Психология – образованию: временной конспект становления современной науки

415

Аннотация

Как правило, книги, которые рекомендуются в качестве необходимых для оптимизации образовательного процесса, имеют четкое и чаще всего «титульное» жанровое определение – учебник, учебное пособие, хрестоматия, практикум и т. п. В данном же случае речь идет об издании, которое лишено сколько-нибудь выраженной жесткой формальной «привязки» к образованию. И это понятно: реальный адресат куда шире, чем студенты, аспиранты и преподаватели психологических и психолого-педагогических факультетов. В то же время это ни в коей мере не означает, что книга А. В. Петровского «Психология и время» не представляет интереса именно для этой категории читателей. Не случайно рецензируемый труд был издан в издательстве «Питер» в рамках серии «Мастера психологии».

Общая информация

Рубрика издания: Обзор литературы

Для цитаты: Кондратьев М.Ю. Психология – образованию: временной конспект становления современной науки // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 3. С. 108–110.

Полный текст

Рецензия на книгу А.В. Петровского «Психология и время». – СПб.: «Питер», 2007. – 447 с.

Как правило, книги, которые рекомендуются в качестве необходимых для оптимизации образовательного процесса, имеют четкое и чаще всего «титульное» жанровое определение – учебник, учебное пособие, хрестоматия, практикум и т. п.

В данном же случае речь идет об издании, которое лишено сколько-нибудь выраженной жесткой формальной «привязки» к образованию. И это понятно: реальный адресат куда шире, чем студенты, аспиранты и преподаватели психологических и психолого-педагогических факультетов. В то же время это ни в коей мере не означает, что книга А. В. Петровского «Психология и время» не представляет интереса именно для этой категории читателей. Не случайно рецензируемый труд был издан в издательстве «Питер» в рамках серии «Мастера психологии».

В данном случае мы получили возможность ознакомиться с итоговой работой именно Мастера психологии, ученого, который на протяжении десятилетий, будучи классиком российской психологической науки, не только «задавал» основные траектории развития социальной, возрастной психологии, персонологии и истории психологии в отечественной науке, но и сам активно участвовал в разработке наиболее актуальной проблематики. Важно отметить именно то, что Артур Владимирович не ограничивался умозрительным созданием концептуальных моделей, а активно работал в реальном исследовательском поле.

Конечно, не только и не столько личностью автора определяется значимость рецензируемого издания и необходимость его включения в список базовых учебных источников при подготовке современного профессионального психолога. Крайне важным здесь является то, что мы имеем дело с высокопрофессиональным материалом, раскрывающим реальную историю отечественной психологии.

В книге, с одной стороны, в координатах «живого» времени излагается история развития многопрофильной психологической проблематики, а с другой – этот процесс описан, что называется, в лицах, демонстрируются социально-психологические портреты выдающихся отечественных психологов и через эту призму рассматривается подлинное содержание современной отечественной психологии. Первостепенным в данном случае является еще и то, что в качестве предмета изучения А. В. Петровского оказывается психология повседневности. На фоне того, что внимание и прошлых, и современных психологов более привлекают кризисные периоды развития личности, малой группы, социума, это приобретает особую ценность. В то же время полноценное понимание психологического содержания процессов развития, особенно в социальном ракурсе их рассмотрения, достигается, прежде всего, через анализ межкризисных этапов. Так, река, даже имея перекаты, пороги и водопады, может быть оценена в целом как река лишь тогда, когда в центре внимания будет ее основное, если так можно выразиться, «межперепадное», «межводопадное» течение.

Первая часть книги в целом посвящена политической психологии России. При этом путь развития политико-психологической мысли раскрывается автором через конкретные эпизоды истории науки и через портреты выдающихся ее деятелей. Особое значение здесь имеет то, что и сегодня работы тех психологов и организаторов психологической науки, которые упомянуты и описаны в качестве героев реальных событий, остаются литературой, с которой практически в обязательном порядке знакомится в рамках целого ряда учебных курсов любой студент – будущий профессиональный психолог. Понятно, что наличие изложенного в книге фактического материала, почерпнутого из подлинного прошлого и настоящего отечественной психологической науки и профессиональной жизни «ключевых» для ее становления персоналий, позволяют и студенту, и преподавателю интерпретировать наработанные научно-психологические знания с учетом действительных временных реалий. По сути дела, имеющийся в первой части книги материал является незаменимым не только «фоновым», но и собственно содержательным подспорьем при изучении студентами – будущими профессиональными психологами – таких стержневых предметных курсов, как история психологии, психология личности, теория и методология психологической науки, а кроме того, отечественная история и социология.

