребенка негативно влияет на взаимную адаптацию. Выделив некоторые факторы риска и факторы, способствующие адаптации, В. Голанс пришел к заключению, что конструктивные отношения в фостерной семье - это оптимальный баланс отношений зависимости и автономии между членами семьи и новой личностью. Ребенок с депривационной симптоматикой начинает проявлять в семье склонность либо к слиянию, либо к искаженной самодостаточности, а семья, сталкиваясь с изменчивыми границами его Я, может постоянно нарушать их и ставить ребенка в условия депривации.
При появлении приемного ребенка вся семья переживает аффект. Дети переносят на приемных родителей чувства обиды и гнева, которые они испытывают по отношению к кровным родителям, по тем или иным причинам оставившим их. Приемные родители страдают, так как их чувства к этому ребенку отличаются от чувств к собственным детям. Постепенно приемный ребенок начинает вести себя, как другие члены семьи, не отличаясь от них, воспроизводить правила семьи и нормы.
Исследования показали, что фостеринг позитивно влияет на всю семью в целом. Семье приходится приспосабливаться, объединяться, чтобы найти место ребенку, и это позволяет наполнить жизнь новым смыслом. Члены семьи, особенно женщины, сосредоточенные на доме, обретают ощущение нужности. Выделяют ряд факторов, влияющих на успешность приемных родителей:
умение справляться с обычными проблемами детей школьного возраста без паники и экстремальных дисциплинарных мер;
понимание сути психологических проблем, лежащих в основе проблемного поведения приемных детей;
компетентность приемных родителей в вопросах детского воспитания;
отсутствие у приемных родителей строгих и формальных религиозных ориентаций;
готовность отцов кооперироваться с социальными работниками;
способность воспринимать нужды и потребности приемного ребенка как приоритетные;
способность приемной матери относиться к принятому ребенку как индивидуальности;
рождение приемной матери первой в собственной кровной многодетной родительской семье.
Результаты исследования отказов родителей от приемных детей свидетельствуют о слабой подготовке приемных родителей к новой роли, недостаточной поддержке после определения в семью ребенка со стороны специалистов служб сопровождения, неумении приемных родителей найти оптимальный баланс между контролем и мерой ответственности ребенка.
Именно поэтому особую важность приобретает подготовка родителей к приему детей - получение необходимой информации о прошлом ребенка, его особенностях, о возможных проблемах и трудностях. Не менее важен аспект подготовки ребенка к определению в приемную семью: предварительные встречи с приемной семьей, разъяснительные беседы, совместный отдых в течение непродолжительного времени (выходные, праздники, каникулы и т. д.), наличие выбора у ребенка, разъяснение ему сути и необходимости сопровождения, возможности реабилитации кровной семьи и т. д.
Рабочий альянс между семьей и социальным работником возникает или не возникает в первые недели взаимодействия, поэтому очень важно, чтобы у семьи возникло ощущение позитивного участия и поддержки, при этом необходимо поддерживать контакт с обоими родителями. Важно, чтобы приемные родители правильно понимали причины того или иного поведения ребенка, причем следует избегать диагнозов и ярлыков. Информацию родителям необходимо давать в описательном стиле. В вышеперечисленных исследованиях выявлен высокий уровень совпадений между эффективностью адаптации приемного ребенка в семье и ориентацией семьи на длительный срок его проживания.
В адаптации приемного ребенка в семье выделяют следующие периоды:
«медовый месяц» - период, когда ребенок всеми силами и доступными средствами пытается зарекомендовать себя с наиболее положительной, привлекательной стороны. Основная цель ребенка - остаться в семье, изучить новую территорию, порядки, людей, определить их сильные и слабые стороны, попытаться найти в семье свое место;
«выпускание коготков» - период, когда ребенок более или менее уверен в своем положении в семье, статусе, не боится показать свои отрицательные качества, характер, пытается установить собственные правила, «прощупать почву под ногами»: что можно и чего нельзя, насколько можно расширить границы и рамки поведения своего и окружающих, выторговать для себя особые условия и поблажки, отработать механизмы манипуляций окружающими.
Некоторые периоды (1 месяц после определения ребенка в семью, 3, 6 месяцев, 1 год, полтора года) можно назвать кризисными в становлении замещающей семьи. В адаптационный период замещающим семьям особенно необходимо квалифицированное медико-психолого-педагогическое и социальное сопровождение, направленное на адаптацию семьи и ребенка к совместному проживанию; оказание помощи замещающей семье со стороны специалистов для создания определенного уровня психологической комфортности для всех членов семьи и приемного ребенка. По истечении адаптационного периода, достижении положительных результатов в деятельности семьи патронаж может перейти в разряд «текущего», т. е. посещение семьи специалистами 2 раза в год, через 5 лет функционирования замещающей семьи без негативных фактов - контрольный (опосредованный) патронаж (запрос информации, характеристики от классного руководителя, воспитателя, социального педагога и других специалистов, контактирующих с семьей и ребенком не реже 1 раза в год).
Среди типичных проблем, характерных для российских приемных родителей и воспитателей, отмечены чувство бессилия, частое использование тезиса о плохой наследственности, позволяющего объяснить имеющиеся у ребенка эмоциональные и поведенческие нарушения. Нередко приемные родители испытывают чувство вины, состояние стресса, связанное с необходимостью соответствовать определенным социальным ожиданиям, чувства горя и глубокого сожаления при уходе из семьи взрослеющих детей, негативное отношение окружающих, не верящих в искренность приемных родителей. Формирование у приемного ребенка привязанности к новым родителям чрезвычайно важно. Особенно большое значение это имеет для детей, которые определены в замещающие семьи в подростковом возрасте.

