Психологическая наука и образование
2007. Том 12. № 5. С. 100–110
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Представления об эффективности профориентационной работы у подростков
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профориентация, критерии эффективности, выбор профессии, представления об эффективности, оптант, профконсультант
Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Воронин И.В. Представления об эффективности профориентационной работы у подростков // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 5. С. 100–110.
Полный текст
Проблема эффективности профориентационной работы имеет особое значение как в теоретическом, так и практическом плане. В ситуации, когда профориентация находится в начале нового витка развития после долгого забвения, и вопросами трудового воспитания начинает заниматься государство, вопросы эффективного проведения профориентирующих мероприятий становятся все более актуальными. Это направление работы должно учитывать все изменения, произошедшие в современном обществе за последние годы. В то же время основные достижения в данной области можно отнести еще к временам СССР.
Новый виток в развитии профориентации невозможен без изучения самого субъекта профессионального самоопределения, людей нового поколения, выросших в условиях зарождающегося демократического общества. Сегодня требуется изучить не только личностные и профессиональные аспекты направленности подростков, но и их представления об эффективном профориентирующем мероприятии. Результаты такого исследования позволят:
• во-первых, повысить уровень предоставляемых услуг в сфере профориентации за счет более глубокого изучения представлений клиентов об эффективной работе профконсультанта;
• во-вторых, определить возможные оперативные и простые критерии эффективности, которые позволят оценить проведенную работу по профориентации в достаточно короткий период времени с целью возможной корректировки или уточнения полученных результатов.
Оценка эффективности профориентационной работы имеет несколько неоспоримых сложностей. Первой из них является невозможность получения быстрого и достоверного ответа на вопрос, насколько выбор, сделанный самоопределяющейся личностью, или оптантом, является правильным и точным. Поскольку главным критерием оценки здесь выступает сама человеческая жизнь, состоявшаяся или несостоявшаяся, то обсуждаемая проблема приобретает особую сложность. Именно поэтому в профориентации использовался метод отслеживания профессиональных судеб испытуемых, затратный, в первую очередь, во временном аспекте. В то же время любая деятельность нуждается в простых и экономичных критериях, которые позволят оценить эффективность работы в достаточно короткий срок.
Второй ощутимой проблемой в оценке эффективности является определение целей профориентации. В зависимости от ее решения определяются стратегия, методы и оценивается результат профориентирующего мероприятия. В каждом конкретном случае результат профориентации может быть как сугубо конкретным, так и достаточно неопределенным, реальным или материальным, моральным или поддерживающим и т. п. Критерии эффективности в каждом таком случае могут быть свои. Для того чтобы четко определить, на что направлены критерии эффективности, требуется ограничить область их применения. В нашем случае речь идет о профориентационной работе, имеющей цель оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения.
Безусловно, профориентация не может пониматься как взаимодействие двух субъектов. Выбор профессии - это единовременный акт, который конкретизирует через прошлый опыт человека его цели, смыслы бытия, предпочтения. Это целый мир сложных взаимосвязующих факторов, в который включены не только идеи самого оптанта, но также потребности ближайшего окружения и общества. В этот момент человек обозначает свой путь, свое самоопределение.
Профессиональное самоопределение подростка связано с выбором профессии, но не тождественно ему. Сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой трудовой деятельности. Оно связано с ценностями, с потребностью формирования смысловой системы личности, в которой центральное место занимает проблема смысла жизни, направленная в будущее. Ядром профессионального самоопределения является не осознанный выбор профессии с учетом особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий, а личностные и профессиональные цели, достижение которых возможно только с помощью конкретного профессионального выбора.
Профконсультация, направленная на помощь в выборе профессии, по крайней мере, должна либо совершить данный единовременный шаг вместе с оптантом, либо подвести его к этому. В любом случае невозможно игнорировать весь процесс самоопределения, а значит, и его предназначение. Эффективность данного метода следует оценивать через призму достижения цели профориентирующего мероприятия. Сама же цель имеет определенные характеристики, по которым можно оценить, насколько выбор оказался верным.
Какими свойствами может обладать цель профориентирующего занятия?
