Психологическая наука и образование
2007. Том 12. № 5. С. 56–61
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Применение альтернативного варианта конфирматорного факторного анализа
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: прямой метод, переопределенная система уравнений, оценка максимального правдоподобия, критический процент
Рубрика издания: Психологическая диагностика
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Куравский Л.С., Абрамочкина В.И., Петрова Е.А. Применение альтернативного варианта конфирматорного факторного анализа // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 5. С. 56–61.
Фрагмент статьи
... В связи с увеличением потока иммигрантов из Мексики и ростом испаноговорящих детей в образовательных учреждениях Соединенных Штатов Америки встал вопрос, как построить образовательнуюпрограмму, чтобы дети иммигрантов могли успешно обучаться английскому языку [6, с. 170–181], [10, c. 439–449]. Поэтому американскими психологами была поставлена задача по исследованию фонематического восприятия у испаноговорящих детей. Целью работы было выявление степени общности восприятия фонем для различных языков, а также решение вопроса, в какой степени восприятие написанного слова отличается от восприятия фонемы слова. Исследование американских психологов было выполнено с помощью традиционного конфирматорного факторного анализа.
Разработанный альтернативный вариант конфирматорного факторного анализа позволяет находить параметры исследуемой модели прямым методом, позволяющим избежать трудоемкого и неоднозначного процесса итерационного решения задачи многомерной оптимизации [9] и обеспечивая однозначное оптимальное решение.
Традиционный конфирматорный факторный анализ предполагает наличие строго сформулированной модели изучаемого явления. Факторная модель, связывающая наблюдаемые и латентные переменные, составляется, опирается на знание предметной области. Гипотезы о структуре модели должны основываться на анализе природы исследуемых факторов (учитывается как теория, так и наблюдения) [9].
Можно делать количественные предположения о значениях корреляций между латентными переменными и величинах факторных нагрузок. Свободные параметры модели подбираются так, чтобы получить наилучшее, с точки зрения заданного критерия, приближение к матрицам корреляций (или ковариаций) между наблюдаемыми переменными.
Объектом конфирматорного факторного анализа являются ковариационные или корреляционные матрицы наблюдаемых переменных. Цель анализа – выявить значения параметров модели, которая с приемлемыми ошибками объясняет изменчивость наблюдений.
Конфирматорный факторный анализ имеет следующие особенности:
- ненулевые (свободные) факторные нагрузки в уравнениях модели и число исследуемых факторов определяются заранее;
- допускается корреляция между ошибками измерений;
- факторные нагрузки и ковариации между латентными переменными могут быть свободными параметрами модели или приравниваться заданным константам;
- допускается анализ нескольких групп моделей;
- можно проверять, согласуются ли заданные ограничения с результатами наблюдений;
- оценки свободных параметров определяются методом максимального правдоподобия.
...
Литература
- Королюк В. С., Портенко Н. И., Скороход А. В., Турбин А. Ф. Справочник по теории вероятностей и математической статистике. М., 1985.
- Куравский Л. С., Корниенко П. А. Применение нейронных сетей для идентификации локусов количественных признаков в психогенетике // Нейрокомпьютеры: разработка и
применение. 2007. № 4. - Лоули Д., Максвелл А. Факторный анализ как статистический метод. М., 1967.
- Bishop Y. M. M., Fienberg S. E., Holland P. W. Discrete multivariate analysis: Theory and practice. Cambridge, 1975.
- Bollen K. A. Structural equations with latent variables. N. Y., 1989.
- Branum-Martin L., Carlson C. D., Carlo M., Fletcher J. M., Francis D. J., Mehta P. D., Ortiz A. Bilingual phonological awareness: Multilevel construct validation among Spanish-speaking kindergarteners in transitional bilingual education classrooms // Journal of Educational Psychology. 2006. Vol. 98. № 1.
- Goldstein H. Multilevel statistical models (3rded.). L., 2003.
- Loehlin J. C. Latent variable models: An introduction to factor, path, and structural analysis. Hillsdale, N. J., 1987.
- Neale M. C., Cardon L. R. Methodology for genetic studies of twins and families. Dordrecht,
the Netherlands: Kluwer Academic Publishers, 1992. - Schatschneider C., Francis D. J., Foorman B. R., Fletcher J. M., Mehta P. The dimensionality of
phonological awareness: An application of item response theory// Journal of Educational Psychology. 1999. Vol. 91.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1631
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 516
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1