Значительное расхождение между ожиданиями ребенка и тем, что он реально наблюдает, осложняет установление тесного эмоционального контакта между приемными родителями и ребенком. Родители ожидают благодарности со стороны ребенка, преданности, признательности, что наблюдается крайне редко. Это порождает у приемных родителей чувство бессилия и отчуждения, заставляет предъявлять к ребенку завышенные требования [4].
Рассмотрим приоритетность в ожиданиях детей, помещаемых в замещающие семьи, и родителей (воспитателей) этих семей (табл. 4).
Налицо резкие расхождения в ожиданиях ребенка (младшего подросткового возраста) и приемных родителей.
Исследования, проведенные при сопровождении замещающих семей, позволили выделить наиболее типичные проблемы, с которыми сталкиваются семьи. К их числу относятся:
развитие кровных детей в условиях замещающей семьи, их эмоционально-личностное благополучие;
психологическая совместимость или несовместимость приемных детей и родителей-воспитателей, приемных и кровных детей;
возникновение у родителей комплекса вины вследствие неудовлетворенности результатами своей воспитательной деятельности;
право родителей расстаться с ребенком и право ребенка покинуть семью в определенных ситуациях. К этому перечню следует отнести также и проблемы вхождения приемных детей в семью (когда длительность процесса предполагает перестройку взаимоотношений в семье, смену ее социально-психологических ролей); супружеских конфликтов и взаимоотношений с родственниками, кровной семьей ребенка; тайны усыновления (как и когда говорить ребенку, что он усыновлен, и говорить ли вообще), проблемы подмены мотивации.
В связи с этим основными направлениями работы специалистов становятся отбор, обучение кандидатов, выявление истинных мотивов, информирование семьи, разработка совместных целей и задач, целенаправленное изменение убеждений и способов взаимодействия, консультирование по всем возникающим вопросам, помощь. Постепенное освоение ребенком разнообразных форм деятельности и отношений к людям позволяет ему поверить в себя, оценить свои перспективы, освоить и брать на себя взрослые роли в семье, детском коллективе, а впоследствии в профессиональном сообществе.
О.М. Дерябина относит к группе риска замещающие семьи, в которых нет 

