Психологическая наука и образование
2007. Том 12. № 2. С. 5–15
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Вероятностный характер связи между внутри- и межличностной конфликтностью подростков
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: межличностный конфликт, конфликт, подростковый возраст, возрастной кризис, внутриличностный конфликт, личность, межличностные отношения, мотивация, стратегия поведения
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Для цитаты: Божович Е.Д. Вероятностный характер связи между внутри- и межличностной конфликтностью подростков // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 2. С. 5–15.
Фрагмент статьи
... Мы исходили из предположения о том, что между наличием неразрешенных внутриличностных конфликтов и выраженной поведенческой конфликтностью человека в отношениях с окружающими может быть определенная связь. Она, вероятно, должна с наибольшей отчетливостью проявляться в подростковом возрасте, когда кризис психического развития порождает внутриличностные конфликты, а механизмы рефлексии и управления собственным поведением и переживанием еще не сформировались в достаточной степени, что обусловливает «выход» внутренней конфликтности вовне. Поэтому межличностные конфликты, вероятно, характерны для подростков с внутриличностной конфликтностью. Прежде чем обратиться к методам проверки этой гипотезы и полученным данным, кратко остановимся на понятии конфликта, его структуре и имеющихся классификациях. ...
... Методика позволяет выделить преобладающую у подростка стратегию поведения в конфликтной ситуации. К. Томас выделяет 5 основных стратегий: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Каждую из этих стратегий характеризует определенный стиль поведения. Для соперничества характерны активная борьба за свои интересы, стремление субъекта к достижению цели любыми средствами – с помощью власти, принуждения, давления на оппонентов, использования зависимости других участников от него.
Ситуация воспринимается подростком как победа или поражение, что предполагает жесткую позицию и непримиримый антагонизм к другим. Эта неконструктивная стратегия поведения, вероятно, и свойственна так называемой «конфликтной личности». При сотрудничестве человек участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, не забывая при этом и свои интересы. Это наиболее конструктивный стиль поведения, преобладание которого, в сочетании с компромиссом, свидетельствует о высоком уровне развития личности. ...
Литература
- Бабасов В.М. Конфликтология. Минск: Тетра-Систем, 2000.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М.: Просвещение, 1968.
- Божович Л. И. Хрестоматия по возрастной психологии // Этапы развития личности в онтогенезе / Сост. О.А Карабанова. М.: Российское психологическое общество, 1995.
- Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. М., 1979.
- Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович и Л. В. Благонадежной. М., 1972.
- Галигузова Л.Н., Землянухина Т.М. Зарождение общения между детьми в раннем возрасте // Генетические проблемы социальной психологии / Под ред. Я.Л. Коломинского и М.И. Лисиной. Минск, 1985.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2001.
- Грешнев Д.В. К пониманию психологии внутриличностных конфликтов. Тамбов, 2001.
- Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1972, № 2.
- Заиченко Н.У. Психология конфликтов. Ч.1. Психологические аспекты и возможности разрешения внутриличностных конфликтов. М.: МГУПС, 2000.
- Левин К. Типы конфликтов // Психология конфликта. Хрестоматия / Сост. Н.В. Гришина СПб., 2001.
- Лозоцева В.Н. Вместе с друзьями // В часы досуга. М., 1972.
- Лозоцева В.Н. Особенности отношения
подростка к сверстнику как образцу. Автореферат … канд. дисс. М., 1978. - Митина Л.М. Психология конкурентоспособной личности. М.–Воронеж, 2002.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
- Неймарк М.С. Изучение подростков с разной направленностью личности // Изучение мотивации детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежной. М., 1972.
- Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993.
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. М.: Стиль, 2000.
- Рузская А.Г., Абрамова Л.Н. К вопросу о психологической природе жалоб дошкольников // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. М.: 1980.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. Воронеж: Институт практической психологии, 1996.
- Фельдштейн Д.И. Конфликты в условиях школы // Психология взросления. М., 1999.
- Чудновский В.Э. О нравственной устойчивости личности и ее формировании у подростка. М., 1979.
- Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. М., 1997.
- Якутина О.И. Конфликтология. М., 2000.
- Thomas K.W., Killmann R.H. Thomas Killmann Conflict mode instrument. XICOM, 1990.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3084
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 16
Скачиваний
Всего: 1180
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3