Ставя для себя профессиональную цель, мы должны четко осознавать, насколько она достижима и реальна в своем исполнении. Определенно каждый субъект имеет опыт, который подсказывает ему, насколько реально достижение той или иной цели. Есть области, где субъекту сопутствует успех, существуют и неудачные попытки. В то же время есть другие области, где опыт человека вообще не применялся. Оценка достижимости и реальности поставленной профориентирующей цели невозможна без определения способностей субъекта, его знаний и умений.
Существуют объективные факторы, влияющие на достижимость цели: социально-экономическое и культурно-историческое состояние общества, социальный «старт» оптанта и пр. Достижимость цели в профконсультации подразумевает, что оптанту вполне по силам достичь определенный профессиональный уровень, используя при этом свои стартовые возможности. При осуществлении диагностического профконсультирования специалист осу- 102 ществляет именно оценку достижимости поставленной цели. Ее реальность подразумевает объективную оценку оптантом своих личных профессиональных перспектив. Следует понимать, что некоторые профессиональные цели могут стать реальными только в результате упорного труда, другие подвластны случаю или обстоятельствам, а третьи просто нереальны, т. е. недостижимы.
Реальность и достижимость поставленной цели не должны нейтрализовывать другой немаловажный фактор. Профессиональная цель должна иметь определенный вызов, путь к развитию и достижению. Как известно, все великие открытия делаются на кончике пера, т. е. там, где легче всего оступиться и где уже не могут работать старые законы. В этой связи реальность и достижимость профессиональной цели не должны сводиться к консерватизму и закрытости от новых идей.
Достижимость и реальность цели связывают зачастую с параметрами измерения успеха, хотя это неверно. Оптанта может волновать не достижение определенного профессионального мастерства, а реальность получения материального достатка, и в этом случае мы имеем дело с показателями измеримости цели. Таким образом, ставя перед собой определенную цель, требуется оценить, в чем будет измеряться успешное ее достижение. В данном конкретном случае измерение успешного достижения связано с получением конкретного материального вознаграждения. В то же время измеримость достижения успеха не может ограничиваться сугубо трудовыми успехами (карьера, деньги, трудовые достижения). Успех может описываться в зависимости от собственного осознания смысла трудовой деятельности оптанта.
Поиск смысла для каждого человека сугубо индивидуален и может иметь несколько показателей. Данные показатели формируют общую профессиональную направленность оптанта и фактически являются измерителями успеха - это ценностносмысловая классификация любой личности. Единый свод ценностей и смыслов закрепляет единство самой личности, надолго определяя собой главные характеристики личности, ее стержень, мораль и нравственность. Именно они регулируют весь процесс профессионального развития. Безусловно, поиск смысла для каждого человека сугубо индивидуален и может иметь несколько показателей, которые имеют высокую вариативность: клиенты называют различные примеры, в том числе материально обеспеченная жизнь, интересная работа, наличие дружеской атмосферы, обеспечение счастья других, счастливая семейная жизнь, общественное признание, личностное самоопределение, развитие личности и другие измерители успеха.
При таком разнообразии измерителей, каждый из которых хорош сам по себе, требуется обозначить осознанную необходимость получения социальных и субъективных благ, другими словами, обратиться к мотивации субъекта. Как известно, одни и те же мотивы могут быть различным образом организованы в структуре личности. В психологической практике предпочитают отдельно выделять понятие ведущего мотива.
Осознанная необходимость достижения профессиональной цели напрямую связана со степенью соответствия ведущего мотива предпочтения профессии ее объективному содержанию. При высоком уровне направленности близким и нужным человеку является наиболее существенное в данной деятельности, то, в чем состоит ее объективное назначение. При низком уровне направленности ведущий мотив выражает потребность не столько в деятельности, сколько в различных связанных с ней обстоятельствах. Очевидно, что без достаточно высокого уровня осознанной необходимости в профессиональной самореализации в контексте определенного вида деятельности невозможно оптимальное взаимодействие между человеком и избираемым им трудом.
