Особенности развития мотива и мотивации власти в детском возрасте

956

Аннотация

Разнообразные события, происходящие в социальной жизни современного общества, ставят перед психологической наукой целый ряд задач, и прежде всего всестороннее изучение различных мотивов социального поведения, среди которых мотив и мотивация власти стоят далеко не на последнем месте. Известно, что сила данного мотива оказывает непосредственное влияние не только на качество личных взаимоотношений людей, но и на взаимодействие субъектов в более широком социальном контексте. Что же касается вопроса структуры и развития мотивации власти, то он до сих пор остается нерешенным как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Именно поэтому целью представленного здесь исследования оказалось изучение особенностей развития и структуры мотива и мотивации власти, начиная с раннего возраста и заканчивая подростковым. Опираясь на концепцию социальных мотивов Х. Хекхаузена, И.Р. Алтунина разработала и использовала специальные методики, направленные на изучение сформи-рованности согласованности возрастных изменений и половых различий упомянутого выше вида мотивов и мотиваций социального поведения (всего 125 испытуемых). Кроме этих методик применялись стандартизированное наблюдение, опрос и экспериментально организованная групповая и индивидуальная игры. Были сформулированы и проверены четырнадцать частных гипотез, вытекающие из предложенной автором концепции структуры и развития мотивов и мотивации социального поведения.

Общая информация

Ключевые слова: мотивация социального поведения, мотив власти, формирование, развитие, структура

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Алтунина И.Р. Особенности развития мотива и мотивации власти в детском возрасте // Психологическая наука и образование. 2006. Том 11. № 3. С. 5–16.

Фрагмент статьи

Подавляющее большинство работ отечественных и зарубежных психологов по проблеме мотивации власти касалось влияния этого мотива на руководство и управление социальными организациями, группами и коллективами (интерес исследователей концентрировался вокруг вопросов взаимодействия субъектов в системе «руководитель–подчиненный») [3, 4, 5, 6, 7, 9]. Работы, посвященные генезису данного вида мотива и мотивации, как в нашей стране, так и за рубежом практически отсутствуют [1]. Вместе с тем эта мотивация представляет собой более сложное явление, чем мотивация достижения успехов или мотивация аффилиации. В стремление человека к власти помимо мотива власти как такового могут быть вовлечены и оказывать на него влияние самые разнообразные мотивы. Это, например, мотив достижения успехов, уровень притязаний, самооценка и др.

Согласно авторской концепции структуры и развития мотивов и мотивации социального поведения [2], мотив власти у детей может появиться и начать развиваться только в условиях непосредственного взаимодействия с другими, т. е. в условиях совместной игровой деятельности. Активно мотив власти формируется в младшем и среднем дошкольном возрасте, становясь дифференцированным в младшем школьном, и завершает свое развитие в подростковом возрасте. Эти и другие предположения последовательно проверяются и обсуждаются в представленных исследованиях.

Литература

  1. Алтунина И.Р. Структура и развитие мотивов и мотивации социального поведения. Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2006.
  2. Мотивы и мотивация социального поведения (теория развития мотивов и мотивации социального поведения). М., 2005.
  3. Адапт Дж. Психология власти. М., 2004.
  4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М., 2001.
  5. Емельяненкова А.В. Психолого-акмеологические особенности формирования мотивации власти руководителя: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Калуга, 2001.
  6. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., 2000.
  7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2006.
  8. Майерс Д. Социальная психология. Спб., 1997.
  9. Немов Р.С. Психология: Психология образования. Кн. III. М., 2002.
  10. Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 2000.
  11. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Ч. 1, 2. М., 1986.

Информация об авторах

Алтунина Инна Робертовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, Россия, e-mail: mpsi@col.ru