Вторая часть книги А. В. Петровского «Психология и время» по своему содержательному насыщению представляет собой отчетливо социально-психологический текст. При этом в центре внимания автора оказывается движение теоретической психологической мысли от общеизвестной стратометрической концепции1 через концепцию персонализации и возрастную периодизацию развития личности2 к теоретически обоснованному изучению отношений межличностной значимости в группах разного типа (трехфакторная модель значимого другого, теория лидерства в рамках деятельностного подхода, модель формирования и реализации отношений авторитетности).

Кроме того, в данном разделе содержатся крайне важные для психологически фундаментальной подготовки студентов материалы, демонстрирующие, что называется, «сухой остаток» истории психологии – путь психологической мысли от «клеточки психического» к матрице психосферы. Понятно, что представленные во второй части книги материалы могут быть рассмотрены не как сопутствующие, а как собственно базовые наработки. В качественном плане именно они значительно помогут в освоении студентами психологических и психолого-педагогических вузов и факультетов таких предметных дисциплин, как «Социальная психология», «Социальная психология личности», «Социальная психология малых групп», «Социальная возрастная психология», «История психологии», «Теории и методология психологии».

Заключительная, третья часть книги посвящена новому направлению психологической науки – сравнительной социальной психологии времени или, как его называет автор, – хронопсихологии. Этот раздел носит в большей степени научно-художественный и научно-публицистический, чем собственно научный характер. В рамках помещенных здесь новелл и эссе автор прослеживает основные тенденции изменения общественного сознания в условиях качественно изменяющегося мира на протяжении тех десятилетий, которые соответствуют времени развития советской и современной российской психологии. Центральным для этого наиболее объемного раздела издания является вопрос о специфике и динамике менталитета как «советского человека», так и современного россиянина. В данном случае именно временное перекрестье наиболее значимых изменений этих социально-психологических и при этом порой сугубо личностных феноменов выступает в качестве своеобразной призмы, содержательно определяющей анализ проблемы. Нет ни малейшего сомнения в том, что представленные и обсужденные здесь данные позволяют и содержательно, и иллюстративно-наглядно обогатить практически все без исключения гуманитарно-ориентированные психологические курсы в рамках современного вузовского образования.

Еще на одном моменте необходимо остановиться при оценке данной книги. Будучи написанной в высокопрофессиональной научно выверенной форме, она представляет читателю материал в таком виде, что он вполне доступен для понимания не только специалистам-психологам, но и тем людям, кто независимо от профессии интересуется вопросами психологии, философии, социологии, культурологии. Такой результат достигается, прежде всего, за счет того яркого художественно-публицистического языка и бесчисленного количества конкретных реальных «житейских» примеров.

Совершенно очевидно, что, будучи незаменимым учебным пособием для преподавателей и студентов психолого-педагогических и психологических вузов, настоящее издание – книга А. В. Петровского «Психология и время» – может и должна использоваться и учителями гуманитарных предметов общеобразовательной школы в качестве дополнительной литературы, позволяющей заинтересовать старшеклассников проблемами общественного развития и, в частности, профориентировать их, направляя их познавательные интересы в сферу гуманитарных наук.


Психологическая теория коллектива / Под редакцией А.В. Петровского. – М., 1979. 

2 Психология развивающейся личности / Под редакцией А.В. Петровского. – М., 1987.

Информация об авторах

Кондратьев Михаил Юрьевич, доктор психологических наук, профессор, Декан факультета социальной психологии (1998-2013), ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), член-корреспондент Российской академии образования, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2263
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 415
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 5