В процессе работы профконсультанта с самоопределяющейся личностью может выясниться, что те выборы, которые назывались первоначально, на самом деле не являются осознанно необходимыми самому оптанту, а, скорее, навязаны со стороны. В этом случае мы сталкиваемся с тем, что вопреки своим ценностно-смысловым конструктам оптант декларирует чужеродные цели. Оценку осознанной необходимости профессиональной цели следует производить через призму:
• осознанности и удовлетворенности выбором,
• социально-экономического положения субъекта;
• изучения наличествующих альтернативных выборов и степени их разнородности.
Необходимость достижения профессиональной цели непосредственно связана с его временными рамками. Определенно существуют дальние и ближние перспективы развития, которые рисует для себя человек. Для достижения цели требуется четко обрисовывать временную картину достижения цели с основными промежуточными целями и критическими точками. Временная картина достижения профессиональной цели не связана с простым прогнозированием или угадыванием точек успеха. Она представляет собой последовательное планирование шагов к успешной самореализации, с описанием рисков и критических точек перехода, т. е. точек, без решения которых невозможно продолжение дальнейшего пути. Это сложная, но нужная задача, так как профессиональная цель не может находиться вне времени. Планирование может производиться двумя способами:
• первый - простой и последовательный, когда требуется, начиная с настоящего момента, учитывая прошлый опыт, построить картину дальнейшего продвижения. Он достаточно понятен, но не учитывает факторы, которые могут возникнуть в результате деятельности;
• второй способ - ретроспективный, когда планирование ведется от будущего результата последовательно до настоящего момента. Такой план будет более детализирован и многогранен.
Временные рамки профессиональной цели описывают достижение во временной плоскости конкретной профессиональной цели. Конкретность профессионального выбора понимается как четкое осознание оптантом профессиональной цели, которая определяется не только названием профессии, но и осознанием всех атрибутов жизни, связанной с данным выбором. Утверждается, что исходом профориентирующих мероприятий должен быть конкретный выбор. Это не ограничено выбором названия профессии. Известно, что последняя является частью сферы деятельности (группы родственных профессий).
В результате данных рассуждений мы можем говорить о том, что конкретная профессиональная цель обладает множеством свойств:
• ее отнесенность к определенной группе профессий;
• социальная стратификация профессии (элита, средний социальный статус, рабочий персонал и др.);
• цели, задачи, результаты труда;
•экономическая, социальная и психологическая прибыль;
• другие показатели, тесно связанные с профессиографированием.
После определения различных свойств профессиональной цели требуется оценить ее достижение. Для этого необходимо сформулировать основные принципы определения критериев эффективности профориентационной работы:
1. Простота применения критериев. Безусловно, важный принцип, так как в своей работе мы ориентировались на то, что критерии эффективности могут применить как профессионалы, так и оптанты.
2. Структурированность и целостность инструментария. Нашей задачей было включение стольких инструментов оценки, сколько нужно, не больше и не меньше. Выключение одного инструмента из системы означало бы выключение всей системы, а включение дополнительных инструментов могло либо не повлиять на работу системы, либо помешать ей эффективно действовать.
3. Критерии измеряют то, на что они направлены - валидность. Критерии эффективности должны отвечать требованиям научности, профессиональным требованиям психологов и профконсультантов и обеспечивать измерение эффективности проведения профконсультации.
4. Критерии можно применить здесь и сейчас. Наша задача - нахождение тех критериев, которые позволили бы оценивать работу профконсультанта непосредственно после профориентационных мероприятий.
5. Критерии эффективности относятся к профконсультации как к процессу и не оценивают каждый метод по отдельности. Важно понимать, что критерии эффективности должны применяться ко всей системе. Более того, принимая данные критерии, система профориентационной работы с оптантом должна иметь определенную структуру. Критерии эффективности должны быть объективны и не могут дробиться по отношению к каждой методике.
Согласно данным принципам формируется следующая система критериев эффективности профориентационной работы.
1. Достижимость, реальность поставленной цели. Ставя для себя профессиональную цель, мы должны четко осознавать, насколько она достижима и реальна в своем исполнении.
2. Измеримость успешного достижения цели. Успех может описываться в зависимости от собственного осознания смысла трудовой деятельности оптанта.
