Вероятностный характер связи между внутри- и межличностной конфликтностью подростков

1155

Аннотация

В статье излагаются результаты экспериментального исследования связей между стратегиями поведения подростков в конфликтных ситуациях и степенью их внутренней конфликтности. Стратегии поведения в ситуациях конфликта выявлялись по методике К.Томаса, мера внутренней конфликтности - по методике С. Р. Пантелеева. Вопреки распространенному мнению о внутренней конфликтности как источнике внешней, установлено, что они связаны на статистически значимом уровне только при высокой степени острой внутренней конфликтности, вызывающей поведение непримиримого соперничества. Средняя и даже средне высокая степень ее не мешает подростку выбирать более гибкие стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Общая информация

Ключевые слова: межличностный конфликт, конфликт, подростковый возраст, возрастной кризис, внутриличностный конфликт, личность, межличностные отношения, мотивация, стратегия поведения

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Для цитаты: Божович Е.Д. Вероятностный характер связи между внутри- и межличностной конфликтностью подростков // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 2. С. 5–15.

Фрагмент статьи

... Мы исходили из предположения о том, что между наличием неразрешенных внутриличностных конфликтов и выраженной поведенческой конфликтностью человека в отношениях с окружающими может быть определенная связь. Она, вероятно, должна с наибольшей отчетливостью проявляться в подростковом возрасте, когда кризис психического развития порождает внутриличностные конфликты, а механизмы рефлексии и управления собственным поведением и переживанием еще не сформировались в достаточной степени, что обусловливает «выход» внутренней конфликтности вовне. Поэтому межличностные конфликты, вероятно, характерны для подростков с внутриличностной конфликтностью. Прежде чем обратиться к методам проверки этой гипотезы и полученным данным, кратко остановимся на понятии конфликта, его структуре и имеющихся классификациях. ...

... Методика позволяет выделить преобладающую у подростка стратегию поведения в конфликтной ситуации. К. Томас выделяет 5 основных стратегий: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Каждую из этих стратегий характеризует определенный стиль поведения. Для соперничества характерны активная борьба за свои интересы, стремление субъекта к достижению цели любыми средствами – с помощью власти, принуждения, давления на оппонентов, использования зависимости других участников от него.

Ситуация воспринимается подростком как победа или поражение, что предполагает жесткую позицию и непримиримый антагонизм к другим. Эта неконструктивная стратегия поведения, вероятно, и свойственна так называемой «конфликтной личности». При сотрудничестве человек участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, не забывая при этом и свои интересы. Это наиболее конструктивный стиль поведения, преобладание которого, в сочетании с компромиссом, свидетельствует о высоком уровне развития личности. ...

Литература

  1. Бабасов В.М. Конфликтология. Минск: Тетра-Систем, 2000.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М.: Просвещение, 1968.
  3. Божович Л. И. Хрестоматия по возрастной психологии // Этапы развития личности в онтогенезе / Сост. О.А Карабанова. М.: Российское психологическое общество, 1995.
  4. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. М., 1979.
  5. Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович и Л. В. Благонадежной. М., 1972.
  6. Галигузова Л.Н., Землянухина Т.М. Зарождение общения между детьми в раннем возрасте // Генетические проблемы социальной психологии / Под ред. Я.Л. Коломинского и М.И. Лисиной. Минск, 1985.
  7. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2001.
  8. Грешнев Д.В. К пониманию психологии внутриличностных конфликтов. Тамбов, 2001.
  9. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1972, № 2.
  10. Заиченко Н.У. Психология конфликтов. Ч.1. Психологические аспекты и возможности разрешения внутриличностных конфликтов. М.: МГУПС, 2000.
  11. Левин К. Типы конфликтов // Психология конфликта. Хрестоматия / Сост. Н.В. Гришина СПб., 2001.
  12. Лозоцева В.Н. Вместе с друзьями // В часы досуга. М., 1972.
  13. Лозоцева В.Н. Особенности отношения
    подростка к сверстнику как образцу. Автореферат … канд. дисс. М., 1978.
  14. Митина Л.М. Психология конкурентоспособной личности. М.–Воронеж, 2002.
  15. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
  16. Неймарк М.С. Изучение подростков с разной направленностью личности // Изучение мотивации детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежной. М., 1972.
  17. Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993.
  18. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. М.: Стиль, 2000.
  19. Рузская А.Г., Абрамова Л.Н. К вопросу о психологической природе жалоб дошкольников // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. М.: 1980.
  20. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. Воронеж: Институт практической психологии, 1996.
  21. Фельдштейн Д.И. Конфликты в условиях школы // Психология взросления. М., 1999.
  22. Чудновский В.Э. О нравственной устойчивости личности и ее формировании у подростка. М., 1979.
  23. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. М., 1997.
  24. Якутина О.И. Конфликтология. М., 2000.
  25. Thomas K.W., Killmann R.H. Thomas Killmann Conflict mode instrument. XICOM, 1990.

Информация об авторах

Божович Елена Дмитриевна, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8015-9040, e-mail: elenabozhovich@inbox.ru