Технология терапевтической дидактики в аспекте формирования толерантности подростков

1009

Аннотация

В статье показана возможность органичного соединения дидактического и психолого-педагогического компонентов урока на основе терапевтической дидактики как современной образовательной и психолого-коррекционной технологии. Представлена методика и содержание опытного обучения, направленного на формирование толерантности подростков в рамках указанного подхода.

Общая информация

Ключевые слова: толерантность, дидактический диалог, коррекционно-профилактическая работа, подростковый возраст, стереотипы, терапия

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Зайдман И.Н., Можейкина Л.Б. Технология терапевтической дидактики в аспекте формирования толерантности подростков // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 2. С. 50–60.

Фрагмент статьи

... Особое место в процессе формирования толерантного поведения и сознания отводится технологиям педагогической и коррекционной работы с подростками, возрастной особенностью которых является интолерантное поведение. Проявляется оно в межгрупповых механизмах деления на своих и чужих: социальной категоризации, групповой идентификации, социальном сравнении, межгрупповой дискриминации, стереотипизации и атрибуции. У подростков актуализированы многие черты интолерантности (агрессивность в отношении инаковости, непринятие индивидуальности другого, использование себя в качестве идеала, комформность и закрытость референтных групп и т.д.) [7].

Большинство направлений формирования толерантности подростков (педагогика толерантности, развитие культуры межнациональных отношений, педагогическая герменевтика и т.п.) предполагают занятия с детьми в рамках образовательных чреждений: это факультативы, внеклассные мероприятия, дискуссионные клубы, деловые игры, тренинги на уроках психологии (внеурочная форма либо специально отведенные для этого занятия). Нами предпринята попытка формирования толерантной личности учащегося в рамках системы уроков, решающих не только конкретные методические и общедидактические, но и психолого-педагогические задачи; таким образом ученик приобретает умения и навыки толерантного поведения в рамках «обычной», повседневной учебной деятельности.

Цель данной статьи – описание содержания психолого-педагогического эксперимента по формированию толерантности подростков на основе уроков русского языка. Мы пришли к выводу, что, работая со стереотипными интолерантными речевыми проявлениями, можно постепенно подойти к их психологической коррекции (расшатыванию консервативных рамок в сознании подростков, расширению языковой, а значит, и концептуальной картины мира, формированию конструктивных толерантных отношений у школьников и т.д.)[5]. Подобный подход к обучению и воспитанию был определен как терапевтическая дидактика [2]. ...

Литература

  1. Баранник А.С. Развитие коммуникативных и рефлексивных умений подростков на уроках русского языка на основе сказкотерапии: Дис. … канд. пед. наук. Новосибирск, 2002.
  2. Зайдман И. Н. Концепция терапевтической дидактики в преподавании русского языка и риторики // Проблемы лингвистического образования: Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. Ч. 2. Екатеринбург. 2002.
  3. Зайдман И. Н. Терапевтическая дидактика как концепция обучения и развития детей группы риска // Риторика общения: Школа Т.А. Ладыженской. Вып. II. Южно-Сахалинск, 2003.
  4. Кармадонова О.Ф. Развитие коммуникативных умений учащихся и коррекция общения подростков на уроках русского языка. Дис. ... канд. пед. наук. Новосибирск, 1999.
  5. Можейкина Л. Б. Роль стереотипа «Свои – Чужие» во взаимоотношениях современных школьников // МЫ. Научно-публицистический альманах. Томск, 2003.
  6. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1990.
  7. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М., 1994.
  8. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М., 2002.
  9. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 2004.

Информация об авторах

Зайдман И Н, кандидат педагогических наук, Завед. кафедрой теории обучения русскому языку и педагогической риторики Института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета, e-mail: mpri@bk.ru

Можейкина Л.Б., аспирантка Института филологии, массовой информации и психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия, e-mail: krep@online.nsk.su

Метрики

Просмотров

Всего: 2093
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 1009
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3