3. Осознанная необходимость достижения поставленной цели. Сложный для оценки критерий, направленный, в первую очередь, на понимание того, насколько оптант самостоятелен в выборе решения. Этот критерий необходим также для понимания того, насколько данный выбор жизненно важен для оптанта и готов ли он на возможные «жертвы» для достижения цели.
4. Временные рамки достижения цели. Профориентатор, работая с прошлым и настоящим оптанта, должен ориентироваться на будущее. Из этого следует, что требуется четко обрисовывать временную картину достижения цели с основными промежуточными целями и критическими точками.
5. Конкретность цели. Четкое осознание конкретной профессиональной цели должно определяться не только названием профессии, но и обозначением всех атрибутов жизни. Из этого следует, что исходом профориентирующих мероприятий должен быть конкретный выбор определенного жизненного пути.
После выделения критериев эффективности профориентационной работы наше исследование обратилось к представлениям об эффективности профориентационной работы у подростков. Целью исследования было определение представлений об эффективности профориентационной работы у подростков для дальнейшего формирования качественной работы профконсультанта и построения эффективной модели профориентационной работы. На основе критериев эффективности был разработан опросник, выявляющий представления об эффективности профориентационной работы у подростков.
Подбор испытуемых производился в рамках общеобразовательной школы. При формировании подгрупп исследовались журналы успеваемости и другие документы, связанные с деятельностью учеников, проводились первичные беседы с родителями, учителями и администрацией школы. Группы были приведены в относительное равенство по половому и возрастному признаку. Каждому испытуемому выдавался бланк с перечнем незаконченных предложений. Отвечать на вопросы требовалось в свободной форме, высказывая собственные ожидания, мысли и оценки.
Подросткам выдавался бланк с перечнем 14 незаконченных предложений: среди предложений были такие, которые направлены на оценку самостоятельной работы, а также те, которые направлены на оценку работы профориентатора.
Для заполнения опросника требовалось указать класс, в котором учится подросток, и пол ребенка. Опросники были анонимными. Время на заполнение опросника не ограничивалось. Испытуемым также давалась установка: глубже прочувствовать данное предложение, о котором идет речь, и потом, не задумываясь, сразу
продолжить его, вписав ответ в соответствующую строку опросника.
После заполнения опросных листов они подвергались предварительной обработке.
В состав опросника входили:
а) предложения общей направленности, которые были призваны оценить состояние родителя или ученика на момент выполнения работы с опросником;
б) предложения оценивающего характера, которые позволяли определить отношение учащихся к занятиям по профконсультации;
в) предложения, направленные на конечный результат, и призванные уточнить, что ученик будет считать удачным исходом, а что нет.
В проведенном исследовании оценивалась и работа ребенка и профконсультан- та. Поэтому представляли интерес не только значимость различных критериев, но и как сами ученики оценивают свою активность в работе с профконсультантом. Полученные результаты подвергались качественному анализу с целью выявления предпочтений в представлениях о критериях эффективности среди подростков.
По анализу эффективности профориентационной работы у подростков и родителей были сформулированы основные итоги по каждому критерию, которые занесены в таблицу первичных результатов.
После проведения анализа полученных предварительных результатов были сделаны следующие выводы.
1. У подростков не очень выражен интерес к вопросам достижимости и возможности реализации поставленной профессиональной цели. Свои способности и мотивацию они зачастую проверяют в местах, куда родители мало заглядывают: в школьных классах, подростковых компаниях, секциях и кружках. В основном данные вопросы задают подростки, не уверенные в собственных силах.
2. Респонденты, интересующиеся вопросами временной перспективы, как бы хотят заглянуть в будущее, смоделировать свой успех в настоящем. Различия в оценках у этой группы не являются существенными. Здесь представлены следующие вопросы:
• о том, когда респондент может рассчитывать на положительный результат;
• о проблемах, которые поджидают оптанта и когда они могут настать;
|
Конкретная |
Измеримая |
Определена во времени |
Необходимая |
Достижимая и реальная |
Все подростки |
68 % |
12 % |
40 % |
13 % |
29 % |
9 класс |
75 % |
18 % |
45 % |
15 % |
40 % |
10 класс |
60 % |
9 % |
35 % |
11 % |
28 % |
Юноши |
70 % |
18 % |
45 % |
9 % |
29 % |
Девушки |
60 % |
9 % |
37 % |
14 % |
40 % |
Вопросами временных рамок в основном интересуются респонденты, определенно настроенные на карьеру либо профессиональное развитие, так как именно эти вопросы связаны с последовательной сменой различных ролей, точек перехода и риска. Высокий уровень упоминания данного критерия у учеников 10 класса связан с тем, что данные респонденты в основном настроены на прямое попадание в вуз, а значит, готовы к последовательному построению собственной карьеры.