 

 

 

одного из родителей; слишком «солидный» возраст приемных родителей; отсутствие опыта воспитания собственных детей; недостаточную информированность родителей- воспитателей об особенностях данного ребенка; неадекватное представление о трудностях, с которыми столкнутся, о психологической нагрузке для всех членов семьи.
Ребенок, пришедший из кровной семьи, уже имеет достаточно полную идентичность. Неопределенность настоящего и будущего заставляет такого ребенка стремиться к прежней идентичности, уходить из новой семьи, проявлять непослушание. Н.П. Иванова и О.В. Заводилкина отмечают, что необходимым условием успешной адаптации ребенка-сироты в новой семье является взаимное соответствие ролевых ожиданий ребенка и приемных родителей. Авторы подчеркивают влияние собственного опыта жизни ребенка на процесс идентификации с семьей. Дети-отказники, не знающие ничего о своем прошлом и о причинах сиротства, с трудом осознают свою идентичность и, приходя в семью, начинают борьбу за собственное Я. Решающим звеном формирования идентичности, по мнению авторов, является наличие одного главного заботящегося взрослого [1]. Авторы отмечают позитивную динамику развития взаимоотношений детей-сирот с приемными родителями, указывают на высокий темп развития детей в первые месяцы жизни в условиях замещающей семьи, улучшение их речи, расширение кругозора на фоне формирования чувства уверенности и гармонизации межличностных отношений. Анализируя результаты наблюдений, Н.П. Иванова и О.В. Заводилкина делают вывод, что уже к подростковому, юношескому возрасту развитие приемных детей не отличается от развития детей, растущих в родных семьях.
Постоянство отношений с родителями является особенно важным в течение первых 5 лет жизни, дети с частой сменой близких взрослых составляют группу риска, так же как и дети из детских домов, где никто не несет специальной персональной ответственности за конкретного ребенка, его развитие, воспитание, образованность. Сопоставимую опасность представляет отказ от детей после их усыновления, неоднократный переход ребенка из детского дома в приемную семью и обратно, а также институциональное внеличностное воспитание.
Замещающая семья в России сталкивается с крайне сложной задачей компенсации последствий депривации и травматического опыта у детей-сирот, поэтому другая, не менее важная, задача социальнопсихологических служб - это организация профессионального сопровождения этих семей психологами, психотерапевтами, педагогами и социальными педагогами, социальными работниками.
Все это свидетельствует о важности не только помещения ребенка в семью, но и необходимости психологического отбора, обучения воспитателей и качественного профессионального сопровождения замещающей семьи с целью предотвращения нового разрыва привязанности. Либо ребенок должен жить в семье определенный и известный ему срок, необходимый для реабилитации его кровной семьи, либо замещающую семью нужно готовить к постоянному (до совершеннолетия) пребыванию ребенка.

Литература

  1. Басова В.М., Захарова Ж.А. Формирование социально-педагогической компетентности у приемных родителей (усыновителей): Учебно-методическое пособие. Кострома, 2003.
  2. Бахрушин С. Организация попечения о беспризорных детях в Москве. М., 1916.
  3. Зарецкий В.К., Дубровская М.О. и др. Пути решения сиротства в России. М., 2002.
  4. Захарова Ж.А., Осипова И.И. Замещающая семья: Научно-методическое пособие. М., 2005.
  5. Котли П. Новые приемные родители (первый опыт). Новосибирск, 2000.
  6. Невзоров А. Опека над несовершеннолетними. Ревель, 1892.
  7. О положении детей в Российской Федерации / Под ред. С.В. Дармодехина. М., 2005.
  8. Cautley P.W. New Foster Parents. N. Y., 1980.

Информация об авторах

Осипова Ирина Ильинична, доктор социологических наук, директор, ГОУ Детский дом №37, Москва, Россия, e-mail: osir2005@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3645
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 17

Скачиваний

Всего: 6836
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1