3. Вопрос о том, что я хочу получить в будущем, практически не вызывает затруднений у подростков. В основном оптантов волнует, как этого можно достичь. В этой связи показатель измеримости успешного достижения профессиональной цели важен для изучения и осознания самим профконсультантом. Общая доля данного критерия в ответах респондентов в среднем не превышает 10 %. Это достаточно низкий показатель в сравнении с долями других критериев: достижимость и реальность цели, временные рамки. Респонденты не часто обращались к данной теме, подразумевая, что успех измерить смогут самостоятельно. Здесь выделяется подгруппа, давшая максимальный результат по критерию измеримости - это девушки 9-10 классов, в анкетах которых 98 % ответов было связано с измеримостью профессионального успеха. У данной группы заметна четкая направленность на материальное благополучие. Они достаточно узко рисуют картину счастья, представляя это как получение большого и крупного счета в банке. Такая ограниченность не позволяет взглянуть на широкие возможности профессиональной жизни. Основной тезис, которого придерживаются данные испытуемые, - это достижение благополучия. При этом данные испытуемые предполагают, что могут и совсем не приступать к трудовой деятельности, если позволит материальное положение.
4. Критерий «осознанная необходимость достижения профессиональной цели» имеет самую незначительную долю среди всех ответов респондентов. В работе с клиентом данный критерий, как показывает наше исследование, может и не актуализироваться для подростка и его родителя. Возможно, это станет определенной проблемой, когда профконсультанту придется рассказывать о том, что выбор клиента на самом деле не является осознанно необходимым, а, скорее, это дань моде. В этом случае психолог может найти недопонимание со стороны клиента. В работе с данным критерием эффективности, пожалуй, потребуется максимальный такт и высокий уровень профессионализма. Для некоторых испытуемых данный критерий все же оказался важным. Это группа лиц, в основном находящаяся в некотором смятении перед профессиональным выбором. С одной стороны, существуют определенные успехи в учебе (по конкретным дисциплинам), с другой стороны, эти дети ощущают тягу к совершенно другим дисциплинам, где их отметки либо успехи невелики. Такая двойственность ведет к серьезным противоречиям. Подростки хотят понять, что для них все-таки важнее. Данный выбор окажется для них очень сложным испытанием.
5. Более 68 % респондентов так или иначе отметили критерий «конкретность профессиональной цели». Высокие результаты показали здесь ученики 9-х классов. Относительно низкие результаты зафиксированы среди учеников 10-х классов (60 %). Существенная разница между ответами девятиклассников и десятиклассников объясняется тем, что среди первых существует группа учеников, для которых момент профессионального выбора - главный вопрос. Профконсультанту следует понимать, что вопрос конкретности цели является, пожалуй, самым важным для этих учеников. Общий процент упоминания и доля упоминания данного критерия в от
ветах данных испытуемых говорит о том, что профконсультация не будет считаться эффективной, если не будет сформулирован главный вопрос - «кем быть?»
Различные группы учащихся в зависимости от социального статуса экономического положения семьи, а также успешности обучения в школе оценивали эффективность профориентационных занятий по одним критериям, но показатели данных критериев отличались. Так, среди «троечников» меньше всего оказалось учеников, упоминающих профессии, на которые они ориентируются как на будущую специальность. А среди детей, родители которых имеют невысокооплачиваемую работу, высок показатель заинтересованности в материальном благополучии. При этом в данной группе практически не упоминается возможность получения высшего образования. Это говорит о том, что ученикам из данной группы предстоит задуматься о самостоятельной жизни сразу после школы.
Далее были произведены расчеты для проверки утверждения: является ли предпочтение того или иного критерия общей тенденцией для всех групп клиентов или же следует говорить об определенных группах респондентов (больших и малых), для которых данный критерий является самым важным. Другими словами, можно ли говорить, что предпочтение того или иного критерия является общей тенденцией для всех, или же распределения между количеством предложений с называнием данного критерия, и количеством респондентов, называющих данный критерий, будут не совпадать. В этом случае мы можем говорить не об общих тенденциях, а всего лишь об определенных группах клиентов, для которых важен/не важен тот или иной критерия эффективности профориентационной работы.
Проверка данного утверждения производилась с помощью критерия Пирсона и через определение пропорции каждой частоты по каждому критерию, так как количество испытуемых и предпочтений не равны. После проведенного расчета было выявлено, что предпочтение того или иного критерия является общей тенденцией для всех групп клиентов.
На основании полученных результатов сформированы следующие выводы общего характера и рекомендации по использованию критериев эффективности профориентационной работы.
1. Следует учитывать, что учащийся во многом ориентируется на конкретность полученных результатов, поэтому при всех доводах об активизации действий клиента не стоит ставить это как цель всех профориентирующих мероприятий. Другими словами, активизирование клиента на принятие решения является одним из способов достижения конкретной цели.
2. Для многих подростков имеет важность временное планирование и прогнозирование. Вопрос «когда будет?» задается чуть менее чаще вопроса «кем быть?». Это позволяет утверждать, что для подростка вопросы временной перспективы являются не менее важными, нежели вопросы конкретного выбора.
3. Треть подростков задается вопросами достижимости поставленных целей. Для этих молодых людей главными являются вопросы о том, смогут ли они их достичь, хватит ли на это сил, возможностей, и что требуется совершить для достижения этой цели.
4. Значительно ниже по шкале предпочтений расположились критерии измеримости и осознанной необходимости (на четвертом и пятом месте соответственно). Различия в упоминании критерия измеримости в группах незначительны. Во многом данный критерий является важным для профконсультанта. Именно его показатели позволят понять профконсультанту, почему подростком выбирается та или иная сфера деятельности, смыслы, которые вкладываются им в конкретный профессиональный выбор. В исследовании предпочтений по критерию осознанная необходимость профессионального выбора обнаружено, что в его оценке не существует различий между группами подростков. Однако существуют подгруппы, для которых данный критерий является очень важным. Эти группы характеризуются определенным смятением перед выбором, имеют несколько альтернативных и даже противоречивых профессиональных программ своего развития, могут ощущать влияние со стороны родителей, учителей и окружения.
5. То, что одни критерии эффективности являются важными для подростков, а другие нет, не говорит о том, что одни следует учитывать, а другие игнорировать. В то же время с помощью данных предпочтений профориентатор должен скорректировать рекомендации, которые он даст подростку в конце проводимой работы.
6. Особое внимание следует проявить выпускным 9-м и 11-м классам, так как в данные периоды подросткам действительно необходима профориентирующая помощь. Также следует учитывать, что учащиеся 9х классов, решившие идти в 10 класс, являются самой сложной для активизации группой. Вероятная причина кроется в том, что для этой группы важное решение по выбору профессии наступит не сколько позже.
7.Критерии эффективности профориентирующего занятия являются сугубо профессиональной областью для консультантов. В то же время исследование показало, что подростки прекрасно ориентируются в том, что будет для них эффективно, а что нет. Поэтому профориентатору следует выстраивать свою программу не только со гласно собственным представлениям, но и в соответствии с критериями эффективности подростков. В рамках профориентационных занятий были сформированы игровые методы по определению эффективности профориентации.
8.Согласно данным исследованиям следует отметить, что работа профконсультанта может быть наполнена различными методиками, но она не может не учитывать представления об эффективности у подростков при построении профориентационной работы.
Литература
- Климов Е. А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. М., 2003.
- Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2003.
- Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. Учеб. пособие к курсу «Психология
труда и инженерная психология». М., 1997. - Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. М.,
1999. - Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация: Учеб. пособие для студентов
вузов. М., 2005. - Рогов Е. И. Выбор профессии: Становление профессионала. М., 2003.
- Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М., 2001.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3327
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 1292
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0